Психофизиология. Конспект лекций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиология. Конспект лекций.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.

- М.: "Приор-издат", 2003. - 176 с.

ISBN 5-9512-0021-0

Автор-составитель: Титов Вячеслав Александрович.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучае­мым в гуманитарных вузах. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Пси­хофизиология". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизиро­вать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фун­даментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор: Буланова А.Г. Корректор: Антонова Н.В. Верстка: Симончук С.А. Обложка: Хегай А.В.

ООО "Приор-издат"

г. Москва, Малый Татарский переулок, д.5, стр.1

Издание осуществлено совместно с ЗАО "Книга сервис"

http://www.xlibris.ru, e-mail: prior@knigotorg.ru

Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00

http://www.knigotorg.ru, e-mail: sales@knigotorg.ru

Подписано в печать а». •!• 2001. Заказ <1Л1  . Тираж 5001

Отпечатано в Подольском филиале ЧПК

142110, г. Подольск, ул. Кирова, 25.

ISBN 5-9512-0021-0

••••

3.

I, Психофизиология и ее взаимосвязь с другими дисциплинами

Вопрос 4. Системный подход к проблеме индивидуальности

1. Структура индивидуальности

Межуровневые связи

Системный подход к проблеме индивидуальности человека диктует необ­ходимость рассматривать индивидуальность как систему особенностей человека и как индивида, и как организма, и как личности, то есть как иерархическую систему системных качеств.

Введение системного подхода позволило по-новому подойти к реше­нию этой проблемы, выдвинув на первый план представление об инди­видуальности и ее структуре.

Основные идеи и положения в этом направлении были сформулирова­ны в трудах B.C. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, И. В. Равич-Щербо, В.М. Русалова.

Различные подходы к структуре индивидуальности приводят к выделе­нию разных, нередко достаточно дробных уровней и подуровней.

Например, К.К. Платонов предлагает выделять следующие органичес­кие уровни:

Ø сомато-морфологическую индивидуальность;

Ø биохимическую;

Ø физиологическую.

В психологической сфере он выделяет:

ü процессуальную психическую индивидуальность, в известной степени общую у человека и животных;

ü содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продук­том его взаимодействия с миром;

ü социально-психологическую индивидуальность, третий психический уровень, свойственный только человеку.

В наиболее общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана В. С. Мерлиным.По его представлениям, понятия "индивид" (организм) и "личность" вклю­чаются в более обобщенное понятие "индивидуальность", которая рассматривается как иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития. Данная система охватывает все уровни существования индивидуальности - от свойств организма (биохимических, общесома­тических, нейродинамических) через уровень индивидуальных психи­ческих свойств (психодинамических - свойств темперамента, психичес­ких свойств личности) к социально-психологическим индивидуальным свойствам. Сама интегральная индивидуальность определяется им как "це­лостная характеристика индивидуальных свойств человека".

2. Понятие связи является ключевым для системных исследований: пред­полагается, что системность объекта полнее всего раскрывается через его связи и их типологию.

Б.Ф. Ломов понятие связи выдвигает на первый план, предлагая рас­сматривать индивидуальность как "систему многомерных и многоуров­невых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека".

По утверждению B.C. Мерлина, между уровнями имеются не только од­нозначные, но и многозначные связи, когда каждая характеристика од­ного уровня связана с многими характеристиками другого и наоборот.

Изучение межуровневых связей в структуре индивидуальности сопряжено с рядом проблем, среди которых в первую очередь проблема определения их направленности и установления причинно-следственных отношений.

Одним из широко распространенных в психофизиологии исследователь­ских приемов является установление связей путем вычисления корреля­ций между физиологическими (например, параметры энцефалограммы) и психологическими (например, показатели умственного развития) характеристиками.

Использованные источники.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 16-19.

Использованные источники.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 26- 28.

  Вопрос 7. Нервная система и мозг

  1. Строение и функции нервной системы
  2. 2. Строение и функции мозга

 

1. Функционирование организма как единого целостного образования обес­печивается нервной системой - совокупностью нервных образований.

Вся нервная система делится на следующие:

центральная нервная система, к которой относятся головной и спинной мозг;

периферическая нервная система - нервные волокна, расходящиеся по всему телу от головного и спинного мозга. Соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами - мышцами;

вегетативная нервная система - обслуживает внутренние органы и же­лезы.

