Упражнение «Причины невыполнения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Причины невыполнения»



Существуют причины невыполнения плана:

- высокая перегрузка (плотность) плана;

- неравномерное распределение плановых поручений между исполнителями;

- неравномерное распределение запланированных мероприятий по месяцам;

- конкретность запланированной работы;

- планирование нереальных или ненужных дел.

Дополните еще в список причины невыполнения плана.

 

Вопросы для закрепления

1. Дайте определение понятию «планирование».

2. Назовите виды внутришкольного планирования.

3. Какие компоненты включают себя процесс планирования?

4. Назовите правила планирования и раскройте каждую из них.

5. В какой период в школе составляется годовой план?

6. Раскройте, чем характеризуется перспективный план школы?

7. Раскройте текущее, оперативное планирование.

Использованная литература

1. Шамова Т.И., Нефедова К.П. Планирование работы в школе: метод. рекоменд. для слушателей ФПК директоров школ. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.

2. Татьяченко В.С. Директору школы о планировании. – Челябинск, 1974.-56 с.

3. Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами: уч.пос. – Рн/Д:Феникс, 2008.- 349 с.

4. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. Рн/Д:Феникс, 2010.- 248 с.

Рекомендуемая литература

1. Елисеева В.В. Рекомендация по подготовке годового плана работы школы.                            // Практика административной работы в школе.- 2010. - №3- С.11-23.

2. Курганский С.М. Материалы для подготовки плана работы школы на год. // Практика административной работы в школе. – 2009. - №4.- С.16-35.

3. Курганский С.М. Алгоритм подготовки годового плана работы школы.                             // Практика административной работы в школе. – 2008. - №1. – С.5-15.

4. Солнцева И.В., Белова Т.А. Материалы для подготовки годового плана работы школы. // Практика административной работы в школе. – 2006. - №4. – С.37-45.

5. Ткачева Т.П. Материалы для планирования работы школы.                                                        // Практика административной работы в школе. -2009.-№3.- С.10-24.

6. Курганский С.М. Годовой план внутришкольного контроля.                                                      // Практика административной работы в школе. – 2009. - №3.- С.34-41.

7. Крючков В.К. Использование SWOT-анализа в планировании развития школы.          // Практика административной работы в школе. – 2009. - №6 – С.5-8.

Принятие решения

Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. Принятие решения - это постоянная забота школьного менеджера. Он принимает решения по самым различным вопросам – организационным, кадровым, снабженческим, социальным и др. В одних случаях делает самостоятельно, в других – с заместителями, в-третьих, с привлечением экспертов и общественности.

Румен Георгиев теоретик и практик управления сформулировал следующую парадигму успешного делового решения. Решение – это процесс системного мышления в контексте практической управленческой деятельности, обеспечивающий сохранение целостности и развития организации, независимо от ее характера, на основе устойчивого приоритета общих целей и результатов, сочетания экономических, социальных, структурных, личностных и технических условий и сознательное «столкновение» с разными видами риска как источниками новых возможностей.  

Процесс принятия решения — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Процесс подготовки, принятия и реализации решения

1 Выявление и анализ проблемной ситуации

2 Формирование целей

3 Выявление полного перечня альтернатив

4 Выбор допустимых альтернатив

5 Предварительный выбор лучшей альтернативы

6 Оценка альтернатив

7 Экспериментальная проверка альтернатив

8 Выбор единственного решения

9 Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения

10 Обеспечение работ по выполнению решения

11 Выполнение решения

Конечным результатом работ на первом этапе выработки решения является выявление так называемых базовых, кардинальных проблем, за решение которых надо браться в первую очередь, ранжирование этих проблем и выбор стратегического направления их решения с предварительной ресурсной оценкой.

 

При принятии решения существуют следующие принципы:

1 Принцип единогласия. С уть заключается в безоговорочной поддержке выдвигаемых альтернатив. Принцип имеет место лишь при принятии решений в экстремальных условиях.

