Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических работ. По выполнению практических работ

Поиск

По выполнению практических работ

учебной дисциплины ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи

Специальность 38.02.07 Банковское дело

 

Практическое занятие № 1.

Тема:   Речевой этикет и культура общения.

Цели: - образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – формирование умений использовать формулы речевого этикета в целях развития языковой и речевой компетенции;

- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.

Тип урока: практическое занятие.

Оборудование: Мультимедийный проектор, инструкционные карты, лингвистические словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия №1.

Тема:     Речевой этикет и культура общения.

Цели: - образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – формирование умений использовать словари формулы речевого этикета в целях развития языковой и речевой компетенций;

- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.

Оборудование: Мультимедийный проектор, инструкционные карты, лингвистические словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Методические указания к выполнению практических заданий.

1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия отводится 15 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку и культуре речи дается 60 минут.

2.Практическая работа состоит из 6 заданий.

3.Все задания выполняются письменно.

4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.

5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.

6.Не допускайте ошибок   при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.

7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.

8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы,   письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?

Критерии оценки.   Оформление практической работы  в тетради в соответствии с требованиями (полнота и аккуратность выполнения заданий).5-выполнены все задания;   4- выполнено более 2/3 заданий; 3- менее 2/3 заданий; 2- менее ½ заданий.

Вопросы для закрепления.

1. Что такое этикет?

2. Дайте понятие речевого этикета.

3. Как связан этикет с культурой общения?

4. Что такое речевые формулы?

5. В каких ситуациях нужно употреблять речевые формулы?

Практикум.

Задание 1. Прочитайте речевую ситуацию. Распишите ваши действия.

Вы — работник администрации. Вам необхо­димо по телефону попросить:

Вариант1. — ветерана Великой Отечественной войны при­нять участие в празднике;

Вариант 2. — ученого из университета выступить в коллед­же с лекцией;

Вариант3. — руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Задание 2. Перед вами речевые ситуации. Письменно ответьте на вопросы.

1. Юноша идет по улице и встречает одногруппницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?

2. В колледже навстречу вам идет незнакомый преподаватель, который в вашей группе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Преподаватель, ведущий занятия в вашей группе, занят (разговаривает, проверяет работы). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу вам (парень,девушка)  идет ваш одногруппник (ца). Кто должен поздороваться первым?
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших сотрудников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Задание 3. В каких деловых ситуациях возможно употребление следующих фразеологизмов:

Вариант 1. - махнуть рукой; - задавать тон; - стиснув зубы;- делать большие глаза;- нахмурить брови.

Вариант 2. - положа руку на сердце; - вертеть головой;- поджать губы;- прятать глаза; - наморщить лоб.

Задание 4.   На стене самого известного древнегреческого храма высечена надпись: «Познай самого себя». Напишите, какую ценность этот совет имеет для каждого человека.

Задание 5. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?

Задание 6. Составьте для себя визитную карточку. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку.

Практическое занятие № 2.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным  материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4.   Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5.   Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной  форме.

Подведение итогов занятия.

Вопросы для закрепления.

1. Что такое акцентологические нормы?

2. Что такое орфоэпия?

3. Дайте определение словесного ударения.

4. Каковы особенности русского ударения?

5. Расскажите об особенностях употребления -е- и –э- в словах иноязычного происхождения.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1. Произнесите пары слов. Письменно объясните какими фонетическими законами можно объяснить совпадение в их произношении? Составьте с каждым словом предложения.

Вариант 1 Налиться – на лица, тупиться – тупица, из щей – и щей, жжеными – с женами,

Вариант 2 Уколоться – у колодца, спиться – спица, из ссоры – и ссоры, щелкам – с шелком.

Задание 2. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов. Запишите правильный вариант.

Беспрецендентный,  дермантин, дикобраз, желатин, подскользнуться, подщечина, прецендент, скурпулезный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будущий, жаждующий.

Но: конъюнктура – конъектура.

Задание 3. Перепишите, расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка.

Вариант 1 Баловать, аристократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, газированный, газопровод, гастрономия, гербовый, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, духовник, еретик, дремота, завидно, задолго, закупорить, звонишь, брала, торты, красивее, каталог, каучук, квартал, кладовая.

Вариант 2 Избаловать, исчерпать, клала, клеить, красивее, крепостей, кружишь, ломота, мастерски, медикамент, менеджмент, маркетинг, местностей, надолго, намерение, наотмашь, некролог, нефтепровод, новорожденный, обезуметь, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, откупорить, пломбированный, плесневеть, побеленный.