Нервная система обеспечивает интеграцию внешнего воздействия с от­ветной реакцией организма.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физи­ческие и химические изменения в окружающей среде. Воздействия сре­ды, которые вызывают ответные реакции организма, называются раз­дражителями, или стимулами.

Раздражители среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п.) преоб­разуются органами чувств, специальными чувствительными клетками-рецепторами в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне.

Нервные импульсы по приносящим (афферентным) нервным волокнам передаются в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответ­ствующие командные импульсы, которые передаются по выносящим (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мыш­цам, железам).

2. Строение мозга:

спинной мозг, находящийся в позвоночном столбе, регулирует простей­шие автоматизированные мышечно-двигательные реакции; переходит в

продолговатый мозг головного мозга, регулирующий различные процес­сы жизнеобеспечения в организме, - дыхание и др.;

средний мозг, через который проходят все нервные пути от органов чувств к большим полушариям. Средний мозг регулирует работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) - результат деятельности среднего мозга. В среднем мозге находится продолжающееся из продолговатого мозга сетевидное обра­зование - ретикулярная формация. Импульсы от органов чувств как бы

14

заряжают эту формацию, и она оказывает активизирующее (тонизиру­ющее) влияние на деятельность головного мозга;

промежуточный мозг - расположен над средним мозгом. Включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные ви­тальные (жизненно важные) реакции, питание, защиту, размножение.

Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлек­торную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъек­тивно ощущаются в виде эмоций.

В мозге человека имеются все те структуры, которые возникли на раз­личных этапах эволюции живых организмов. Они содержат "опыт", на­копленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетель­ствует об общем происхождении человека и животных.

Особенно развита у человека кора больших полушарий - орган высших психических функций.

В коре мозга выделяются два основных блока:

блок приема, переработки и хранения информации - отделы мозга, осу­ществляющие обработку информации, поступающей от различных ре­цепторов - зрительных, слуховых, кожных, двигательных и др.; все корковые зоны этого блока функционируют в иерархической взаимо­связи - первичные зоны осуществляют раздробление, первичный анализ поступающей сенсорной информации; вторичные •зоны выполняют фун­кцию синтеза - объединения, интегрирования поступающей информа­ции одной и той же модальности; третичные зоны - объединение ин­формации, поступающей от отдельных анализаторов;

блок программирования, регуляции и контроля деятельности - передние отделы мозга.

Существуют также различия в функциях правого и левого полушарий -функциональная асимметрия мозга. Функцией левого полушария являет­ся оперирование вербально-знаковой информацией (логические опера­ции, чтение, счет). Функция правого полушария - оперирование нагляд­ными образами, распознавание объектов, образное мышление. Оба полушария функционируют взаимосвязанно.

Использованные источники:

Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. С. 39, 46 - 47.

 

  Вопрос 8. Нервные клетки и их функции

1. Характеристики нервных клеток

2. Размер и форма

3. Цвет нейронов

4. Синапсы

5. Электрическая возбудимость

6. Пейсмекер

7. История открытия нервных клеток

1. Мозг человека состоит из 1012 нервных клеток. Обычная нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток и передает Сот­ням и тысячам, а количество соединений в головном мозге превышает 1014- 1015.

Характеристики нервных клеток:

• размеры и форма;

• цвет;

• механизм электрической возбудимости и др.

К. Гольджи и С. Рамон-и-Кахал нашли, что в структурах мозга можно выделить клетки двух типов: нейроны и глию.

2. Размеры нейронов могут быть от 1 (размер фоторецептора) до 1000 мкм.

Форма нейронов также исключительно разнообразна, чаще всего не­правильна. Существуют нейроны, напоминающие "листик" или "цве­ток". Иногда поверхность клеток напоминает мозг - она имеет "борозды" и "извилины". Исчерченность мембраны нейронов увеличивает ее по­верхность более чем в 7 раз.

Наиболее ясно форма нейронов видна при приготовлении препарата полностью изолированных нервных клеток.

В нервных клетках различимы тело и отростки.