2 Принцип большинства. Этот принцип вводится в действие в ситуациях с явно выраженными «коалициями», т.е. когда в процессе выработки решения соперничают разные мнения, как индивидуальные, так и групповые. В связи с этим при принятии решений прибегают к голосованию.

3 Принцип консенсуса. Консенсус – это согласование всех спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений. Оно достигается путем взаимных обсуждений и консультации, а также путем применения различных методик рационализации выдвигаемых альтернатив. Для этой цели используется целый арсенал специальных приемов: «мозговая атака», «интервью» и др.

Американский социолог М.Рубинштейн излагает 10 принципов, которых он советует придерживаться при принятии любых решений:

1. Прежде чем вникать в детали, постарайтесь представить проблему в целом.

2. Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты.

3. Сомневайтесь. Эдисон решил загадку электричества только потому, что усомнился во всем, что утверждали его знаменитые коллеги.

4. Старайтесь взглянуть на стоящую перед вами проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.

5. Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы.

6. Задавайте как можно больше вопросов.

7. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет к вам в голову.

8. Перед принятием окончательного решения поговорите с кем-либо о ваших проблемах. Стоит также послушать, что скажут другие.

9. Не пренебрегайте своими чувствами. При ведущей роли логического мышления и здравого рассудка в анализе проблем и принятии решений нельзя преуменьшать значение, которое имеют чувства переживания и интуиции.

10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие повседневные проблемы со своей точки зрения, и поэтому разница во взглядах на жизнь - основное препятствие на пути принятия решения, которое удовлетворило бы всех.

 

На практике в управленческой деятельности сложились следующие подходы при принятии решения:

1. Интуитивное решение - это выбор, сделанный на основе ощущения, интуитивных суждениях, считая, что он правилен (основан на «шестом чувстве»).

2. Решение, основанное на суждениях — это выбор, обусловлен­ный знаниями, накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы прогнозиро­вать результат выбора в существующей ситуации. Опираясь на здра­вый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

3. Коллективное решение. Хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия.

4. Рациональное решение (аналитический процесс). При реализации рационального решения имеются свои этапы:

¾ Диагностика про­блемы. Важнейший шаг на пути решения проблемы — это опреде­ление проблемы, диагноз полный и правильный.

¾ Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно предпринять.

¾ Определение альтернатив — это формулирование набора аль­тернативных решений, т. е. вариантов решения проблемы.

¾ Оценка альтернатив.

¾ Выбор альтернативы.

¾ Реализация.

¾ Обратная связь.

 

Технология принятия решений

 

Авторы Ю. Б. Королёв, В. Д. Коротнев, Г. Н. Кочетова, Е. Н. Никифоров разработали и предлагают технологию принятия решения в управленческой деятельности.

Технология принятия решения – это состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

1. Анализ ситуации. Анализ ситуации требует сбора и обработки информации (изучения внешней и внутренней среды в организации).

2. Идентификация проблем. Определение. Доведение этих проблем до количественной определенности.

3. Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будут производиться их сравнение и выбор наилучшего варианта. Эти показатели принято называть критериями выбора.

4. Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, то есть сравнить достоинства и недостатки и объективно проанализировать вероятные результаты реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо использовать стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Учет фактора риска приводит к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который максимизирует или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероятности.

5. Согласование решения. Вероятность быстрой и эффективной реализации решений значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, предложения, замечания и т. д. Наилучший способ согласования решения — в привлечении работников к процессу его принятия.

6. Исправление реализацией. Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по срокам, то есть предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, какие для этого необходимы ресурсы (разработка программы их реализации). Руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определенные коррективы.

7. Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение принято и введено в действие, процесс не может считаться полностью завершенным, так как необходимо убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка результатов учебно-воспитательного процесса, сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность решения, необходимость его корректировки или принятия нового решения. Кроме того, этот этап является источником накопления и систематизации опыта принятия решений. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в недрах делопроизводства и не дадут ожидаемого эффекта.