Вариант 3 Пломбировать, подбодрить, подогнутый, поутру, вы правы, предвосхитить, премировать, приговор, приданое, принудить, эксперт, щавель, шрифта, торта, шасси, черпать, цыган, цемент, христианин, хозяева, ходатайствовать, феномен, усугубить, умерший, украинский, углубить, тигровый.

Вариант 4 Теплопровод, таможня, столяр, средства, сосредоточение, созыв, созвонимся, согнутый, сироты, свекла, сажень, раскупорить, ракушка, разогнутый, путепровод, прирост, приободрить, принудить, ломоть, дремота, диоптрия, гуся, красивее, торты, спала, шприца, договор, диспансер.

Вариант 5 Иконопись, кашлянуть, алкоголь, аристократия, апартаменты, валовой, гербовый, диалог, диспансер, добыча, договор, договоренность, экспертный, черпать, ходатайствовать, феномен, усугубить, упомянуть, украинец, уведомленный, убыстрить, тотчас, сосредоточение, симметрия, обеспечить, начата, начаты, взяла.

Вариант 6 Банты, торта, досуг, давнишний, избаловать, запломбированный, красивее, корысть, мастерски, медикамент, мышление, намерение, языковая система, кладовая, бензопровод, гренки, новорожденный, денежные средства, поняла, три квартала города, созвонишься, позвонишь, осведомить, третий квартал года, обеспечение, облегчить.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения. Следуйте образцу.

Образец: Блок - блокИровать – блокИрованный.

Национализация, приватизация, экспорт, делегация, копия, премия, пломба, норма.

Задание 5. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения. Следуйте образцу.

Образец: Белый - бел, белА, бЕло (и белО), бЕлы (и белЫ), белЕе.

Красный, острый, сильный,   хитрый, дорогой, красивый, здоровый, смелый.

Задание 6. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Расставьте ударения. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Адрес, бухгалтер, год, благо, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, диспетчер, клапан, ректор, шприц.

Практическое занятие № 3.

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического   занятия.

3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в    соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

  6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

  7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы. (Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной  форме.

  8. Подведение итогов занятия.

Вопросы для закрепления.

1. Дайте понятие лексики.

2. Чем отличается лексика от лексикона?

3. Что такое лексические нормы?

4. Перечислите лексические ошибки.

5. Что такое оксюморон?

ПРАКТИКУМ.

ВАРИАНТ   1.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

ВАРИАНТ 2.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 2. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 2. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 2. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности. 2. Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.

ВАРИАНТ 3.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Выпас собак запрещается.

2. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.

3.  Продается пожилой дом.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 2. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 2. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

ВАРИАНТ 4.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 2. В нашей работе нравственному и трудовому воспитанию уделяется огромное значение.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 2. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения. 2. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

Практическое занятие № 4.

Тема: Словообразование. Стилистический анализ словообразовательных средств   в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах.

Цели: - образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – развивать мыслительно-речевую деятельность студентов, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.

Тип урока: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийный проектор, инструкционные карты, лингвистические  словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического   занятия. Студенты составляют тезисы.

3. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

4. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной  форме.

Подведение итогов занятия.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1. Письменно составьте тезисы по теоретическому материалу.

Задание 2. Определите значения и стилистическую окраску суффиксов в высказываниях художественного и публицистического стиля.

1.А про того, с бороденкой-то, и поминать нечего! 2.Это, брат, двадцать верст отсюда, - прибавил он, обращаясь ко мне, - маленькая деревенька, в тридцать душ; недавно приобретена от прежних владельцев одним бывшим губернским чиновником. 3.За стулом ее по обыкновению стояла девица, сложив губы в ниточку и потирая свои костлявые ручонки одна о другую (Достоевский Ф. М.) 4.По традиции полчища граждан пешеходов перелезают через «ньджерси» и, разумеется, ложатся аккурат под автомобиль. 5.Мы всегда стремимся украсить свою махонькую жилплощадь фарфоровыми зайчиками, слониками, ракушками, камешками или вазочками.(из газ.) 6. Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить-то. (Толстой Л. Н.)

Задание 3. Определите значения выделенных частей слова. Выводы запишите.  

Укажите, какое из следующих утверждений относится к макро экономике. В большинстве крупных российских больниц существует отделение, где заболевание почек лечат методом гемо диализа. Мега экономика изучает торговые связи во всем мире. Поли продуцируют разные модели простоты, обаятельной скромности. Он вслушивается в интро ритмы своей психологической системы. К автоматизации применяют высокие конт рмеры.

