Упражнение «Шкатулка мудрости» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Шкатулка мудрости»



Прочитайте и напишите свой авторский вариант афоризма на тему «Принятие решения».

· Угол зрения зависит от занимаемого места (Закон Майлса).

· Кто нетерпелив в решениях и действиях, тот спешит к неудачам (Леон-Баттиста Альберти).

· Видеть вещи по-новому значит видеть их лучше, чем другие (Метерлинк).

· Принять решение – значит смириться с перевесом одних внешних факторов над другими (Будда).

· При принятии решения больше доверяй глазам и своему сердцу (Садвакасова З.М.).

· Прежде чем принимать решение, убедитесь, что именно вы должны его принимать (Марк Юний).

· Если сомневаетесь в прогнозе, говорите, что данная тенденция будет иметь место и в последующем периоде (Максим Меркин).

· Не торопись принимать решение. То, что кажется очевидным, не всегда таковым является. И может совершенно не таким оказаться прямо наутро (Сидоркова Л.).

 

Притча о старом шляпнике

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрас­ную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы -шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и вооду­шевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп - белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

 

- Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

- Странно, - размышляли сыновья, - последний заказ мастера должен был бы доро­го стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

 

- Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. - Она так изящна и восхити­тельна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

 

- А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын.

- Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации.                                

Уверен, она принесет мне удачу!

 

- А я, пожалуй, выберу желтую шляпу, - сказал третий сын. - В наших краях так мало сол­нечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, пода­рит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, - счастлив.

 

- Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. - Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

 

- Зеленая шляпа так оригинальна! - заметил пятый сын. - Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

 

- Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю шляпу. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... - задумался шестой сын, - надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

 

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они забот­ливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каж­дый в свою сторону.

 

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чув­ству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастер­ской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

 

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая исто­рию своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья ди­вились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которы­ми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гро­тесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными граж­данами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предуп­реждать ошибочные решения местного бургомистра.

 

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказыва­ется, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радует­ся восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бро­сал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпни­ка стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствитель­ности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Облада­тель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...

 

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча раз­ложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаме­нитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает ин­тервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, пре­красно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожидан­но, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Круп­нейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходи­ли к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И за­хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

 

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере­ходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...
Вопросы:

· О чем говорит эта притча?

· Почему при принятии решений важно рассматривать с разных сторон, применяя при этом «калейдоскопное мышление»?

· Что даст человеку ситуация, в которой предлагаются при принятии решения разные варианты, подходы?

Использованная литература

1. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. Рн/Д, 2010. – 248 с.

2. Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами. Уч.пос. – Рн/Д, 2008.- 349с.

3. Садвакасова З.М. Организационный менеджмент: схемы и таблицы. Учебно-методическое пособие для вузов. – Алматы, 2006. – 140 с.

4. Ковпак Д.В.111 баек для психотерапевтов. – СПб.: Питер, 2009.- 176 с.

5. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.-240 с.

Рекомендуемая литература

1 Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАу в управлении педагогическими системами: Уч.пос.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общество России, 1999.-430 с.

2. Жайтапова А.А., Садвакасова З.М. Уроки менеджмента в организации образования: схемы и таблицы. Учебное пособие – Алматы.: 2007. -224 с. 3. Садвакасова З.М. Мировые концепции менеджмента для организации образования. Учебное пособие. – Алматы, 2010. -297 с.  

 

Организация

 

Сегодня нам необходима организация, которая станет не только новатором,

но и настоящим лидером в глубочайших изменениях всей системы образования.

Питер Ф.Друкер

 

Организовать – значит, передать проблему для решения

наиболее компетентному лицу.

  Конаржевский Ю.А.

 

Я уверен, что хорошо организованное рабочее место

на 90% обеспечивает качественную работу подчиненных.

Александр Хиам

Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение систе­мы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап ор­ганизации. При органи­зации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора.

Организация – это ориентация на скоординированность усилий основных элементов и компонентов по реализации разработанного плана.