В зависимости от функционального назначения отростков и их количе­ства различают клетки униполярные (монополярные) и мультиполярные (биполярные).

Монополярные клетки имеют только один отросток - аксон, по которо­му возбуждение распространяется от клетки.

Согласно классическим представлениям у нейронов один аксон. Согласно же наиболее новым результатам, полученным в электрофизиологичес­ких исследованиях с использованием красителей, которые могут рас­пространяться от тела клетки и прокрашивать отростки, нейроны име­ют более чем один аксон.

Мультиполярные клетки имеют не только аксоны, но и дендриты, по которым в нейрон поступают сигналы от других клеток.

Дендриты в зависимости от их локализации могут быть базальными и

апикальными.

Дендритное дерево некоторых нейронов чрезвычайно разветвлено.

3. Внешняя характеристика нервных клеток - это их цвет. Он также раз­нообразен и может указывать на функцию клетки - например, нейро-эндокринные клетки имеют белый цвет. Желтый, оранжевый, а иногда и коричневый цвет нейронов объясняется пигментами, которые содер­жатся в этих клетках.

Размещение пигментов в клетке неравномерно, поэтому ее окраска раз­лична по поверхности - наиболее окрашенные участки часто сосредото­чены вблизи аксонного холмика. По-видимому, существует определен­ная взаимосвязь между функцией клетки, ее цветом и ее формой.

4. На дендритах находятся синапсы - структурно и функционально оформ­ленные места контактов одной клетки с другой.

Взаимодействие нервных клеток в значительной мере ограничено эти­ми специфическими местами, в которых могут происходить соедине­ния.

Термин произошел от греческого слова "застегивать" и был введен Ч. Шеррингтоном в 1897 г.

С. Рамон-и-Кахал (1911) показал, что все синапсы состоят из двух эле­ментов - пресинаптической и постсинаптической мембран, а также пред­сказал существование третьего элемента синапса - синоптической щели (пространства между пресинаптическим и постсинаптическим элемен­тами синапса).

Совместная работа этих трех элементов и лежит в основе коммуника­ции между нейронами и процессами передачи синаптической инфор­мации. Сложные формы синаптических связей, формирующихся по мере развития мозга, составляют основу всех функций нервных клеток. Де­фекты синаптической передачи лежат в основе многих заболеваний не­рвной системы.

В соответствии с общепринятой точкой зрения синапс передает инфор­мацию только в одном направлении: информация течет от пресинапти­ческой к постсинаптической клетке. Анализ же новых результатов застав­ляет предполагать, что существенная часть информации передается от постсинаптического нейрона к пресинаптическим терминалям нерва.

5. Все функции, свойственные нервной системе, связаны с наличием у нервных клеток структурных и функциональных особенностей, обеспе­чивающих возможность генерации под влиянием внешнего воздействия особого сигнального процесса - нервного импульса.

Основными свойствами нервного импульса являются: • незатухающее распространение вдоль клетки;

• возможность передачи сигнала в необходимом направлении;

• воздействие с его помощью на другие клетки.

Способность к генерации нервной клеткой распространяющегося не­рвного импульса определяется особым молекулярным устройством по­верхностной мембраны, позволяющим воспринимать изменения про­ходящего через нее электрического поля, изменять практически мгновенно свою ионную проводимость и создавать за счет этого трансмембранный ионный ток, используя в качестве движущей силы постоянно существующие между вне- и внутриклеточной средой ион­ные градиенты.

Этот комплекс процессов, объединяемых под общим названием "меха­низм электрической возбудимости", является яркой функциональной характеристикой нервной клетки.

6. Механизм внутреннего генератора нейрона образует категория эндогенных потенциалов, связанных с активным транспортом ионов. Пейсмекерными потенциалами, в собственном смысле этого слова, называют близкие к синусоидальным колебания частотой 0,1 - 10 Гц и амплитудой 5-10 мВ.

Пейсмекерный потенциал является компактным способом передачи внутринейронной генетической информации.

7. Нервные клетки как независимые элементы нервной системы были от­крыты сравнительно недавно - в XIX в., в морфологических исследова­ниях Р. Дютроше, К. Эренберга и И. Пуркинье. С тех пор они не переста­ют привлекать к себе внимание исследователей.

