Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.



Цель:   - образовательная -   проверить знание студентами    правил построения синтаксических конструкций и умения использовать их в речи.

- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;

- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.

Тип урок: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийный проектор, инструкционные карты.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5.Защита студентами заданий практической   работы (по выбору преподавателя).

6.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7.Самоанализ студента по приобретенным знаниям, навыкам и умениям.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

8. Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия № 6

Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.

Цель: - образовательная -   проверить знание студентами    правил построения синтаксических конструкций и умения использовать их в речи.

- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;

- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.

Тип урок: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийный проектор, инструкционные карты.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Методические указания к выполнению практических заданий.

1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия отводится 15 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку и культуре речи дается 60 минут.

2.Практическая работа состоит из 3 заданий по вариантам.

3.Все задания выполняются письменно.

4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.

5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.

6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.

7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.

8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?

Критерии оценки. Оформление практической работы в тетради в соответствии с требованиями (полнота и аккуратность выполнения заданий).5-выполнены все задания; 4- выполнено более 2/3 заданий; 3- менее 2/3 заданий; 2- менее ½ заданий.

Теоретический материал.

Синтаксис – это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение и текст. Главной единицей синтаксиса является предложение; словосочетание рассматривается как один из компонентов предложения. Правила построения, грамматического оформления синтаксических единиц определяются синтаксическими нормами. Синтаксические нормы связаны с правилами построения словосочетаний и предложений. На уровне словосочетаний возникают ошибки в согласовании и управлении, на уровне предложений – в сочетании и построении предложений. Словосочетание – это сочетание двух (и более) знаменательных слов, связанных подчинительной связью и представляющих смысловое единство (донской пейзаж, говорить по-русски, вес ело смеяться и т.д.). Слова в словосочетании связаны подчинительной связью, которая проявляется в трех видах связи – согласовании, управлении и примыкании. При согласовании зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. При управлении главное слово управляет падежной формой зависимого слова. При примыкании к главному слову примыкают неизменяемые слова – наречия, деепричастия, инфинитив. Нарушением синтаксических норм в словосочетаниях является:

- неправильное согласование слов в словосочетаниях по родовому признаку (кислый яблок вместо кислое яблоко; черное кофе вместо черный кофе и т.п.);

-неправильный выбор падежа и предлога в словосочетании (согласно приказа вместо согласно приказу);

- неточная постановка вопроса от главного слова к зависимому при управлении (заведующий чего? вместо заведующий чем?)

ПОМНИТЕ некоторые случаи управления!

Аналогичный – ЧЕМУ? Аргументировать – ЧТО? – ЧЕМ? Возместить – ЧТО? - ЧЕМ? Вопреки – ЧЕМУ? Заведующий - ЧЕМ? Идентичный – ЧЕМУ? Копия – КОГО? С ЧЕГО? Меры – ЧЕГО? ПО ЧЕМУ? Отказ – В ЧЕМ? ОТ ЧЕГО? Управляющий – ЧЕМ? Хозяин ЧЕГО?- ЧЕМУ?

Нарушением синтаксических норм в предложениях является:

1) неверное согласование сказуемого с подлежащим;

ПОМНИТЕ:

Сказуемое, как правило, ставится в ЕД. числе, если: -подлежащее выражено собирательным  существительным с количественным значением (большинство, меньшинство, часть, ряд и т.п.), обозначающим неодушевленный предмет;-при составном числительном, оканчивающемся на ОДИН;-при словах тысяча, миллион, миллиард; -при существительных лет, месяцев, дней, часов; при словах много, мало, немного, немало;

2) ошибки в построении предложений с однородными членами;

ПОМНИТЕ: -нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия (студенты и молодежь);-можно опускать одинаковые предлоги при перечислении однородных членов предложения, но нельзя опускать разные предлоги;-нельзя сочетать как однородные члены предложения имя существительное и неопределенную форму глагола.

ПОМНИТЕ:

3) ошибки в построении предложений с   причастными и деепричастными оборотами;

ПОМНИТЕ:

- весь причастный оборот должен стоять или после определяемого слова или перед ним, но не может разрываться определяемым словом; -нагромождение причастий   и деепричастий создает неблагозвучие;-глагол сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц;-нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастии;

-деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.009 с.)