Педагогический анализ внутришкольного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический анализ внутришкольного управления



 

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагоги­ческого анализа в ее современном понимании введена и разра­ботана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического ана­лиза из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обос­нования и завершения.

Педагогический анализ - это первая функция менеджмента, которая ориентирована на сбор и обработку необходимой информации для того, чтобы всесторонне оценить и проанализировать сущность проблемы.

Анализ (с греч. «analysis» - разложение, расчленение, разрешение, освобождение от чего-либо) – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими процессами.

Конаржевский Ю.А. рассматривает педагогический анализ как функцию менеджера образования, направленную на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Педагогический анализ внутришкольного управления исследует результаты учебной и воспитательной работы, изучает внешние связи школы, влияющие на ее деятельность, перспективы развития учебно-воспитательного процесса, педагогического и ученического коллективов на планируемый год. Результаты комплексного анализа, выводы, сделанные на его основе, составляют одну из научных исходных баз для определения актуальных задач школы на предстоящий период с учетом при этом возможностей их реализации.

Педагогический анализ внутришкольного управления позволяет менеджеру образования заранее выявит недостатки, какие условия являются причинами дефектов учебно-воспитательного процесса; перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места ка­ждой части, сведение частей в единое целое, установление свя­зей системообразующих факторов.

Цель педагогического анализа - обеспечить глубину познавательного аспекта управления пе­дагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя.

Осуществляя анализ итогов учебного года, важно придерживаться общих требований:

─ четкая структура и логическая последовательность изложения;

─ аргументированность и точность оценок;

─ глубина, конкретность;

─ установление причинно-следственных связей и доказательность выводов;

─ использование таблиц, графиков, диаграмм;

─ четкость и педагогическая обоснованность предложений и основных принципов.

Принципы при осуществлении педагогического анализа: целенаправленность, объективность, систематичность, результативность.

 

Педагогический анализ включает в себя:

1. Условия (обеспечение: кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансирование, мотивационное, нормативно-правовое и др.);

2. Учебно-воспитательный процесс;

3. Результаты.

Система педагогического анализа преследует подцели:

1. Изучение системы работы учителя.

2. Развитие позитивных тенденций в его учебной деятельности.

3. Постепенное устранение недостатков.

4. Обобщение лучшего опыта.

5. Оказание на основе анализа необходимой, нужной учителю наиболее действенной помощи, особенно в развитии и в обогащении его методического арсенала с акцентом на методы активного обучения.

6. Поиск в определении содержания и направленности индивидуальной, групповой, коллективной методической работы в целях интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

7. Изучение реальные возможностей учащихся и зоны их ближайшего развития.

Источники получения информации для анализа

Для подготовки к анализу необходимо собрать разнообразную информацию в течение учебного года. Источниками анализа могут быть:

─ материалы педагогических, психологических и социологических исследований;

─ данные диагностики и мониторинга;

─ результаты контроля;

─ статистические материалы;

─ различная документация.

 

 

Виды педагогического анализа

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды пе­дагогического анализа. Существуют различные его классифика­ции в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анали­зируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогиче­ского анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, ка­ков характер анализа во временном, пространственном, фактоло­гическом отношении. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посе­щаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимо­го директором школы и его заместителями, составляет посеще­ние уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление под­готавливают тематический педагогический анализ. Параметриче­ский анализ — это не просто констатация фактов, а их сравне­ние, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозиро­вание возможных последствий. Результаты такого анализа и при­нятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и резуль­татах педагогического процесса.

Цель тематического анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей, выработка рекомендаций.

В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изуче­нию урочной и внеурочной деятельности. Если предметом пара­метрического анализа может выступать отдельный урок или вне­классное занятие, то предметом тематического анализа уже яв­ляется система уроков, система внеклассной работы и т.д. Дирек­тор школы или завуч могут получить наиболее полное представ­ление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, за­нятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя.

Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обу­чения, формирование системы знаний учащихся; система рабо­ты учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формиро­ванию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявле­ния тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руково­дители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Методика тематического анализа предусматривает следующие этапы:

1. Этап предварительного ознакомления с объектом анализа, который включает формирование проблемы, цели, гипотезы, составление плана анализа, сбор необходимого материала, его группировку и классификацию.

2. Этап выявления системы факторов, оказывающих влияние на анализируемые процессы влияния, их классификацию.