Нейробиолог и нейроанатом С. Рамон-и-Кахал использовал метод ок­раски по Гольджи для картирования участков головного и спинного мозга. В результате была показана не только чрезвычайная сложность, но и высокая степень упорядоченности нервной системы.

В настоящее время появились новые методы исследования нервной тка­ни, позволяющие выполнить тонкий анализ ее строения.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. С. 18 - 25.

Вопрос 9. Нейронные сети

  1. Понятие нейронных сетей
  2. Типы сетей
  3. Векторная психофизиология

 

1. В соответствии с системным подходом объединения нейронов могут при­обретать свойства, которых нет у отдельных нервных клеток.

Важной единицей функциональной активности ЦНС считается элемен­тарная нейронная сеть.

Принципы кооперативного поведения нейронов в сети предполагают, что совокупность взаимосвязанных элементов обладает лучшими воз­можностями функциональных перестроек, то есть на уровне нейронной сети происходит не только преобразование входной информации, но и оптимизация межнейронных отношений, приводящая к реализации требуемых функций информационно-управляющей системы. Одним из первых идею сетевого принципа в организации нейронов выдвинул Д. Хебб, позднее появились работы В. Мак-Каллоха и К. Питса, посвященные сетям формальных нейронов.

В настоящее время сетевой принцип в обеспечении процессов перера­ботки информации получает все большее распространение. В основе этого направления лежат идеи о сетях нейроноподобных элементов, объеди­нение которых порождает новые системные качества. По характеру организации в нервной системе чаше всего выделяют три типа сетей:

иерархические - характеризуются свойствами конвергенции (несколько нейронов одного уровня контактируют с меньшим числом нейронов другого уровня) и дивергенции (нейрон нижележащего уровня кон­тактирует с большим числом клеток вышележащего уровня). Благодаря этому информация может многократно фильтроваться и усиливаться. Такой тип сетей наиболее характерен для строения сенсорных и двига­тельных путей;

локальные - в таких сетях поток информации удерживается в пределах одного иерархического уровня, оказывая на нейроны-мишени возбуж­дающее или тормозящее действие, что позволяет модулировать поток информации. Таким образом, нейроны локальных сетей действуют как своеобразные фильтры, отбирая и сохраняя нужную информацию. Пред­полагается, что подобные сети имеются на всех уровнях организации мозга. Сочетание локальных сетей с дивергентным или конвергентным типом передачи может расширять или сужать поток информации;

дивергентные - характеризуются наличием нейронов, которые, имея один вход, на выходе образуют контакты с множеством других нейронов. Та­ким путем эти сети могут влиять одновременно на активность множе­ства элементов, которые при этом могут быть связаны с разными иерар­хическими уровнями. Являясь интегративными по принципу строения, эти сети, по-видимому, выполняют централизованную регуляцию и управление динамикой информационного процесса.

По мере развития представлений о строении и функционировании се­тей разного типа наблюдается интеграция этих исследований и инфор­мационного подхода. Примером служит векторная психофизиология -новое направление, основанное на представлениях о векторном кодиро­вании информации в нейронных сетях.

Суть векторного кодирования в следующем: в нейронных сетях внешнему стимулу ставится в соответствие вектор возбуждения - комбинация возбуждений элементов нейронного ансамбля. Ансамблем считается группа нейронов с общим входом, конвергирующих на одном или нескольких нейронах более высокого уровня. Различие между сигналами в нервной системе кодируется абсолютной величиной разности тех векторов! возбуждения, которые эти стимулы генерируют.

Использованные источники.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 23 - 25.1

Магнитоэнцефалография

1. Среди методов электрофизиологического исследования ЦНС человеке наибольшее распространение получила регистрация колебаний элект­рических потенциалов мозга с поверхности черепа - электроэнцефалог­рафия.

Предполагается, что электроэнцефалограмма (ЭЭГ) в каждый момет времени отражает суммарную электрическую активность клеток мозга.

В электроэнцефалограмме отражаются только низкочастотные биоэлек­трические процессы длительностью от 10 мс до 10 мин.

Сегодня ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока еще наименее расшифрованным источником данных для психофизиолога. В стационарный комплекс для регистрации ЭЭГ и ряда других физио­логических показателей входят звукоизолирующая экранированная ка­мера, оборудованное место для испытуемого, многоканальное усилите­ли, регистрирующая аппаратура.