Задание 4. Выпишите  слова со стилистически или грамматически выраженными аффиксами. Определите их значение.

Представьте вы себе широчайшие панталоны, шитые из ситца с крупными цветами. (Чехов А. П.) Лучшей игрой он считает вист, полезнейшим из напитков - коньяк, настоянный на тминном листе, а наивыгоднейшей службой - службу в войсковом интенданстве. (Шолохов М. А.) Придерживая полы раздувающейся шубы, прикрываясь воротником, в подъезд быстро вошел небольшого роста человек. Языков поднимает дрожащей рукой рюмку, медленно выпивает ее и, вздохнув, глядит на пыльное окошко. Иван Гора зажег огарок и просматривал накопившиеся за день разные бумажонки. (Толстой А. Н.)

Задание 5. Выпишите из подчеркнутых слов слова переносного и прямого значения. Придумайте предложения со словами переход, взлет, выход, гибкость.

Вражеский нажим производился по всему фронту. Последние слова он произносил с нажимом. После сильного нажима кнопка вошла в древесину. Нажечь керосина на пять рублей. Глядите в оба, этот трактирщик летом меня так нажег. (из газет)

Задание 6. Выпишите суффиксы синонимичные, омонимичные и антонимичные.

Землистый, зеленоватый, футболист, сварщик, стаканчик, тучища, летчик, мошка.

Задание 7. Образуйте два варианта слова с   суффиксам уменьшительно-ласкательными и уменьшительно-уничижительными.

Мороз, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.

Задание 8. Выпишите слова, в которых использованы стилистические суффиксы?

Мальчонка спрятал свои хитрющие глаза под кепку и, украдкой улыбнувшись мне, продолжал свой незамысловатый рассказ. Вдруг в комнату вбежала маленькая девчушка с бледным, исхудавшим лицом и смущенно подняла на меня свои голубые глазищи. Собрание акционеров «Фантазии» продолжалось уже пять часов - духотища в зале стояла неимоверная. (из газет)

Задание 9. Составьте текст –восхваление своей специальности, используя аффиксы субъективной оценки.

Практическое занятие № 5.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия № 5.

Теоретический материал

Вопросы для закрепления.

1. Что такое морфология?

2. Дайте определение морфологических норм русского языка.

3. Какие существительные относятся к общему роду?

4. Как определить род несклоняемых заимствованных имен существительных?

5. У всех - ли глаголов есть форма 1 лица?

6. В каких случаях в речи употребляются местоимения обоих и обеих?

                                                           Практикум

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

Вариант 1: 1) Он дал очень коротк… интервью журналисту. 2) Повесили занавески из бел… (тюль). 3) Артисты совершили последн… в этом году турне. 4) Мой братишка – больш… недотрога, а сестренка – больш… плакса. 5) По радио передали важн… коммюнике. 6) Красив… бра (создавать) дополнительное освещение. 7) Городск… АТС (увеличить) количество абонентов. 8) Обвиняемый предъявил стопроцентн… алиби. 9) Солнечн… Баку (утопать) в зелени. 10) Она не заметила, как натерла огромн… мозоль на ноге.

Вариант 2: 1) Избран… жюри (просмотреть) всю программу. 2) Они заключили между собой двусторонн… пари. 3) Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 4) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 5) В зоопарке я видел красив… (лебедь) и бойк… шимпанзе. 6) Легков… такси идет быстрее грузов…. 7) На ринге (работать) французск… рефери. 8) На испанце (быть) надет… широкопол… сомбреро. 9) Ровн… широк… шоссе (связать) поселок с городом. 10) «Тайм» (опубликовать) интересную статью.

Вариант 3: 1) Огромн… возище с сеном (застрять) на проселочной дороге. 2) Получили ценн… бандероль. 3) Нужно предусмотреть определен… (пен…) за просрочку платежей. 4) Окна закрывали современн… жалюзи. 5) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 6) Была объявлена песня «Розов… фламинго». 7) Огромн… ручища (опуститься) на плечо. 8) В ресторане (оказаться) изыскан… меню. 9) Кофе был… чуть тепл…. 10) Эсперанто был… создан… около ста лет назад.