3. Установление причин появления тех или иных факторов, условий их действия, развития и результативности.

4. Обобщение материалов тематического анализа, формулировка выводов и предложений.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Цель данного вида анализа – подведение итогов деятельности и оценки результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, контролю.

Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и на­правлен на изучение основных результатов, предпосылок и усло­вий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрическо­го и тематического анализа, четвертных, полугодовых контроль­ных работ, из данных официальных отчетов, справок, представ­ляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Содержание направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов анализа и оформление полученных данных и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, качественных характеристик на основе определенной документации (отчетов, справок, записей итогов мониторинга и других мероприятий и т.д.)

При анализе итогов учебного года можно использовать следующую структуру:

1. Общая оценка результатов учебного года (цели, задачи).

2. Факторы, влияющие на результаты деятельности.

3. Причины возникновения положительных и отрицательных факторов.

4. Решение проблемы в новом учебном году.

5. Цель нового учебного года. Основная педагогическая проблема.

6. Задачи нового учебного года. И система мер по их решению.

 

Лизинский В.М. дает другую классификацию видов педагогического анализа:

1. Проблемно-рефлексивный анализ (выстраивание предметно-проблемного поля на каждом данном уровне).

2. Проблемно-деятельностный анализ (выстраивание проблем, поиск возможных решений, организация необходимой деятельности).

3. Проблемно-целевой анализ (на основании изучения проблемы, определение целей-задачи планирование результата деятельности).

Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. в книге «Технология управленческой деятельности заместителя директора школы» выделяют следующие виды педагогического анализа:

1. оперативный (ежедневный);

2. тематический (система внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности педагога и совокупность необходимых документов);

3. итоговый анализ (по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности образовательного учреждения в целом).

 

Основные объекты педагогического анализа

Основными объектами педагогического анализа, концентри­рующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются органи­зованные формы обучения, и прежде всего, уроки, внеклассные мероприятия, а также итоги работы школы за учебный год. Общей, объ­единяющей педагогический анализ указанных объектов, являет­ся методология системного подхода. Методология и логика сис­темного подхода к педагогическому анализу как функции управ­ления школой определяются последовательностью следующих действий:

¾ рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учеб­ного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

¾ выявления совокупности факторов, определяющих эффектив­ность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культу­ры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учеб­но-материальное обеспечение педагогического процесса, состоя­ние морально-психологического климата в школе и др.);

¾ определения целесообразности и обоснованности целей дея­тельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

¾ анализа результатов проведенных уроков, воспитательных меро­приятий, работы в течение учебного года;

¾ установления основных причин недостатков, положительных сторон в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

¾ формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприя­тия, комплексной работы в течение нового учебного года.

 

Объектом постоянного внимания руководителей школы явля­ется посещение и педагогический анализ урока. В разные перио­ды развития школы существовали норма­тивы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной дея­тельности учащихся, в оптимальной реализации собственных про­фессионально-личностных возможностей на уроке.

В управленческой деятельности руководителей школы выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков на­чинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруд­нения в работе с планом, учителей, чей опыт является предме­том специального изучения для обобщения и распространения опыта.

Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или ме­тодиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока — это не анализ "на бегу", это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хоро­шего знания личности учителя, высокой методической и управ­ленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изу­чение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных меро­приятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отме­чено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.

В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совме­стная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, вы­бор форм проведения; совместное планирование; непосредственное проведение воспитательного дела; совме­стное подведение итогов и анализ.

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического ана­лиза воспитательного дела:

¾ анализ цели воспитательного дела;

¾ анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитатель­ной работы класса, школы;

¾ оценку места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

¾ анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (до­стижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования мето­дов, анализ результатов этапа);

¾ анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное раз­витие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

¾ оценку деятельности учителя, классного руководителя, уров­ня его педагогического мастерства: компетентности и профессио­нализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества;

¾ недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

¾ рекомендации, советы классному руководителю, учителю, вос­питателю по совершенствованию воспитательного процесса.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления:

¾ качество преподавания — соответствие профессиональной под­готовки учителей требованиям развивающейся школы; выполне­ние образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки зна­ний, умений и навыков учащихся;