Обычно используется от 8 до 16 каналов регистрации ЭЭГ от различных участков поверхности черепа одновременно. Анализ ЭЭГ осуществляет­ся как визуально, так и с помощью ЭВМ. В последнем случае необходи­мо специальное программное обеспечение.

По частоте в ЭЭГ различают следующие типы ритмических составляющих:.

• дельта-ритм (0,5 - 4 Гц);

• тета-ритм (5-7 Гц);

• альфа-ритм (8-13 Гц) - основной ритм ЭЭГ, преобладающий в состо­янии покоя;

• мю-ритм - по частотно-амплитудным характеристикам сходен с альфа-ритмом, но преобладает в передних отделах коры больших полушарий;

• бета-ритм (15-35 Гц);

• гамма-ритм (выше 35 Гц).

В настоящее время выпускаются самые разнообразные пакеты программ для анализа ЭЭГ на персональных компьютерах.

При записи ЭЭГ могут регистрироваться электрические процессы, не связанные с активностью мозга. Их называют артефактами. Все арте­факты можно разделить на технические и биологические. Следует отметить, что и методы получения определенных феноменов в ЭЭГ, и методы анализа ЭЭГ определяются задачей исследования и ме­тодологией, которой придерживается тот или иной исследователь.

2. Активность мозга всегда представлена синхронной активностью боль­шого количества нервных клеток, сопровождаемой слабыми электри­ческими токами, которые создают магнитные поля. Регистрация этих полей неконтактным способом позволяет получить так называемую магнитоэнцефалограмму (МЭГ).

МЭГ регистрируют с помощью магнитометра.

Предполагается, что если ЭЭГ больше связана с радиальными по отно­шению к поверхности коры головного мозга источниками тока (дипо­лями), что имеет место на поверхности извилин, то МЭГ больше связа­на с тангенциально направленными источниками тока, которые расположены в корковых областях, образующих борозды.

Если исходить из того, что площадь коры головного мозга в бороздах и на поверхности извилин приблизительно одинакова, то несомненно, что значимость магнитоэнцефалографии при изучении активности моз­га сопоставима с электроэнцефалографией.

МЭГ дополняет информацию об активности мозга, получаемую с по­мощью электроэнцефалографии.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 24, 33 - 34, 36.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 29.

Электромиография

  1. Понятие электромиографии
  2. Техника ЭМГ

1. Электромиография (ЭМГ) - это регистрация суммарных колебаний по­тенциалов, возникающих как компонент процесса возбуждения в обла­сти нервно-мышечных соединений и мышечных волокнах при поступ­лении к ним импульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга.

ЭМГ становится особенно информативной в комплексе с другими по­казателями.

2. Техника ЭМГ

В настоящее время применяются различные варианты подкожных (иголь­чатых) и накожных (поверхностных) электродов.

Обычно пользуются биполярным отведением, помещая один электрод на участке кожи над серединой ("двигательной точкой") мышцы, а вто­рой - на 1 - 2 см дальше.

При монополярном отведении один электрод помещают над "двигатель­ной точкой" исследуемой мышцы, второй - над ее сухожилием или на какой-либо отдаленной точке (на мочке уха, на грудине и т. д.). Требования к электродам и к их наложению такие же, как и при нало­жении электроэнцефалографических или электроокулографических элек­тродов.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 40.

 

Определение рецептора

Классификация рецепторов

Вопрос 19. Сенсорные пороги

 

Детектирование сигналов

2. Опознание образов.

3. Адаптация сенсорной системы

1. Детектированием называют избирательное выделение сенсорным ней­роном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенчес­кое значение. Осуществляют такой анализ нейроны-детекторы, избира­тельно реагирующие лишь на определенные свойства стимула.

33 Типичный нейрон зрительной коры отвечает разрядом лишь на один из наклонов (ориентацию) световой полоски, расположенной в определенной части поля зрения. При других наклонах той же полоски ответа другие нейроны. Такие нейроны называют детекторами первого порядка, так как они выделяют наиболее простые признаки сигнала.

