Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания в конструкциях с союзом И.

Поиск

 

Форма: освоение теоретического материала, выполнение упражнений.

Цель: обобщить правила постановки знаков препинания перед союзом И, совершенствование умения различать простое и сложное предложения.

 

Задание 1.Вспомните правила постановки знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении. Прочитайте теоретический материал, выявляя и запоминая те пункты, которые вам не удалось вспомнить самостоятельно.

Запятая в конструкциях с союзом И

Союз И при однородных членах
и Если ОЧ соединены одиночным союзом И, запятая не ставится В качестве однородных членов могут выступать причастные и деепричастные обороты. За окнами сиял и лучился свежий снег. Черепаха, высунув голову и медленно переступая лапами, двинулась к кормушке.
и,и Если ОЧ соединены попарно, запятая ставится между парами. Мы любим Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока.
, и,и и,и, и   Если ОЧ соединены повторяющимися союзами И, запятая ставится между однородными членами. Мы любим сеструженуотца, но в муках мы мать вспоминаем. Смотреть новую комедию было и весело, и радостно, и занятно.
и день и ночь и так и этак и смех и горе и там и сям и стар и млад ни да ни нет ни за что ни про что ни больше ни меньше ни пуха ни пера Внутри фразеологического оборота запятая не ставится И стар и млад отзывался о нем уважительно.
Союз И в ССП
[], и [ ]. Между частями ССП запятая ставится. День клонился к вечеру, и становилось прохладно.
…… [] и [ ]. Между частями ССП, соединенными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится при наличии общего второстепенного члена. В углу стоял сундуки были свалены старые корзины.
(),[]и [ ]. []и [ ], (). Между частями ССП, соединенными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится при наличии общего придаточного предложения. Когда мы вернулись, свет был потушен и дети спали. Свет был потушен и дети спали, когда мы вернулись.
[ ] и [ ]. [ ] и [ ]. Между частями ССП, соединенными неповторяющимся союзом И запятая не ставится, если они являются односоставными предложениями одинакового типа. Весна и бесконечное пенье птиц. На улице моросило и на душе было тоскливо.
[ ] и [ ]? [ ] и [ ]! Между частями ССП, соединенными неповторяющимся союзом И запятая не ставится, если оба являются вопросительными или восклицательными. Какова цена товара и делаете ли вы скидки? Какой замечательный день и как радостно на душе!
Союз И в СПП с однородными придаточными
[], () и (). [], (), и (), и (). Запятая между однородными придаточными предложениями ставится по правилу об однородных членах. Однородные придаточные отделяются от главного запятой. Я помнил, что говорил отец, как возражала тетя и как досадовала мать. Я помнил, что говорил отец, и как возражала тетя, и как досадовала мать.

 

Задание 2.

Сколько запятых нужно поставить в каждом предложении. Запишите номер предложения и цифру, указывающую на количество необходимых запятых.

1. Было темно когда к дому подъехала повозка и в дом начали вносить бесчисленные чемоданы и картонки.

2. Чтение книг способствует прорастанию в душе новых стремлений и желаний и выковывает новую глубокую и чистую человеческую личность.

3. В ложе послышалось шуршание шелка и звон драгоценностей и половицы предательски скрипнули возвещая уход незнакомки.

4. Звук колокольчика известил о прибытии нового гостя и Марфа Петровна была вынуждена покинуть его и приветствовать новоприбывшего на пороге дома.

5. И маскарадные приключения и рискованный винт и сладкие свидания театральных закулисий скоро надоели нашему герою до зевоты до горловой спазмы.

6. С конца октября стало подмораживать и пора было начинать приготовления к новой охоте.

7. Сумеречные полосы прочерчивали небо на востоке и длинные тени от елей легли в комнату так что я был вынужден встать и зажечь свечи.

8. Смутно и тревожно было на душе у Павла и новые неотвязные мысли одолевали сквозь сон и в минуты бодрствования.

9. Внезапное утомление охватило меня и веки сами собой смежились как только я очутилась в своих комнатах и опустилась в кресло.

10. Радостная беготня детей и веселый шепот слуг и какой-то ликующий стук ножей на кухне говорили о том что хозяин вернулся и находится в добром расположении духа.

11. Мне приходилось отстаивать свое мнение перед друзьями и перед равнодушными слушателями и даже перед публикой откровенно враждебной но никогда я не волновался так сильно.

12. Сплетни рассеялись и при встречах со мной снова здоровались и подавали руку но обида осталась и сердце при имени Марьи бешено подпрыгивало.

Задание 3. Перепишите предложения. Расставьте в них знаки препинания.

1. Тихо и радостно проходили дни и я начал забывать своё горе.

2. Такой искрометный и бравурный и напористый и торжественный марш не очень соответствовал скромности встречи.

3. И день и ночь мы искали пропавшего Матфея.

4. Под окном послышались шаги и одновременно женский полузадушенный крик.

5. За годы службы капитан узнал и преданную дружбу и неожиданное предательство и уважение солдат и зависть сослуживцев.

6. Тихая и туманная ночь завладела садом и мягко и свежо подступила к дому.