Вариант 4: 1) Оперу «Кармен» написал…велк… Бизе. 2) Впереди   показал…сь величествен… Гималаи. 3) Мода – это и удивительн… ноу-хау, и выгодно… вложение капитала. 4) Больш… зал… был… освещен…. 5) В концерте (принимать) участие (извест…) трио. 6) Сегодня РИА передал… важное сообщение. 7) Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 8) Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 9) Нов… ставень (ставня) тихонечко закрыл… 10) Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

Вариант 5: 1) У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 2) Наряд красавицы составлял… ярк… бикини. 3) В Багдаде я учился в больш… медресе. 4) Неподалеку стоял… заброшен… ранчо. 5) Установлен… эмбарго был… нарушен…. 6) На нас смотрел… забавн… гризли. 7) Справедлив… рефери начал… отсчет. 8) Этим летом среди молодежи особенно популярн… был… регби. 9) На грядках рос(ла) заморск… кольраби. 10) Авторитетн… жюри (возглавить) известн… кутюрье.

Задание2. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения.

Вульгарн... арго, французск... атташе, звучащ... банджо, вкусн... безе, хрустальн... бра, больш... гризли, глубок... декольте, истинн... денди, вагонн... депо, малинов... желе, жирн... иваси, талантлив... импресарио, старинн... канапе, уютн... кафе, тепл... кашне, австралийск... кенгуру, остроумн... конферансье, крошечн... колибри, заморск... кольраби, творческ... кредо, уважаем... кюре, длинн... лассо, сочн... манго, сед... маэстро, больш... медресе, забавн... пони, стар... рантье, заброшенн... ранчо, популярн... регби, справедлив... рефери, вкусн... салями, маленьк... цеце, умн... шимпанзе, увлекательн... шоу, установленн... эмбарго.

Задание 3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных, выбирая окончание, употребляемое в литературном языке. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Абрикосы, баклажаны, блюдца, болгары, боты, будни, валенки, вафли, верховья, вишни, герцы, грабли, граммы, драгуны, заморозки, калмыки, колени, колечки, лохмотья, макароны, монголы, нападки, низовья, носки, облака, оладьи, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, сапожки, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, цапли, чулки, шаровары, эполеты, ясли.

Задание 4. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа, выпишите из предложений словосочетания с этими словами.

Вариант 1: 1) На совещание прибыли многие (инженер, директор). 2) У причала стояли небольшие (катер); на внешнем рейде – военные (крейсер). 30 На курсе учатся несколько (якуты) и (туркмены). 4) В работе совещания приняли участие многие (доктор наук, профессор). 5) Я весь вечер танцевал на (бал). 6) Мои знакомые в этом году не были в (отпуск). 7) Новые модели (сапоги, ботинки, туфли) выставлены в витрине магазина.

Вариант 2: 1) В этом же здании обучаются будущие (повар). 2) Важнейшие отделы и (сектор) института были реорганизованы. 3) Организации требуются квалифицированные (бухгалтер), ночные (сторож), (вахтер). 4) В магазине имеется большой выбор (чулки) и (носки). 5) Этим вопросом занимались многие ученые в прошлом (год). 6) Между коллективами предприятий часто заключаются (договор). 7) Если бы машинист вовремя не затормозил, поезд сошел бы с (рельсы).

Вариант 3: 1) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер). 2) Большой урожай (мандарины) и (яблоки) собрал колхоз «Приморский». 3) С тех пор о нашем незнакомце ни слух… ни дух… 4) Сад занимает свыше 100 (гектар). 5) Мы готовы заключить долгосрочные (договор). 6) В магазин поступило несколько партий (покрывало) и (полотенце). 7) Для (ясли) надо установить разные (прожектор). 8) В депо срочно требуются опытные (кондуктор). 9) По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабель) кирпичей. 10) Многие мои знакомые провели свои (отпуск) в круизах по новым маршрутам.

Вариант 4: 1) Надо установить на прогулочном участке (прожектор, мн.ч.). 2) В обсуждении проблемы приняли участие (директор). 3) Разные (цех) специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 4) Для выступления перед рабочими артисты пошли в (цех, мн.ч.) депо. 5) В этом же здании обучаются будущие (повар). 6) Поезд сошел с (рельсы). 7) Не хватало (дух) отказать мальчику в его просьбе.

Задание 5. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

Вариант 1: 1) В соответствии со всеми (90) пунктами договора достигнуто соглашение.2) За период реформы количество колхозов и совхозов сократилось с (935) до (665). 3) Этот банк заманивал вкладчиков (200) процентами годовых. 4) Древний календарный цикл измеряется 6 936 сутками. 5) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 6) Скоро мы будем отмечать 250-летие нашего города.