¾ качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глуби­на, системность, прочность, осознанность; качество знаний уча­щихся на разных ступенях общего образования (начального, ос­новного, полного среднего); типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся, языки, сте­пень развития познавательных интересов и др.;

¾ уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе;

¾ эффективность работы с родителями и общественностью;

¾ состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

¾ результативность деятельности совета школы, педагогическо­го совета. Автор Плахова Л. предлагает следующие виды объекта анализа образовательного учреждения:

1. управленческий (стратегическое, тактическое, качество деятельности);

2. мотивационный (педагогическая, ученическая коллективная, родительская среда);

3. образовательный (урочная, внеурочная деятельность, учебно-воспитательный процесс);

4. кадровый и программно-технологический (кадровое, методическое, программно-технологическое обеспечение);

5. материально-технический (база, услуги);

6. финансово-экономический (платные, благотворительные);

7. нормативно-правовой (требование государственного регулирования деятельности, нормативно-правовая база, делопроизводство).

 

Этапы педагогического анализа (Панферова Н.Н.)

Педагогический анализ включает в себя следующие этапы:

Первый этап -   разработка программы, выделение наиболее существенных сторон учебно-воспитательного процесса. На данном этапе осуществля­ется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация                         клас­сифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем анализируется каждый блок, выявляются факторы и условия, способы и средства, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.

Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить педагогические усилия, методы, средства и воздействия по достижению целей (результатов деятельности).

Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической последовательности: явление↔причина↔усло­вие↔следствие. Обработка информации сводится к выявлению существенного, типичного, способствующего положительному или отрицательному влиянию на ход процесса образования, развития и воспитания. На этом этапе анализа определяются причины успехов и неудач, условия и факторы, которые их вызывают.

Четвертый этап - определение степени достижения целей, под­готовка материалов к педагогическому совету. Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.

Таким образом, в управлении школой не обойтись без постоянного                 ана­лиза всего, что происходит, иначе говоря, без изучения, систематизации, обобщения хода учебно-воспитатель­ного процесса и оценки достигнутых результатов. Только так можно выявить «узкие места» и, поставив верный диагноз, принять верное управленческое решение.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учеб­ного года.

 

Методы педагогического анализа

Для проведения внутришкольного анализа можно использовать SWOT-таблицу.

Аббревиатура SWOT (в русской транскрипции СВОТ) расшифровывается следующим образом S – сила, W – слабость, O- возможности, T- угрозы, опасности и риски.

На первом этапе выявляются факторы внешней среды, оказывающие то или иное влияние на развитие образовательного учреждения. На отдельном листе бумаги записываются факторы, представляющие собой возможности внешней среды.  

Затем на другом листе бумаги записываются факторы, представляющие собой угрозы для образовательного учреждения со стороны внешней среды.  

На втором этапе работы необходимо проанализировать потенциал образовательного учреждения относительно перечисленных выше факторов. Сначала определяем сильные стороны потенциала школы. Далее необходимо записать на листе бумаги слабые стороны вашей школы.

На третьем этапе необходимо попарно сопоставить факторы  с помощью SWOT – матрицы.

 

Например,

 

Слабые 1. Слабое финансирование 2. Понизился качественный потенциал 3. Средний возраст педагогов свыше 49 лет 4. Слабая возможность повысить квалификацию 5. Устаревшая база. 6. Недостаточный уровень квалификации учителей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций. 7. Неэффективная структура управления школой, препятствующая изменениям в ее деятельности. Сильные 1. Отработанный учебный план 2. Имеется кадровый потенциал 3. Многопрофильность 4. Имеется возможность зарабатывать средства. 5. Сплоченность и работоспособность педагогического коллектива. 6. На базе школы существует медико-психологический реабилитационный центр.
Опасности 1. Большая конкуренция 2. Слабая база практического обучения и материального обеспечения. 3. Неблагоприятная экологическая обстановка, способствующая росту заболеваемости обучающихся. Возможности 1. Дальнейшее развитие международных отношений 2. Разработка новых информационных и педагогических технологий. 3. Возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ города. 4. Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в реализации планов школы.

 

Таким образом, SWOT – анализ позволяет оценить влияние внешней среды на школу, определить ресурсы образовательного учреждения и разработать комплекс мероприятий по совершенствованию его деятельности.