В высших отделах сенсорной системы сконцентрированы детектором высших порядков, ответственные за выделение сложных признаков я целых образов.

2. Опознание сигналов - конечная и наиболее сложная операция сенсорной системы. Заключается в отнесении образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, то есть в классификации образов.

Синтезируя сигналы от нейронов-детекторов, высший отдел сенсорной системы формирует "образ" раздражителя и сравнивает его со множеством образов, хранящихся в памяти.

Опознание завершается принятием решения о том, с каким объекте;

или ситуацией встретился организм. В результате этого происходит вос приятие.

Нейрофизиологические механизмы опознания сенсорных образов исследованы пока недостаточно.

Опознание часто не зависит от изменчивости сигнала.

При опознании сенсорных образов возможны ошибки. Особую группу таких ошибок составляют так называемые "сенсорные иллюзии" - основаны на некоторых побочных эффектах взаимодействия нейронов, участвующих в обработке сигналов, и приводят к искаженной оценке образа в целом или отдельных его характеристик (размер, соотношение частей и т. п.).

3. Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма - адаптироваться.

Сенсорная адаптация - это свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему (фоновому) раздражителю. Существует:

общая, или глобальная адаптация - проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности всей сенсорной системы. Субъективно адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя;

локальная, или селективная адаптация - сводится к снижению чувствительности не всей сенсорной системы, а какой-либо ее части, подвергнутой длительному действию стимула.

Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватывая и все нейронные уровни сенсорной системы.

По скорости все рецепторы делятся на:

- быстро адаптирующиеся - после развития адаптации практически вооб­ще не сообщают в мозг о длящемся раздражении;

 - медленно адаптирующиеся - у них эта информация передается, хотя и в значительно ослабленном виде.

Когда действие постоянного раздражителя прекращается, абсолютная чувствительность сенсорной системы восстанавливается - так, в темно­те абсолютная чувствительность зрения резко повышается.

В сенсорной адаптации важную роль играет эфферентная регуляция свойств сенсорной системы. Она осуществляется за счет нисходящих влияний со стороны более высоких на более низкие ее отделы. Происходит как бы перенастройка свойств нейронов на оптимальное восприятие внешних сигналов в изменившихся условиях. Кроме того, состояние разных уров­ней сенсорной системы контролируется также ретикулярной формаци­ей, включающей их в единую систему, интегрированную с другими отделами мозга и организма в целом. Эфферентные влияния в сенсор­ных системах чаще всего имеют тормозный характер, то есть приводят к уменьшению их чувствительности и ограничивают поток афферентных сигналов.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 51 -53.

Нейроны сетчатки

Ганглиозные клетки

Использованные источники.

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И.Александрова. С. 68-6\

 

Вопрос 28. Цветовое зрение

1. Получение цветов

Теория цветового восприятия

3. Дальтонизм

1. Весь видимый нами спектр электромагнитных излучений заключен между коротковолновым излучением, которое мы называем фиолетовым цве­том, и длинноволновым излучением, называемым красным цветом. Остальные цвета видимого спектра (синий, зеленый, желтый и оран­жевый) имеют промежуточные значения длины волны. Смешение лу­чей всех цветов дает белый цвет. Он может быть получен и при смеше­нии двух так называемых парных дополнительных цветов: красного и синего, желтого и синего. Если произвести смешение трех основных цветов - красного, зеленого и синего, - то могут быть получены любые цвета.

2. Максимальным признанием пользуется трехкомпонентная теория Г. Гельмгольца, согласно которой цветовое восприятие обеспечивается трем типами колбочек с различной цветовой чувствительностью:

• одни из них чувствительны к красному цвету;

• другие - к зеленому;

• третьи - к синему.

Всякий цвет оказывает воздействие на все три цветоощущающих эле мента, но в разной степени.

Эта теория прямо подтверждена в опытах, в которых измеряли поглощение излучений с разной длиной волны в. одиночных колбочках сетчатки человека.

3. Частичная цветовая слепота была описана в конце XVIII в. Д. Дальтоном, который сам страдал ею. Поэтому аномалию цветовосприятия обозначили термином "дальтонизм".

