Вопрос 86. Процесс научения с точки зрения системной психофизиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 86. Процесс научения с точки зрения системной психофизиологии



1. Специализация нейронов

2. Основные моменты процесса научения

1. В связи с имевшимися в литературе данными о специфической связи активности отдельных нейронов с движениями, целью действия, местом и другими характеристиками поведения, в лаборатории В.Б. Швыркова была разработана экспериментальная модель, позволявшая диф­ференцировать связь нейрональной активности с каждым из этих аспектов поведения (модель пищедобывательного поведения у кроликов, кото­рым для получения пищи из двух кормушек, расположенных в углах передней стенки квадратной клетки, требовалось нажимать на педали, которые были расположены в углах задней стенки той же клетки). На основании результатов был сделан вывод о специализации нейронов относительно определенных поведенческих актов, который лег в основу концепции системоспецифичности нейронов, утверждающей принадлеж­ность любого нейрона только к одной функциональной системе.

Наряду со специализациями нейронов относительно отдельных систем поведенческих актов, таких как "подход к педали", "захват пищи", "на­жатие педали",, также были обнаружены и другие специализации:

ü специализации нейронов относительно конкретных движений живот­ного;

ü специализации относительно объединений актов, например, подход и нажатие педали.

2. В дефинитивном поведении циклически повторяющиеся взаимодействия организма со средой в виде адаптивных последовательностей поведен­ческих актов формируют отношения элементов опыта. За счет воздей­ствия среды эти последовательности могут быть прерваны. В соответ­ствии с имеющимся опытом вместо запланированного акта в таком случае реализуется ориентировочное поведение, сменяющееся следующим при­способительным актом. При многократном повторении такого воздей­ствия происходит привыкание, т. е. сокращение перерыва в последователь­ности вплоть до его полного исчезновения. В случае, когда "информационное" воздействие среды сопряжено с "подкрепляющим" в виде разрушающего воздействия либо появляющейся возможности удов­летворения "мотивированного" состояния, после ориентировочного со­вершается поведенческий акт, не входивший ранее в эту последовательность. При многократном повторении фиксируется новая последовательность смены поведенческих актов и обеспечивающие ее осуществление отно­шения элементов опыта.

Собственно научение, заключающееся в формировании нового элемента индивидуального опыта, начинается с возникновения проблемной ситу­ации, когда организм не может достигнуть желаемого результата за счет использования имеющихся в опыте функциональных систем. На нейрональном уровне этому соответствует длительное рассогласова­ние метаболических потребностей клеток и синаптического притока. Это приводит к одновременной актуализации множества функциональных систем.

Такая актуализация приводит в поисковом поведении к новым после­довательностям поведенческих актов и изменениям набора прасистем, то есть пробным соотношениям организма со средой.

За счет имеющегося опыта поведения индивида в проблемных ситуаци­ях этот набор не случаен, а подчинен опыту генерации успешных проб, накопленному индивидом:

• в случае неудачи состояние повышенной актуализации множества сис­тем сохраняется и происходит генерация следующей пробы;

• в случае же успеха полученный результат снижает общий уровень акту­ализации систем, видимо, за счет частичного удовлетворения метабо­лических потребностей нейронов.

После ряда успешных проб происходит исключение лишних конкуриру­ющих альтернатив и окончательно складывается новая функциональная система поведенческого акта. Она имеет вид определенной организации?' актуализированных ранее сформированных систем и "добавки" группы специализированных нейронов, представляющих вновь сформированный' элемент опыта в памяти организма. Эта "добавка" обеспечивает консолидацию кооперативного ансамбля, необходимого для достижения данного результата.

Одновременно в силу включения нового акта в последовательность имев­шихся поведенческих актов формируются отношения нового элемента опыта с уже имевшимися в памяти организма.

 

Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 334, 341.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.007 с.)