Причастия и прилагательные Сложные случаи разграничения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причастия и прилагательные Сложные случаи разграничения



 

Форма: изучение теоретического материала, выполнение упражнения

Цель: на основе систематизации материала выявить общие и специфические правила правописания НЕ с причастиями и прилагательными, познакомиться с критериями разграничения омонимичных кратких причастий и прилагательных, совершенствовать орфографические умения.

 

Задание 1. Повторите изученные материал о правописании суффиксов прилагательных и причастий и правописании названных частей речи с частицей НЕ. Ответьте на предложенные вопросы:

Различается ли написание количества Н

- в суффиксах полных и кратких причастий;

- в суффиксах кратких прилагательных?

 

Каковы общие условия слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями?

 

Каковы общие условия раздельного написания НЕ с прилагательными и причастиями?

 

Каковы особые условия раздельного написания НЕ с причастиями?

 

Задание 2. Изучите материал, связанный с различением омонимичных кратких прилагательных и причастий

 

Необходимо отличать правописание кратких причастий от кратких прилагательных, образованных от глаголов. Краткие при­частия пишутся всегда с одним н, а краткие прилагательные со­храняют столько н, сколько н в полных формах. В предложении Дочь избалована матерьюслово избалована − краткое страдатель­ное причастие, оно имеет зависимое слово.

В предложении Дочь избалованна и упрямаслово избалованнаявляется кратким прилагательным, так как обозначает свойство ха­рактера (капризная, своенравная), отвечает на вопрос «какова дочь?», не имеет зависимого слова и является однородным членом с прилагательным.

 

Любовь к книге была внем воспитанас детства. Девушка была скромна ивоспитанна.
Собрание было взволновано тем, что произошло вчера. Ее Выступление было откровенно, аргументировано и взволнованно.
Усилиями друзей ненависть к нему была рассеяна. Наташа была рассеяннаи невнимательна.
Войска были сосредоточены на границе. Все его действия были ловки и сосредоточенны.

 

Задание 3. Определите, в какой части речи пропущена буква. Исходя из частеречной принадлежности слова вставьте Н или НН, перепишите словосочетания.

Награда заслуже..а мастером. − Победа мастера вполне заслуже..а.

За отсутствием улик обвиняемые были оправда..ы. − Эти изменения проекта необходимы и оправда..ы.

Интересы и стремления людей должны быть возвыше..ы. −Многие молодые люди из простого народа были возвыше..ы Петром I.

Юридически эти претензии (не)обоснова..ы. − Ваши требования чрезмерны и (не)обоснова..ы.

Лица врачей были серьезны и озабоче..ы. −Родители озабоче..ы воспитанием детей.

Проблема окончательно запута..а. − Эта проблема для студента слишком сложна и запута..а.

Волейбольная секция организова..а недавно. − Группа очень дисциплинированна и организова..а.

Ответы ученицы точны и продума..ы. −Все мелочи до конца продума..ы.

Трудно воспитывать детей в школе, когда они избалова..ы дома. − Единственные в семье дети часто капризны и избалова..ы.

Молодые люди нередко легкомысленны и (не)уравновеше..ы.−Шансы игроков еще (не)уравновеше..ы.


Самостоятельная работа №11

Правописание НЕ с наречиями

Форма: освоение теоретического материала, выполнение упражнения.

Цель: усвоить правило написания НЕ с наречиями, уметь применять полученные знания на практике.

 

Задание 1. Повторите материал «Правописание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О», представленный в тетрадях для теоретического материала. Изучите представленный материал о других группах наречий.

 

НЕ пишется слитно.

 

1. Если наречие не употребляется без НЕ: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.

 

2. С отрицательными местоименными наречиями: некуда, негде, некогда.

Частица пишется раздельно в следующих случаях.

1. Со всеми наречиями, кроме наречий на –О: не вблизи, не вовремя, не вполне, не зря, не нарочно, не замужем, по-товарищески, не по-русски.

Исключения: невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного

2. Со сравнительной степенью наречий на -О: говорил не громче, выглядел не веселее.

Если при форме сравнительной степени наречий имеются уточняющие слова, НЕ пишется слоитно: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее.

 

Дополнительная литература:

Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Лопатина. – http://orfogrammka.ru/OGL01/70091350.html

 

Задание 2. Перепишите, выбирая верное написание.

Неделю мать не разговари­вала с сыном, только эта не/к/стати случавшаяся ссора была ей самой не/на/руку. Сергей не/на/шутку расстроился, потому/что привезенные им в подарок туфельки оказались не/в/пору: пришлось оставить их на/вырост. Осенью он не/на/долго уезжал в город, а вернувшись, заперся в кабинете и на/спех стал заканчивать работу. Поставьте чемоданы: не/на/весу же их держать. Мы туда не/по/одному пойдем, а то перестреляют всех в/чистую. Не решайте с/горяча: ведь дело не/к/спеху. Студенческая форма на нём была не/в/меру поношенной. Светлые незапыленные туфельки не/вольно подсказали, что пришла она не/из/далека. Не/сызнова же мне приниматься за ученье в мои-то годы, да и не/когда. К/началу сентября Павел Федорович вернулся довольный тем, что съездил не/по/пусту и добился желаемого. Эксперт не/замедлительно установил, что фраза написана не/по/гречески. С/начала всё шло по/прежнему: гуляли по сады по/двое – по/трое, на/спех ужинали и садились за книги. Для нас такие морозы не/в/диковинку. Он не/вольно притерпелся к мысли, что страдания его кончатся не/завтра. Когда смотрю в/след уходящему поезду, не/изменно напоминаю себе, что люди уехали не/на/всегда. Он обратил внимание, что уже с утра Ася одета не/по/домашнему и причесана не/обычно. Он легко взбежал в/верх по лестнице: не/зря прошли утренние пробежки. С/начала августа ночи стали не/по/летнему прохладны.


Самостоятельная работа №12

Союзы и омонимичные словосочетания

 

Форма: составление таблицы, выполнение упражнения.

Цель: научиться различать на письме союзы и омонимичные им конструкций.

 

Задание 1. Изучите теоретический материал, заполните приведенную ниже таблицу.

Литература:

Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 1987. – С. 154-155.

 

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск:Современный литератур, 1999. – С. 220-223.

Или

 

Валгина Н.С., Светлышева В.Н.Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения [Электронный ресурс].−§ 1.16.1− Путь доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-006.htm#i5961

 

Задание 2.

Перепишите, раскрывая скобки.

1. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

2. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

3. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

4. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора АндреаВерроккио.

5. В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

6. (В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и, (ОТ)ТОГО что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.

7. (С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (КАК)БУДТО никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

8. Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

9. Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

10. (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?


Самостоятельная работа №13

Согласование подлежащего и сказуемого

 

Форма: освоение теоретического материала, лингвистическое конструирование.

Цель: познакомиться с правилами согласования подлежащего и сказуемого.

 

Задание 1. Изучите теоретический материал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.018 с.)