Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура речи. Орфоэпические нормыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма: освоение теоретического материала, выполнение упражнения Цели: знакомство понятием «культура речи» и ее компонентами, совершенствование культуры речи в области акцентологических норм. Задание 1. Прочитайте статью, знакомящую с понятием «Культура речи».Ответьте на вопрос, к какому компоненту культуры речи принадлежит акцентология. В современной лингвистической литературе культура речи определяется как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также как умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека Языковая норма — это совокупность явлений, разрешённых системой языка, отражённых и закреплённых в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определённый период. Типы языковых норм
Задание 2. Выучите произношение приведенных слов. Подготовьтесь в сдаче акцентологического зачета. Имена существительные агЕнт алфавИт, от Альфа и в И та аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге вероисповЕдание, от веру исповЕдать граждАнство дефИс, изнем.яз., где ударение на 2-ом слоге диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар.всегда на последнем слоге договорЁнность докумЕнт досУг ЕретИк жалюзИ, из франц. яз., где удар.всегда на последнем слоге знАчимость, от прил. зн А чимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение каталОг, в одном ряду со словами диал О г, монол О г, некрол О г т.п. квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге киломЕтр, в одном ряду со словами сантим Е тр, децим Е тр, миллим Е тр… кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.имн.ч. корЫсть крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге кремЕнь, кремнЯ, удар.во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы) лыжнЯ мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой п О честей, ч Е люстей…, но новост Е й мусоропровОд, в одном ряду со словами газопров О д, нефтепров О д, водопров О д НамЕрение нарОст нЕдруг недУг некролОг, см. катал О г нЕнависть нОвости, новостЕй, но: см. м Е стностей нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч. Отрочество, от О трок- подросток партЕр, из франц. яз., где удар.всегда на последнем слоге портфЕль пОручни придАное, сущ. призЫв, в одном ряду со словами поз Ы в, отзЫв(посла), соз Ы в, но: Отзыв(на публикацию) процЕнт свЁкла сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства, им.п.мн.ч. стАтуя столЯр, в одном яду со словами мал Я р, до Я р, школ Я р … созЫв, см. приз Ы в тамОжня тОрты, тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы, см. б А нты шофЁр, в одном ряду со словами киоск Ё р, контрол Ё р… ЩавЕль экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге Имена прилагательные вернА, краткое прилаг. ж.р. давнИшний знАчимый красИвее, прил. и нареч.в сравн.ст. красИвейший, превосх.ст. КровоточАщий кУхонный ловкА, краткое прилаг. ж.р. мозаИчный ОптОвый прозорлИва, краткоеприлаг. ж.р., в одном ряду со словами смазл И ва, суетл И ва, болтл И ва..., но: прож О рлива слИвовый, образовано от сл И ва Глаголы баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы брать-бралА брАться-бралАсь взять-взялА взЯться-взялАсь ВключИть-включИшь, ВключИт, включИм влИться-влилАсь ворвАться-ворвалАсь воспринЯть-воспринялА воссоздать-воссоздалА ВручИть-вручИт гнать-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся ДозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь ЗакУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.) звать-звалА ЗвонИть-звонИшь, звонИт, ЗвонИм ИсключИть-исключИт ИсчЕрпать КлАсть-клАла клЕить КрАсться-крАлась КровоточИть лгать-лгалА лить-лилА лИться-лилАсь наврАть-навралА наделИть-наделИт надорвАться-надорвалАсь назвАться-назвалАсь НакренИться-накренИтся налИть-налилА нарвАть-нарвалА НасорИть-насорИт начАть-нАчал, началА, нАчали обзвонИть-обзвонИт облегчИть-облегчИт облИться-облилАсь обнЯться-обнялАсь обогнАть-обогналА ободрАть-ободралА ободрИть ободрИться-ободрИшься обострИть одолжИть-одолжИт озлОбить оклЕить окружИть-окружИт опломбировАть, в одном ряду со словами формиров А ть, нормиров А ть, сортиров А ть… ОпОшлить-опОшлят ОсвЕдомиться-освЕдомишься