Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

Поиск

1. Двоеточие. Ставится после обобщающего слова перед однородными членами: Он видел всё: лес, речку, дорогу.   2. Тире. Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:   Лес, речку, дорогу — всё видел он.3. Двоеточие и тире. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение продолжается: Всё: лес, речку, дорогу — видел он.  Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них — двоеточие.  Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

Вопросы для закрепления.

1. Что такое пунктуация?

2. Какую роль выполняют знаки препинания в тексте?

3. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Знаки — препинания-это ноты при чтении»?

4. Расскажите о постановке знаков препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

5. Расскажите о постановке знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.

Практикум

Вариант №1

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ. Приведите примеры.

1.Вспомните понятие “Однородные члены предложения”?
2. Однородные члены всегда относятся к одному главному слову?
3. Однородные члены всегда являются одним членом предложения?
4. Однородные члены отвечают на…?

5. Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание 2. В каком предложении нужна запятая перед союзом И?

1) Я приглядел высоченную ель и под ее широкими мохнатыми лапами устроился на ночлег.

2) Правительство купило усадьбу покойного Хагеса и там будет строить секретную лабораторию.

3) В эти сухумские ночи я испытывал полную затерянность в мире и временами мне становилось жаль самого себя.

4) Агабек вот уже несколько лет обходится без сторожа и самолично отпускает воду на поля.

Задание 3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Водяная пыль оседала на листве платанов () и в прохладе садов открывался как будто знакомый и вместе с тем незнакомый город.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Задание 4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Сзади раздались чьи-то могучие хлопки () и тут же зал просто взорвался аплодисментами.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Задание 5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. А со всех сторон прибывали новые любопытные () и каждому хотелось взглянуть на маленького героя своими глазами.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Задание 6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Федоров был военным человеком () и ясно представлял грозящую городу беду.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Задание 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поэтому Ленька (1) старше (2) которого в бригаде (3) был даже безусый студент (4) чувствовал себя случайно попавшим на стройку подростком.

1) 1, 2

2) 1, 4

3) 3

4) 2, 4

Задание 8*. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Вся жизнь Татьяны пр_никнута тою целос_ностью тем единством которое в мир_ ис_кус_тва сост_вля_т выс_чайш_е д_стоинство худож_ствен_ого пр_изв_дения. Страс_но влюблён_ая д_р_венская девушка потом све_кая дама Татьяна (во) всех пол_жениях одна и та (же) п_ртрет ее в детств_ так маст_рски написан_ый поэтом (в) последстви_ явля_т_ся только развивш_мся но (не, ни) изм_нивш_мся. Задумч_вость была её подругой с к_лыбельных дней укр_шая одн_бразие ее жизни пальцы Татьяны (не, ни) знали иглы и даже р_бёнком она (не, ни) любила кук_л. Ей были чужды де_ские шал_сти и (по) тому она скоро пр_стр_стилась к р_манам которые и погл_тили её жизнь. Татьяна это редкий цв_ток случайно выр__ший в расселин_ дикой ск_лы.

Вариант №2

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ. Приведите примеры.

1.Как определить причастный оборот?

2.На какие вопросы отвечает причастный оборот?

3.Что такое вводные слова в русском языке?

4.Дайте определение обращению?

5.Место междометий в системе частей речи?

Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сегодня он решил даже (1) что в жизни его наступил важный момент (2) и (3) что надо сделать предложение.

1) 1

2) 1, 2, 3

3) 2, 3

4) 1, 3

Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мы погрузились в старенький самолет ЛИ-2 (1) пенсия (2) которого (3) не за горами (4) и закрепили ящики.

1) 1, 3

2) 2

3) 3

4) 1, 4

Задание 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Разведчик спал у поваленного дерева (1) и (2) когда по приказу майора его стали будить (3) в полусне дважды лягнул ногой воздух так (4) что ординарец попятился назад.

1) 1, 2, 4

2) 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

Задание 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Добродушный профессор не умел отказывать людям (1) и (2) так как соседи быстро уловили эту его слабость (3) то часто стали возникать курьезные ситуации (4) потому что ученый редко задумывался о последствиях своих гениальных открытий.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 2, 4

4) 1, 3, 4

Задание 6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) Миша подождал, пока Алена не скрылась в двери, и пошел домой.

