Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический справочный материал.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел стилистики, изучающий стилистические ресурсы синтаксиса (СРС), называют синтаксической стилистикой. Ресурсы выразительных средств языка неисчерпаемы. Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени говорящий знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами. К тропам относятся метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты и т.д. Эпитеты – это прилагательные в переносном значении. Например, темные тучи – не эпитет, свинцовые – эпитет. Сравнение – обычно выражается сравнительными оборотами. Например, точно жемчуг, блещет. Может быть выражено глаголом в сочетании с существительным в Т.П. (Лежал закат костром багровым). Метафора – перенесение значение по сходству. Смирились вы, моей весны мечтанья. (Пушкин называл юность весной). Целый ряд осыпаются с кленов силуэты багряных сердец. Олицетворение – при описании животного или неодушевленного предмета они наделяются человеческими чувствами, речью, мыслью. Например, море дышит полной грудью, лес настороженно молчит. Градация – расположение слов по возрастанию или убыванию. Например, светились, горели, сияли голубые глаза. Звериный, чужой, неприглядный мир. Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов. Например, невозможное возможно, дорога долгая легка. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Например, лениво дышит полдень, лениво катится река. Антитеза – противопоставление понятия, явления. Например, возникают, стираются лица; мил сегодня, а завтра далек. Перифраза – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица описательным оборотом. Например, Москва – белокаменная столица; лев – царь зверей; Есенин – певец «березового ситца». Гипербола – преувеличенные представления о предмете. Например, клубника – с кулак; я сто раз тебе это говорил. Анафора – повтор, начала предложения одним и тем же словом. Например, таковы времена, таковы наши нравы. Эпифора – повтор заключительной фразы. Синтаксический параллелизм – сходное построение смежных предложений. Например, гляжу на будущность с болезнью, гляжу на прошлое с тоской. (Лермонтов). В каком году – угадывай, в каком году – рассчитывай. (Некрасов). Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Риторический вопрос задается не с целью, чтобы получить ответ, а для эмоционального воздействия на человека. Риторические восклицания усиливают в тексте выражение чувств, риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Например, мечты, мечты! Где ваша радость? Знакомые тучи! Как вы живете? Синонимия. Напр., если для книжной речи (науч. и оф.-дел., отчасти публиц.) характерны сказуемые, выраженные фразеологическими глагольно-именными сочетаниями, то для разгов. и худож. – параллельные им односложные простые глагольные сказуемые (принимает участие – участвует, дал ответ – ответил, произвели осмотр – осмотрели). Использование ряда однородных членов – явление книжно-письменной речи, разговорной оно не свойственно. Писатели и публицисты употребляют однородные члены в различных стилистических функциях: от изобразительной (для подробного описания) или торжественно-приподнятой (в периоде) до юмористической (при намеренном объединении в качестве однородных членов разнородных понятий, напр.: "…Инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…" – Булгаков). Употребление причастных и деепричастных оборотов, в отличие от соотносительных с ними придаточных предложений. "Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит" (Тютчев); "Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы" (Пушкин). Инверсия (от лат. inversio – перестановка, переворачивание) – перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок. Прямой порядок слов стилистически нейтрален, инверсированный же обладает экспрессией и потому оказывается стилистически значимым. Экспрессией обладает, напр., инверсия именного сказуемого (Замечательный сегодня вечер!). Парцелляция – разделение предложения на несколько самостоятельных фраз в экспрессивных целях. Парцелляция может осуществляться в простых и сложных предложениях разной структуры. Напр.: Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал (газ.); Эллипсис - стилистический прием, который встречается как в письменном, так и в устном типах речи. Специальный пропуск члена предложения (опущение). Это делается с целью придания данному предложению выразительности, экспрессии, иногда интриги и т. д. Например, “…Большой взъерошенный медведь, Татьяна ах! А он реветь...” В этом случае Пушкин для усиления эффекта использовал стилистическую фигуру речи эллипсис. Это в литературе, особенно в поэтическом жанре, используется довольно часто. Здесь не только происходит опущения одного из членов предложения, но и его замена междометием “ах”, что также является эллипсисом. Задание для закрепления. Составить тезисы (устно). ПРАКТИКУМ. Задание 1. Выполните тест. 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля. 2) Смертная обида томит его. 3) Мёртвый, он остался в строю, на линии. 4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга. 2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры. 3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью. 4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов. 2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов. 3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников. 4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому - подвиг псковских гвардейцев-десантников. 4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? 1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста. 2) Классический рассказ - образец художественности. 3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя. 4) Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом. 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Жизнь человека полна опасностей: болезни обступают его, недобрые люди покушаются на него, кругом соблазны... 2) Да разве в самом деле существуют добрые и злые духи? 3) Но вспомните: почти у каждого был такой случай, что кажется - погиб. 4) Может быть, это просто случай; может быть, это ты сам сумел собраться; но как в эту минуту не подумать с благодарностью о добром гении? 6. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола? 1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове. 2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто - так и знай. 3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит». 4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу. 7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является инверсия. 1) Ты поймёшь, что твоя роза - единственная в мире. 2) Маленький принц пошёл взглянуть на розы. 3) И Маленький принц возвратился к Лису. 4) Самого главного глазами не увидишь. 8. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является оксюморон? 1) Андрей увидел, как из узких вагонных дверей какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в тёмных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю. 2) Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. 3) Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на чёрном пепелище, но это были живые дети, спасённые и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих людей. 4) Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Задание 2. Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в текстах. 1) Черный ворон в сумраке снежном, 2) Часовая стрелка близится к полночи. 3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский) 4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын) 5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков) Задание 3. Найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции. Определите их функции в текстах. 1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев) 2) Мы хотели песен — не было слов. 3) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин) 4) О ты, Родина!...Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев) 5) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев) 6) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский) Задание 4. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов. Вариант 1. 1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2) Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3) Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4) Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5) Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6) Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (Бродский). 7) Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок). Вариант 2. 1) Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 2) И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 3) Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова). 4) Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души?.. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать... Как страшно всё! Как дико! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (Блок). 5) О тебе вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (Ахматова). 6)Ты, Азия, – родина родин! Вместилище гор и пустынь... Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь (Ахматова). 7) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). Практическое занятие № 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.008 с.) |