 

Выявить причины сбоев можно воспользоваться следующей таблицей и определить комплекс оперативных действий по выходу из сложившейся ситуации

 

Анализ причин, вызывающих сбой в работе объекта управления Необходимые действия по исправлению ситуации Сроки, ответственный
    ФИО…
     
     

 

Вопросы для закрепления

1. Охарактеризуйте понятие «педагогический анализ».

2. Для чего необходимо проводить педагогический анализ управления и деятельности?

3. В чем состоит роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом?

4. Каково содержание педагогического анализа в управлении школой?

5. Что является объектом педагогического анализа?

6. Перечислите и охарактеризуйте виды педагогического анализа.

7. Что включает в себя педагогический анализ?

8. Что является объектами педагогического анализа?

9. Перечислите и охарактеризуйте этапы педагогического анализа.

10. Составьте план педагогического анализа урока. Проведите педагогический анализ урлока.

 

 

Использованная литература

1. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактич.аспект. – Киев, 1987. - 160 с.

2. Исламгулова С.К. Функции руководителя учреждения образования                  // Творческая педагогика. -2004. - №3 (20) – С.3-19.

  1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991.
  2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М., 1986.
  3. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. — М., 1982.
  4. Портнов М.Л. Труд руководителя школы. — М., 1984.
  5. Управление современной школой: пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992.
  6. Лецких Л.А. О сущности педагогического анализа, его видах, методике.                                // Управление современной школой. Завуч. Журнал для администрации школ. -2009. - №1. – С. 4-19.
  7. Плахова Л. Объекты управления образовательного учреждения, или беспокойное хозяйство. // Первое сентября. Управление школой. – 2006.- № 15(426). – С. 33-47.

Рекомендуемая литература

1. Канаев Б.И. Педагогический анализ: что должен знать руководитель образовательного учреждения. / Библиотека журнала Директор школы, вып.4.-2010. М.: Сентябрь, 2010.- 208с.

2. Хамидуллина А.С. Структура анализа работы школы. // Практика административной работы в школе. – 2010. - №2.- С.30-40.

3. Курганский С.М. Программа анализа итогов учебного года. // Практика административной работы в школе. – 2009. - №3.- С.5-10.

4. Пайгусов А.И. Как использовать SWOT-анализ в процессе изучения внешней среды образовательного учреждения. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №2. - С.14-18.

5. Крючков В.К. Использование SWOT-анализа в планировании развития школы.                 // Практика административной работы в школе. – 2009. - №6.-              С. 5-8

6. Меньшикова Н.В. Объекты проверок в образовательном учреждении.                                // Практика административной работы в школе. – 2004. - №6.- С.47-50.

7. Меньшиков В.Я. Материалы для анализа урока руководителем.                                          // Практика административной работы в школе. – 2004. - №1. – С.3-8.

8. Квашко Л.П. Схема анализа комплексного психолого-педагогического анализа урока. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №1. – С.9-11.

9. Пайгусов А.И. Анализ и оценка внешней среды в процессе стратегического планирования. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №1. – С.32-35.

10. Сивцов Б.Д., Жамсаранова В.В. Памятка для анализа воспитательного мероприятия в образовательном учреждении. // Практика административной работы в школе. – 2005. - №5 – С.68

11.

 

Целеполагание

Целеполагание – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего ре­зультата деятельности образовательного учреждения.

Определение целей, к достижению которых стремится организация в своей деятельности, является тем, с чего начинается любая управленческая технология. Определение цели предшествует принятию управленческого решения.

Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность, как педаго­га, так и ученика. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управ­лении педагогическими системами состоят в том, что при разра­ботке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные                  тре­бования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева»  целей управления необ­ходимо общую, или, как говорят, «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных, частных целей. Таким образом, достижение общей, генераль­ной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Определению целей предшествует анализ сложившейся управленческой ситуации. В результате проведенного анализа, как правило, формируется несколько возможных альтернативных целей, которые могут быть поставлены при управлении объектом.

Автор Г.В. Атаманчук в труде «Управление: сущность, ценность, эффективность» считает, что сущность управления требует налаженного механизма целеполагания, а в нем – логического продвижения от более абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию (в разных моделях и вариантах), а от него – к программированию и проектированию с использованием современной математической и иной методологии и методики, а далее к планированию – выбору надлежащего образа действий и его неуклонному проведению в жизнь [2- С.227].