2) Как жаль, что мне запрещен въезд в Бухару, и мы не можем навестить твоего отца.

3) Когда же он очнулся, и его глаза привыкли к темноте, он увидел вокруг груды пустых коробок.

4) Я очень боялся, что они проведают мой секрет, и затаился в гостинице до тех пор, покуда они не съехали.

Задание 7. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) Король понимал, что всякое ликование толпы имеет свою высшую точку, после которой оно пойдет на убыль и тогда уже можно будет высказать свои сомнения.

2) Так пообедали, что мой папа тайком расстегнул пуговки на жилете и, чтобы кто-нибудь не заметил этого, закрылся салфеткой.

3) Директор понял, что   это-то и есть самое страшное из всего что приключилось с ним, и отпрянул к стене.

4) Я звонил, чтобы доложить о ходе розыска и надеялся, что в управлении уже получен текст расшифровки или какие-нибудь новые сведения о разыскиваемых агентах.

Задание 8*. Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Вся жизнь Татьяны пр_никнута тою целос_ностью тем единством которое в мир_ ис_кус_тва сост_вля_т выс_чайш_е д_стоинство худож_ствен_ого пр_изв_дения.

Страс_но влюблён_ая д_р_венская девушка потом све_кая дама Татьяна (во) всех пол_жениях одна и та (же) п_ртрет ее в детств_ так маст_рски написан_ый поэтом (в) последстви_ явля_т_ся только развивш_мся но (не, ни) изм_нивш_мся. Задумч_вость была её подругой с к_лыбельных дней укр_шая одн_бразие ее жизни пальцы Татьяны (не, ни) знали иглы и даже р_бёнком она (не, ни) любила кук_л. Ей были чужды де_ские шал_сти и (по) тому она скоро пр_стр_стилась к р_манам которые и погл_тили её жизнь. Татьяна это редкий цв_ток случайно выр__ший в расселин_ дикой ск_лы.

Вариант №3

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ. Приведите примеры.

1.Как отличаются обособленные обстоятельства от обособленных определений?

2.На какой вопрос отвечает обособленное определение?

3.Дайте определение деепричастию?

4.Как узнать деепричастный оборот?

5.Что вы знаете об обособление обстоятельств с предлогом?

Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? А теперь (1) город Арбатов (2) лишенный автомобильного транспорта (3) понравился шоферу (4) и он решил остаться в нем навсегда.

1) 1, 4

2) 2, 3

3) 1, 2, 3

4) 2, 3, 4

Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Так как (1) гимназист был голоден (2) то усилие (3) затраченное на преодоление дачной ограды (4) утомило его.

1) 3, 4

2) 2

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

Задание 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Теперь (1) он возвращался в свой родной город Бухару (2) где рассчитывал (3) скрываясь под чужим именем (4) отдохнуть немного от бесконечных скитаний.

1) 2, 3, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 1, 4

Задание 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вечерний воздух доносит до слуха каждый звук (1) и (2) если в деревне тихо (3) то можно слышать пароход (4) который шипит за дальней излучиной Оби, крик бакланов за отмелью (5) до которой шесть километров (6) и стон кукушки в березах.

1) 1, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 5

3) 1, 2, 5, 64

4) 1, 3, 4, 6 *

Задание 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лодочник прошелся по берегу (1) и (2) убедившись (3) что никого вокруг нет (4) обернулся к лесу и сделал рукой жест (5) подзывая того (6) кто скрывался за деревьями.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 1, 2, 4, 6

3) 1, 3, 5

4) 2, 3, 4, 5, б

Задание 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Закричали грачи (1) загалдели и лягушки (2) чье обиталище было укрыто камышами (3) и (4) целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков (5) описать (6) которые было трудно.

1) 1, 2, 3, 5

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 6

4) 1, 2, 3, 4, 5, б

Задание 8*. Перепишите текст, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните выбор знаков.