Вариант 2: 1) В его работе речь шла о 326 174 неучтенных минутах. 2) О (100) днях правления Наполеона написано немало книг. 3) Он принес альбом с 1 742 марками. 4) Деревня находится в 187 километрах от города. 5) Корпорация провела опрос среди 600 руководителей.6) На совещание приехало более 856 человек.

Вариант 3: 1) Течение реки достигает 120-400 метров в минуту. 2) На праздник я пригласил к себе (3 друга). 3) В круиз лайнер отправился с 900 пассажирами. 4) Этот уникальный мост покоится на 585 опорах. 5) Около стола столпилось (4) женщины. 6) К 345 прибавить 157.

Вариант 4: 1) От 964 отнять 83. 2) 10 сложить с 798. 3) Предложение принято 735 (голос) против 44. 4) Деревня находится в 163 (километр) от города. 5) В этой книге около 570 страниц. 6) Великая Отечественная война продолжалась в течение 1418 (день и ночь).

Задание 6. Поставьте глаголы в соответствующей форме.

Вариант 1: 1) В случае раздражения носоглотки ее (полоскать) раствором соды с водой. 2) Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 3) Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 4) Как только получишь денежный перевод, (уведомить, повелительное наклонение) меня о его получении. 5) Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 6) Неприятельский отряд (вторгнуться, прош. вр.) в район расположения наших войск. 7) Дует ветер, дождь (брызгать, наст.вр.) в лицо.

Вариант 2: 1) После контузии он все больше и больше (глохнуть, прошедшее время). 2) Дерево (развесить) густые ветки. 3) Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 4) Горький с детства (проникнуться) сочувствием к своему народу. 5) Мы ваши документы (класть) в папки и сдадим в приемную комиссию. 6) Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 7) В настоящее время жюри (подытожить, прошедшее время), результаты конкурса.

Вариант 3: 1) Пока бак стиральной машины (сохнуть, прошедшее время) после окраски, мы беседовали с бригадиром. 2) Ученые (двигать) науку вперед. 3) Им (двигать) желание приобрести хорошее образование. 4) В уголке (дремать, наст.вр.) соседская кошка. 5) Слава богу, я от них теперь не (зависеть, настоящее время). 6) Незнакомец вдруг неожиданно (исчезнуть).

7) Ветер (трепать, наст.вр.) ее волосы.

Вариант 4: 1) В чем вы меня за (подозревать)? 2) Ученый (оспаривать) мнение других исследователей. 3) В конце рабочего дня Никифоров обычно звонил Кате, и они (условливаться) о встрече. 4) Права участвовать в конкурсе (удостаиваться) лучшие воспитанники. 5) Результаты он начал (подытоживать) уже в поезде. 6) В Пушкине (сосредоточиваться) лучшие стороны великой нации. 7) Нарушения (обусловливаться) рядом факторов.

Вариант 5: 1) Над нами не (капать, наст.вр.). 2) Мать (метаться, наст. вр.) по комнате. 3) Кто-то (махать, наст. вр.) рукой. 4) По деревне (рыскать, наст. вр.) полицейские. 5) Оба они с любовью (чтить, наст. вр.) память о ней. 6) Стая морских птиц (колыхаться, наст. вр.) на волнах. 7) Лошадь (махать, наст. вр.) хвостом. 8) Кошка жалобно (мяукать, наст. вр.). 9) Он (метаться, наст.вр.) как дикий зверь. 10) Как только получишь перевод, (уведомить, повел. накл.) меня.

Практическое занятие № 6

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5.Защита студентами заданий практической   работы (по выбору преподавателя).

6.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7.Самоанализ студента по приобретенным знаниям, навыкам и умениям.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

8. Подведение итогов занятия.

Теоретический материал.

Синтаксис – это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение и текст. Главной единицей синтаксиса является предложение; словосочетание рассматривается как один из компонентов предложения. Правила построения, грамматического оформления синтаксических единиц определяются синтаксическими нормами. Синтаксические нормы связаны с правилами построения словосочетаний и предложений. На уровне словосочетаний возникают ошибки в согласовании и управлении, на уровне предложений – в сочетании и построении предложений. Словосочетание – это сочетание двух (и более) знаменательных слов, связанных подчинительной связью и представляющих смысловое единство (донской пейзаж, говорить по-русски, вес ело смеяться и т.д.). Слова в словосочетании связаны подчинительной связью, которая проявляется в трех видах связи – согласовании, управлении и примыкании. При согласовании зависимое слово



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.013 с.)