отбЫть-отбылА отдАть-отдалА ОткУпорить-откУпорил отозвать-отозвалА отозвАться-отозвалАсь перезвонИть-перезвонИт перелИть-перелилА плодоносИть повторИть-повторИт позвАть-позвалА позвонИть-позвонИшь-позвонИт полИть-полилА положИть-положИл понЯть-понялА послАть-послАла прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло принЯть-прИнял-прИняли ПринУдить рвать-рвалА СверлИть-сверлИшь-сверлИт снять-снялА создАть-создалА сорвАть-сорвалА СорИть-сорИт убрАть-убралА УбыстрИть УглубИть укрепИть-укрепИт ЧЕрпать ЩемИть-щемИт щЁлкать Причастия балОванный включённый-включЁн, см. низвед Ё нный довезЁнный ЗАгнутый зАнятый-занятА зАпертый-запертА заселЁнный-заселенА избалОванный, см. бал О ванный кормЯщий КровоточАщий молЯщий нажИвший нАжитый-нажитА налИвший налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый низведЁнный-низведЁн, см. включ Ё нный… ободрённый-ободрЁн-ободренА обострЁнный определЁнный-определЁн отключЁнный повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА СОгнутый Деепричастия БалУясь ЗакУпорив начАв начАвшись отдАв поднЯв понЯв прибЫв Наречия вОвремя добелА дОверху донЕльзя дОнизу дОсуха завИдно, в значении сказуемого зАгодя, разговорное зАсветло зАтемно Исстари красИвее, прил. и нареч.в сравн.ст. навЕрх надОлго /ненадОлго Самостоятельная работа № 3 Фразеология Форма: работа со словарем, лингвистический анализ текста
Цель: расширение словарного запаса обучающихся, совершенствование умения лингвистического анализа. Задание 1. Вспомните, что такое фразеологизм. Прочитайте словарную статью, выделите признаки фразеологического оборота. Фразеологи́зм (фразеологическийоборот) — это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов. Фразеологизмупотребляетсякакнекотороецелое, неподлежащеедальнейшемуразложениюиобычнонедопускающеевнутрисебяперестановкисвоихчастей. нужен как собаке пятая нога — не нужен (собаки прекрасно обходятся и четырьмя ногами) заварить кашу — своими действиями создать сложное положение (и многие из нас заваривают кашу намного чаще, чем варят настоящую съедобную кашу) сделать что-то на свою голову — сделать что-то необдуманное во вред себе В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизм в целом является одним членом предложения. Фразеологизм следует отличать от метафоры, поскольку та и другая единицы состоят их нескольких слов и фразеологизм часто сохраняет образность. В отличие от метафоры фразеологизм устойчив, извлекается из памяти в готовом виде, известен большинству носителей языка, фиксируется в словаре. Метафоры рождается из неожиданного переноса значения слова, имеет индивидуально-авторскую окраску. тернистый путь (фразеологизм) – дорога испытаний (матефора). свободен как ветер (фразеологизм) – дышит воздухом свободы (метафора) Выполните задание 2 или задание 3 по вашему выбору. Задание 2. Перепишите текст, расставляя пропущенные буквы знаки препинания. Найдите фразеологические обороты в тексте, подчеркните их. Непосредственно после оборота в скобках или после текста дайте толкование каждому обороту. В случае затруднений обращайтесь к словарю. Раз..езжаясь после училища по городам и весям мы дали клятву что не забудем стены заведениябывш..го для нас домом. Большинство из нас с/здержали обещание и с трепетом и пр..знательностью вспоминали almamater до конца своих дней. Нужно пр..нять во внимание что учились мы в годы войны в атмосфере лишений. И подчас музыка поднимала дух больше чем слова рвавшиеся из репр..дукторов. Дух братства и творчества в атмосфере которого прошла наша молодостьсформир..вал нас и львин/нн/ая доля выпускников оставалась верна музыке всю жизнь. Освоив азы мастерства мы продолжали трудит/ть/ся всю жизнь никогда не поч..вали на лаврах. Нет не канули в Лету дни нашей трудной молодости не забыты уроки дорогих мастеров! Задание 3. Составьте связный текст, употребив в нем не менее 10 фразеологизмов, фразеологизмы подчеркните в скобках расшифруйте их значение.
Литература: Фразеологизмы и устойчивые выражения [Электронный ресурс]. – Путь доступа:gramma.ru/RUS/?id=7.18 Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс]. – Путь доступа: phraseology.academic.ru/
Самостоятельная работа № 4
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.013 с.) |