7. Когда я вернулся домой уже стало подмораживать и небо быстро линяло становясь серым.

8. Дела Феди шли и вкривь и вкось и становилось понятно что долги он не выплатит.

 


Самостоятельная работа №17

Способы передачи чужой речи

 

Форма: составление конспекта, трансформация предложений, выполнение тестов.

Форма: освоение теоретического материала, выполнение упражнения.

Цели: познакомить учащихся с основными способами передачи чужой речи, выработать навык использования одного из способов передачи чужой речи, предотвратить смешение способов.

Задание 1. Прочитайте теоретический материал. Законспектируйте его.

 

В зависимости от способа передачи различают следующие разновидности чужой речи: прямую и косвенную.

Прямая речь − это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора.

Любовь Викторовна решила: «Добьюсь своего, чего бы это мне ни стоило!»

Косвенная речь − это чужая речь, введенная автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передает дословно речь говорящего, отражая ее приблизительно.

Любовь Викторовна решила, что любой ценой добьется выполнения своих намерений.

Любовь Викторовна решила, что добьется своего, чего бы это ей ни стоило.

 

Правила перевода прямой речи в косвенную.

Слова автора преобразуются в первую главную часть сложноподчиненного предложения, а прямая речь – в придаточную, которая обязательно стоит после главной.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, а также формы личных глаголов употребляются с точки зрения автора, а не того, чья речь передана.

Цель высказывания в косвенной речи Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение Иван говорил: «Завтра я пойду на охоту». ЧТО, БУДТО Иван говорил, что он завтра пойдет на охоту.
Побудительное предложение Иван попросил меня: «Помоги мне убрать мою палатку». ЧТОБЫ Иван попросил меня, чтобы я помог ему убрать его палатку.
Вопросительное предложение с вопросительным словом   Иван спросил Лешу: «Когда ты вернёшься?» КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ (те же слова становятся относительными, т.е. используются для связи) Иван спросил Лешу, когда он вернется.
Вопросительное предложение без вопросительного слова Иван спросил у Леши: «Ты вернёшься?» ЛИ   Иван спросил у Лёши, вернется ли он.

Некоторые конструкции требуют более радикальной перестройки.

«Чай кушать пожалуйте-с,» — окликнул нас негромкий голос.

Негромкий голос окликнул нас и сказал, чтобы мы пожаловали кушать чай.

Задание 2. Переведите прямую речь в косвенную. Запишите получившиеся предложения.

1. На вокзале в райцентре я спросил: «Как мне добраться до Захарова?»

2. Я и сказал ему: «Попроси у брата себе новую одежду».

3. Вошедший смотритель доложил: «Лошади готовы. Вы можете ехать».

4. Князь Игорь сказал: «Хочу поломать копье о конец поля половецкого».

5. «Знаете ли вы о начале стройки в вашем городе?» − спросил мастер.

6. Отец сказал Мишке: «Я не пойду с тобой в цирк, потому что до конца недели я занят по горло».

7. Софья спросила Петра: «Ты возьмешь меня с собой?»

8. Крестьянин все вопрошал: «Когда же кончатся мои несчастья?»

9. Баба недовольно ворчала: «В мои годы девки тихо сидели».

10. Юнкер торопливо приказал: «Вези меня, братец, к Голицыным!»

 

 

Задание 3. Выполните тесты.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите комбинацию из пяти цифр без запятых.

1.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматическая ошибка
А. Сократ, знаменитый древнегреческий философ, уверял, что «я знаю, что ничего не знаю». 1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б. Многие из тех, кто увлечён астроно­мией, знает расположение, движе­ние, строение, происхождение и раз­витие небесных тел и образованных ими систем. 2. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В. История России с 1725 по 1762 годы ознаменована рядом дворцовых пере­воротов, и вследствие частым сменам лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела. 3. ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественных записок», познакомился с критиком В.Г. Белинским. 4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д. Осуждавшие стихи не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. 5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  7. неправильное построение предложения с косвенной речью

 

 

2.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматическая ошибка
А. Школь­ни­ки изу­ча­ют и с ин­те­ре­сом за­ни­ма­ют­ся род­ным язы­ком.   1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б. Во­ди­тель марш­рут­но­го такси ска­зал вновь во­шед­шим пас­са­жи­рам, что опла­ти­те про­езд. 2. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В. На­сто­я­щий успех может быть до­стиг­нут толь­ко бла­го­да­ря на­стой­чи­во­сти, це­ле­устремлённо­сти и глу­бо­ких зна­ний че­ло­ве­ка. 3. ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. Те, кто слу­жит делу про­све­ще­ния, сна­ря­жа­ет мо­ло­дых в дол­гий путь по жизни, раз­ви­ва­ет их ум и спо­соб­но­сти, бла­го­слов­ля­ет на твор­че­ский поиск. 4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д. В своих ста­тьях этот жур­на­лист по­ста­вил во­про­сы, вол­ну­ю­щих мно­гих его со­вре­мен­ни­ков. 5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  7. неправильное построение предложения с косвенной речью

Самостоятельная работа №18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.95 (0.009 с.)