Вопрос 85.Нейрофизиологические механизмы научения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 85.Нейрофизиологические механизмы научения



1, Представление о нейрофизиологических механизмах научения

2. Специфика психофизиологического рассмотрения научения

1. В проведенных нейрофизиологических исследованиях было показано, что в научении задействованы многие структуры мозга, а не только специ­фические сенсорные, моторные и связывающие их ассоциативные струк­туры, как следовало из классических представлений о замыкании вре­менных связей. Это вовлечение в процесс обучения многих структур привело к формированию представления об обучающихся нервных сетях.

В связи со спецификой нервной ткани, выражающейся в наличии у не­рвных клеток очень длинных отростков, способных проводить электри­ческие импульсы, и с представлением о потоках информации внутри мозга, ключевым механизмом пластичности нейронов является изменение эффективности синоптической передачи.

Научение с позиций психофизиологии может быть определено как фор­мирование пространственно-временной организации активности моз­га, обеспечивающей выполнение приобретаемого в процессе обучения нового поведения и соответствующей новому состоянию субъекта по­ведения.

При таком определении становится очевидным отличие психофизиоло­гического подхода к научению от подходов, характерных для психоло­гии и биологии.

В соответствии с различными представлениями о движущих силах на­учения все психофизиологические теории могут быть разделены на три типа:

• инструктивные;

• инструктивно-селективные;

селективные.

В силу особенностей бихевиористской позиции нейрофизиологи иссле­довали научение как процесс дифференцировки и запоминания зна­чимых стимулов среды. Для теоретического описания этого процесса были предложены разнообразные инструктивные теории, описывавшие фиксацию нервной системой навязываемых средой закономерностей и относившие изменение функций нейрона за счет изменения состояния синаптических контактов. Однако инструктивным теориям присущ ряд недостатков, не позволяющих использовать их для описания сложных форм научения.

В соответствии с одной из инструктивно-селекционных теорий, предло­женной Экклсом, обучение происходит в нейрональной сети за счет

135 изменения эффективности отдельных синаптических контактов, выбор которых производится за счет инструктирующего возбуждения других синапсов. Эта теория учитывает влияние мотивации и состояния готовности, описывая их как модулирующее возбуждение определенных входов нейрона.

Селективные теории научения исходят из существования заложенного в процессе созревания разнообразия нейронных интеграции и выбора! необходимой интеграции в результате проб во время обучения.

Основной экспериментальный материал для построения психофизио­логической теории научения был получен в экспериментах, в которых научение не было непосредственным предметом изучения. Так, на основе исследования способности животных к экстраполяции Л.В. Крушинский предположил наличие резерва нейронов, обеспечивающих фиксацию нового опыта (Крушинский, 1977). В экспериментах, исследовавших нейрональные основы зрительного восприятия, было обнаружено существование нейронов, специфически активировавшихся при предъявлении конкретных лиц или определенных черт лица. Дополнительный анализ позволил утверждать, что эти клетки отвечают представлению о гностических нейронах.

Результаты экспериментов подтвердили предположение о наличии резерва клеток, обеспечивающего усвоение нового опыта, и явились свидетельством в пользу селективных теорий научения.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 329 - 331. \



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.004 с.)