Цель в управлении мнению Г.В.Атаманчук должна представлять собой идеальный образ (логическую, умственную модель) желаемого состояния субъектов управления и управляемых объектов, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей (технологии деятельности), потребностей и интересов, идеалов и ценностей. Цель в управленческой деятельности состоит, по его мнению, из трех групп элементов:

1. Четко и всесторонне отражать общественные явления, отношения, процессы, сознание, поведение и деятельность людей;

2. ясное формулирование того конечного результата, продукта создания, творения, который мы ставим в качестве цели;

3. смысл и содержание цели уже в себе содержат направления и путь движения к реализации цели.

Цели, формируемые субъектами управления определяются их идеалами и ценностями, проистекающими из их потребностей и интересов. Во внутреннем механизме целеполагания субъектов управления складываются сложные связи по направлению: идеалы →ценности →цели. Источником и началом управленческого целеполагания должны быть потребности, интересы и цели жизнедеятельности управляемых объектов [2- С.221].

По своим характеристикам цели управления различают (в зависимости от принятых критериев)

─ по объему: общие для всей определенной управленческой системы (субъекта управления с подведомственными ему управляемыми объектами) и частные для ее отдельных подсистем, звеньев, конкретных лиц;

─ по значению для управленческой системы: главные и обеспечивающие;

─ по предполагаемым результатам: промежуточные и конечные;

─ по времени: непосредственные, близкие, отдаленные;

─ по направленности: защитные (охранительные) и положительные (развивающие);

─ по роли в управлении: основные и побочные (производные), которые нежелательны, но могут возникнуть в процессе реализации деятельности. 

 Существуют на практике в управленческой деятельности следующие              виды целей:

1. Оперативные цели определяют задачу, возникшую перед организацией или ее подразделением при решении конкретных управленческих проблем, в частности при реализации уже принятых управленческих решений.

2. Тактические цели.

3. Стратегические цели носят более глобальный характер и, как правило, затрагивают разные направления деятельности организации. Главное в стратегии – направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. Среди всех целей именно стратегическая цель характеризуется особыми чертами:

─ учет многообразия определенных (устойчивых, закономерных) и неопределенных (изменчивых, случайных, вероятностных)условий и факторов;

─ охват значительного исторического времени жизнедеятельности: 5,10,15 лет и более;

─ вовлечение в анализ и оценку многих и разнообразных преобразующих (подлежащих изменению) явлений, отношений и процессов;

─ системное и иерархическое построение «древа» целей, в котором реализация одних целей обеспечивает осуществление других (принцип нарастания качества);

─ ориентация на комплексность и многообразие используемых ресурсов, в том числе и на создание новых ресурсов;

─ формирование системности (логической согласованности и последовательности) управленческих решений и действий;

─ установление жесткого контроля (отслеживания, мониторинга) движения по реализации поставленных целей;

─ обеспечение открытого, адаптивного характера планирования управленческой деятельности, способствующего осуществлению стратегии.  

Чтобы цели были актуальными, надо заранее соотносить их с наличными и возможными ресурсами, особенно с теми ресурсами, которые в процессе достижения целей могут создавать субъекты управления. Следует также тщательно продумывать методы осуществления предполагаемых целей. 

При провозглашении целей управления важно также уметь их представлять в виде наглядных результатов с тем, чтобы люди понимали, что их ждет в случае, если цели действительно будут реализованы. То есть, актуальность целей -  это прежде всего их овеществление посредством ресурсов, методов и результатов. Немаловажную роль в восприятии цели управления имеет ее обоснованност ь.

 

Целеполагание в управлении должно соответствовать таким требованиям:

1. Быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и технологий деятельности людей, соответствовать объективной логике того или иного явления, процесса, учитывать формы и механизмы последних.

2. Быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, их идеалов и ценностей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь;

3. Быть обеспеченными в ресурсном отношении, как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном потенциале.

4. Быть системно организованными, включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные, тактические, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные.    

 

Построение целеполагания в управленческой деятельности характеризуется следующими этапами:

1. Выявить потребности и интересы всех субъектов образовательного процесса.

2. Проблемные зоны образовательного учреждения.

3. Выбор проблем и их ранжирование.

4. Уточнение цели.

 

 

Некоторые руководители путают понятия цели и миссия. Отличительные признаки миссии от цел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.112 с.)