 

Требования при принятии решения

 

Каждое управленческое решение, принимаемое в системе управления организацией  в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:

иметь ясную цель (в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно);

о бъективность и научная обоснованность. Управленческое решение должно быть объективным и научно обоснованным, иметь неразрывную связь с реальным положением дел, отражением которых должна выступать информационная модель;

быть обоснованным, т.е. содержать количественную, расчетную основу, объединяющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;

п олнота.   Всесторонне  проанализировать и учесть все главные элементы ситуации. При отсутствии полноты анализа на ход и развитие ситуации могу неожиданно повлиять те факторы, которые не были спрогнозированы в рамках деятельности последующих шагов управления.

с воевременность. Несвоевременность, всякое запаздывание назревшего решения утрачивает эффективность управления.

иметь адресата и сроки исполнения, т.е. иметь ориентацию на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений;

быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;

быть правомочными, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных;

быть эффективным, т.е. наилучшие из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;

быть конкретным, т.е. отвечать на вопросы, как, когда и где действовать;

быть своевременным, т.е. приниматься тогда, когда реализация этого решения еще может привести к поставленной цели;

п ринцип единоначалия (индивидуально, самостоятельно).Решение принимается единолично менеджером;

обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям.

Вопросы для закрепления

1. Раскройте понятие «принятия решения».

2. Какие существуют принципы при разработке принятия решения.

3. Перечислите подходы при принятии решения и раскройте каждую из них.

4. Раскройте технологию и требования при принятии решения.

 

Использованная литература

1 Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: Эксмос, 1998.

2 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2002.

3 Ладанов И.Д. Практический менеджмент: Психотехника управления и самотренировки. - М.,1995.- 492 с.

4. Румен Георгиев Деловые решения как объект исследования и методологии.     // Проблемы теории и практики управления. – 2006-№1.- С.22-25.

5. Голубков Е.П. Какое принять решение? - М.,"Экономика" 1990

6. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. - М.,"Молодая гвардия" 1989

7. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. - М.,"Высшая школа",1999

Рекомендуемая литература

Рублева О. Способ решения проблемы. // Директор школы. – 1999.- №1- С8.

  ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  «Принятие решения»

 

Цель тренинга – научить будущего руководителя принимать решения с учетом вариативности в управленческой деятельности.

Слово тренеру.

Решение – акт выработки какого-либо суждения или выбор конкретного курса действий из возможных альтернатив.

Не справиться с делом – меньшая беда, чем нерешительность. Не проточная вода портится, а стоячая. Иные шагу не сделают, пока их не подтолкнешь; и причина слишком долго взвешивает и принимает решение. Народная мудрость, новая версия: «Пока ты будешь семь раз мерить, кто-нибудь отрежет». В различных ситуациях иногда важна быстрота, реактивность в принятии решения.

 

Сказка «Лисица и козел»

Лисица упала в колодец и не могла выбраться оттуда. Козел, которому захотелось пить, подошел к колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лисица, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду: - «Уж так-то она хороша! – и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться.

Тогда лисица и сказала, что у нее есть хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и вытащу тебя».

И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на спину, оперлась на ногу и так очутилась возле самого отверстия колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила она их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты!» будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти.

Мораль. Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сначала, к чему оно приведет.

 

Вопросы на размышление

· Приходилось ли вам браться за какой- либо вопрос или дело, не представляя себе, чем он может закончиться?

· Почему при принятии окончательного решения нужно взвесить все «за» и «против»?

 Байка «Лучше не обгонять»

Саперы ходят медленно, но лучше их не обгонять.

Мораль: Не спеши поперед батьки в пекло. Не беги впереди паровоза. «Поспешность — матерь заблуждений». (И. Гете)

Комментарий: Всякому овощу свой срок.

Поспешность, с которой мы принимаем решения, опи­раясь на явно недостаточную объективную информацию, иногда просто поражает! Такие случаи становятся источниками наших серьезных проблем и переживаний, а также прототипами массы курьезных историй и анекдо­тов.

Вопросы для обсуждения

Почему при принятии решения вопроса важно не спешить?

Почему говорят «Поспешишь - людей насмешишь»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.052 с.)