(В) обр_зе  Ча_кого  вопл_тились  ч_рты  пер_дового человека того времен_.

(В) своих м_н_логах Ча_кий выступил с ре_ким обличением пороков (ф, Ф)амусо_ского общ_ства. Он подв_рга_т разоблачению кр_пос_нич_ство. В знам_нитом м_н_логе А судьи кто? он обруш_ва_т_ся на тех знатных н_годя_в которые меняют своих слуг на борзых с_бак _гоняют для своих затей на кр_пос_ной балет от мат_рей о_цов отторжен_ых д_тей и ра_прод_ют их (по)одиночк_. Горяч_е обл_чение Ча_кого (в)духе (Д, д)ек_бристов которые кл_лись борот_ся со всякой (не, ни) правдой и воспит_вать из себя доблес_ных граждан Рос_ии. Ча_кий оставил службу мундир его (не, ни) пр_льща_т. Служить (бы) рад пр_служ_ват_ся тошно говорит он. Точно так (же) Рылеев вых_дя (в) отставку сказал Служить могут одни п_длец_. Ча_кий как и (Д, д)ек_бристы бичу_т дв_рянскоео бщ_ство за сл_пое ра_ское подр_жанье всему ин_стран_ому.

Вариант №4

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ. Приведите примеры.

1.Что такое прямая речь?

2.Какие знаки препинания при прямой речи вам известны?

3.Как оформляется прямая речь на письме?

4.Для чего служат уточняющие обособления в речи?

5.Роль уточняющих членов в предложении?

Задание 2. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1) После пяти часов погода стала портиться () мы решили вернуться на дачу.

2) Александр Антонович немедленно приказал Тишке остановиться () их лошади устали.

3) У меня большое счастье () жена из России приезжает.

4) Изысканная речь графа Лас-Каза пропала даром () старый малаец никогда в жизни не слыхал имени Наполеона.

Задание 3. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1) Я не ошибся () при виде денег приказчик встрепенулся.

2) По улицам двигались грузовики () мчались легковые автомобили.

3) Паром пристал к очень крутому месту () надо было втаскивать телеги на руках.

4) Командование фронта поставило новую задачу () нужно обезвредить вражеских агентов в течение суток.

Задание 4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли, и от набухающих почек деревьев, и от невидимой за садами реки.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Задание 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я с сожалением оглядел моего собеседника: загадка была пошлейшая, элементарнейшая, затасканная и избитая.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Задание 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? И все было тихо: темный, облитый маслом маленький камень, прильнувший к железнодорожному рельсу, угол красной крытой платформы, низенькой и пустынной, трава на откосе.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает то, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Задание 7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Но напрасно они напряженно вглядывались в темноту: в трех шагах ничего не было видно.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Задание 8*. Перепишите текст, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните выбор знаков.

(В) обр_зе Ча_кого вопл_тились ч_рты пер_дового человека того времен_.

(В) своих м_н_логах Ча_кий выступил с ре_ким обличением пороков (ф, Ф)амусо_ского общ_ства. Он подв_рга_т разоблачению кр_пос_нич_ство. В знам_нитом м_н_логе А судьи кто? Он обруш_ва_т_ся на тех знатных н_годя_в которые меняют своих слуг на борзых с_бак _гоняют для своих затей на кр_пос_ной балет от мат_рей о_цов отторжен_ых д_тей и ра_прод_ют их (по)одиночк_. Горяч_е обл_чение Ча_кого (в)духе (Д, д)ек_бристов которые кл_лись борот_ся со всякой (не, ни) правдой и воспит_вать из себя доблес_ных граждан Рос_ии. Ча_кий оставил службу мундир его (не, ни) пр_льща_т. Служить (бы) рад пр_служ_ват_ся тошно говорит он. Точно так (же) Рылеев вых_дя (в) отставку сказал Служить могут одни п_длец_. Ча_кий как и (Д, д)ек_бристы бичу_т дв_рянское о бщ_ство за сл_пое ра_ское подр_жанье всему ин_стран_ому.

Практическое занятие № 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.011 с.)