Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 61. Потребности и их классификацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребности - форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходе к их классификации, однако большинство исследователей выделяют три типа потребностей: • биологические', • социальные', • идеальные. 2. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среда и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметре внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении. Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организмма, - это потребности в пище, воде, безопасности, оптимальных экологических условиях (кислород в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т. п.). Физиологические механизмы, лежащие в их основе, изучены достаточно подробно. Биологические потребности свойственны как человеку, так и животным. Однако биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит прежде всего на уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. У животных большинство потребностей носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически "предопределены" не только свойства внешних предметов или живых существ, способных удовлетворить эти потребности, но и основная последовательность поведенческих актов, приводящих • достижению полезного результата. 3. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной безусловно рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.
Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают в себя следующие их виды: • потребность принадлежать к определенной социальной группе; • потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы • потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида. 4. Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:
Использованные источники. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 151 -153. Вопрос 62. Мотивация
Термин "мотивация" буквально означает "то, что вызывает движение", то есть в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение. Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор (по И.П. Павлову - "слепая сила"), побуждающий организм к определенному поведению. Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения; в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.
Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев: мотивация - это опредмеченная потребность, или "само целенаправленное поведение". Механизм перерастания потребности в мотивацию в отношении некоторых биологических потребностей (голод, жажда) связан с принципом гомеостаза. Согласно этому принципу внутренняя среда организма должна всегда оставаться постоянной, что определяется наличием ряда неизменных параметров (жестких констант - например, уровень сахара в крови, содержание кислорода), отклонение от которых влечет резкие нарушения жизнедеятельности.В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включениия механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности. Потребность перерастает в мотивацию лишь по достижении некоторого уровня; при превышении этого условного порога человек, как правиле не может игнорировать нарастающую потребность и подчиненную ей мотивацию. 2. Наиболее полное психофизиологическое описание поведения дает теория функциональных систем (ФС) П.К. Анохина. Согласно этой теории немотивированного поведения не существует. Мотивация активизирует работу ФС, в первую очередь афферентным синтез и акцептор результатов действия. Соответственно активируются афферентные системы (снижаются сенсорные пороги, усиливаются ориентировочные реакции) и активизируется память (актуализируются необходимые для поисковой активности образы-энграммы памяти). Мотивация сохраняется на протяжении всего поведенческого акта, определяя не только начальную стадию поведения (афферентный синтез), но и все последующие: предвидение будущих результатов, принятии решения, его коррекцию на основе акцептора результатов действия и изменившейся обстановочной афферентации. Именно доминирующая мотивация "вытягивает" в аппарате акцептора результатов действия веся накопленный и врожденный поведенческий опыт, создавая тем самым определенную программу поведения. С этой точки зрения, акцептом результата действия представляет доминирующую потребность организма, преобразованную мотивацией в форму опережающего возбуждения мозга. Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особой состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени - от начала поведенческого акта до получения полезных результатов, определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители. 3. Мотивации различаются по силе и по содержанию. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: • энергетическую - отражает меру напряжения потребности; мотивации варьируют в диапазоне от слабой до сильной;
Как и потребности, мотивации принято разделять на:
Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности живых существ. 4. В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным - иногда взаимоисключающим - стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое дитя (материнский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная "борьба" мотиваций и выстраивание их иерархии. В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским (1925): в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности, то есть величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. Использованные источники: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 155 - 158.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.85.198 (0.013 с.) |