Существуют три разновидности частичной цветовой слепоты, каждв из которых характеризуется отсутствием восприятия одного из трех от новных цветов:

• протанопия - страдающие протанопией ("краснослепые") не воспринимают красного цвета;

• дейтеранопия - страдающие дейтеранопией ("зеленослепые") не отличают зеленые цвета от темно-красных и голубых;

  тританопия - редко встречающаяся аномалия цветового зрения, не воспринимаются лучи синего и фиолетового цвета.

Все перечисленные виды частичной цветовой слепоты хорошо объясняются трехкомпонентной теорией.

Острота зрения

Поле зрения

Бинокулярное зрение

4. Глазные движения

1. Остротой зрения называется максимальная способность различать от| дельные детали объектов. Ее определяют по наименьшему расстояния между двумя точками, которые различает глаз, то есть видит отделы» а не слитно. Нормальный глаз различает две точки, расстояние между которыми составляет 1 угловую минуту.

Максимальную остроту зрения имеет центр сетчатки - желтое пятно. К периферии от него острота зрения намного меньше.

2. Если фиксировать взглядом небольшой предмет, то его изображен]! проецируется на желтое пятно сетчатки. В этом случае мы видим прел мет центральным зрением.

Предметы, изображения которых падают на остальные участки сетчат­ки, воспринимаются периферическим зрением. Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения.

Измерение границы поля зрения производят по периметру. Границы поля зрения для бесцветных предметов составляют книзу 70°, кверху -60°, внутрь - 60° и кнаружи - 90°.

Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают, что имеет боль­шое значение для восприятия глубины пространства.

3. Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами. При взгляде на какой-либо предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощуще­ния двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображение каждой точки этого предмета попадает на так называемые корреспондирующие, или соответственные участки двух сетчаток, и в восприятии человека два изображения сливаются в одно. Величина знакомого предмета оценивается как функция величины его изображения на сетчатке и расстояния предмета от глаз. В случае когда расстояние до незнакомого предмета оценить трудно, возможны грубые ошибки в определении его величины.

Восприятие глубины пространства и оценка расстояния до объекта воз­можны при зрении как одним глазом (монокулярное зрение), так и двумя глазами (бинокулярное зрение). Во втором случае оценка рассто­яния гораздо точнее.

Некоторое значение в оценке близких расстояний при монокулярном зрении имеет явление аккомодации.

Для оценки расстояния имеет значение также то, что знакомый пред­мет кажется ближе.

4. При рассматривании любых предметов глаза двигаются.

Глазные движения осуществляют 6 мышц, прикрепленных к глазному яблоку.

Движение двух глаз совершается одновременно и содружественно.

Рассматривая близкие предметы, необходимо сводить зрительные оси двух глаз (конвергенция), а рассматривая далекие предметы - разводить (дивергенция).

Кроме того, важная роль движений глаз для зрения определяется также тем, что для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке. Импульсы в зритель­ном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. При длящемся действии света на одни и те же фоторецеп­торы импульсация в волокнах зрительного нерва быстро прекращается и зрительное ощущение при неподвижных глазах и объектах исчезает через 1 -2 с.

Чем сложнее рассматриваемый объект, тем сложнее траектория движения глаз. Они как бы "прослеживают" контуры изображения, задерживаясь на наиболее информативных его участках.

Кроме скачков, глаза непрерывно мелко дрожат и дрейфуют (медленно смещаются с точки фиксации взора). Эти движения также очень в для зрительного восприятия.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред; Ю.И. Александрова. С. 70

Вопрос 30. Слуховая система

1. Слух и его роль

2. Наружное ухо

3. Среднее ухо

4.  Внутреннее ухо

1. В связи с возникновением речи как средства межличностного общей слух у человека играет особую роль.

Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания вся духа с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторе находящиеся в улитке внутреннего уха.

Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе.

2. Наружный слуховой проход проводит звуковые колебания к барабанной перепонке, отделяющей наружное ухо от барабанной полости, или среднего уха.

3. Среднее ухо представляет собой тонкую перегородку, которая колеблется при действии звуковых колебаний, пришедших к ней через наружный слуховой проход.

В среднем ухе находятся три косточки, последовательно передающие колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо:

• молоточек;

• наковальня;

• стремечко.

Благодаря ос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.139 с.)