Организация в системе внутришкольного управления определяет место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленных целей и тем самым дает ответ на вопрос «кто-что?». Кроме того, она обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе достижения целей, что предопределяло возможность получения ответа на два других организационных вопроса:             «чем-как?» и «где-когда?». Только четкая организация управления создает систему необходимых при этом профессиональных отношений и тем самым определяет решение таких вопросов, как: «кто-с кем?» и «кого-куда?».

Все эти действия, в целом, и направлены на создание организационного единства педагогического и ученического коллективов при мобилизующей, направляющей и воспитывающей роли в нем руководителя школы.

Менеджер образования организует работу ученического, педагогического, учебно-вспомогательного коллективов и обслуживающего персонала на оптимальное решение всех задач, поставленных перед школой, подбирает и производит расстановку кадров, распределяет между ними функции и налаживает взаимодействие, стимулирует творческий рост каждого работника, обеспечивает строгое соблюдение внутришкольного трудового распорядка, создает материально-технические условия, необходимые для оптимального функционирования учебно-воспитательного процесса в школе, направляет и координирует работу органов школьного самоуправления, общественных организаций и администрации, координирует работу школы и органов управления образованием, школы и внешкольных организаций образования, школы и производственных коллективов. 

На практике сложился традиционный подход к организации:

1. ответственность

2. полномочия

3. подотчетность.

 

Направления организационно-педагогической деятельности

 

Основные направления организационно-педагогической деятельности менеджера в организации образования:

1. Деятельность в сфере воспитания.  Создание в педагогическом коллективе единых ценностных ориентаций, того мировоззренческого потенциала, на основе которого обеспечивается формирование и развитие взглядов и убеждений каждого учителя, соответствие его воспитательных идеалов социальному предназначению педагога.

Развитие человеческих ресурсов учащихся путем организации как непосредственных, так и опосредованных управленческих воздействий, перевод их воспитания на уровень самовоспитания требует создания в школе особой воспитательной среды.

2. Общественно-организационная деятельность. Создание школьного совета, методического совета, организация их работы совместно с педагогическим советом, руководитель школы не только включает их как соучастников в процесс управления ею, но и делает их как соорганизаторов соответчиками за результативность деятельности школы.

3. Инструктивно-методическая деятельность. О рганизует жизнь школьного коллектива в соответствии с нормативными документами о школе, систематически проводит соответствующий инструктаж учителей, учащихся и родителей с целью разъяснения основных положений этих документов и путей их реализации в учебно-воспитательном процессе.

Инструктируя учителей, менеджер образования методически вооружает каждого из них новыми, более эффективными формами и методами организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

4. Педагогическая деятельность. Наравне с другими членами педагогического коллектива менеджер образования осуществляет воспитательную деятельность подрастающего поколения, решает вместе с ними те учебно-воспитательные задачи, которые поставлены перед ним как менеджер образования. Он не только обучает и воспитывает своих учащихся, но и показывает в процессе этой деятельности для всех членов педагогического коллектива образец организации учебно-воспитательного процесса, т.е. на своем личном примере в педагогической деятельности учит и воспитывает кадры педагогов.

5. Административно-распорядительная деятельность. Менеджер образования является одновременно и официальным должностным лицом в педагогическом коллективе, наделенным вышестоящими организациями определенными полномочиями администратора-распорядителя. Он наделен властью и несет личную ответственность за состояние и качество учебно-воспитательного процесса в школе. Это обязывает его принимать оперативные, конкретные и четкие решения по всем вопросам, которые выдвигает жизнь школьного коллектива.

Руководитель школы несет личную ответственность за подбор и расстановку кадров, выбор целей и задач деятельности школьного коллектива, прогнозирование и его развитие, выбор содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Он регламентирует и нормирует школьную жизнь, создает и реализует распорядительные акты, лежащие в основе функционирования школы. 

5. Финансово-хозяйственная деятельность. Наличие в школьном коллективе учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, необходимость решения финансово-хозяйственных вопросов, связанных с функционированием школы и всех ее подсистем, эксплуатацией школьного здания.

6. Создание учебно-технических и материально-финансовых условий для развития и саморазвития личности учителя и учащихся на основе целого ряда социально-экономических преобразований в школе.

 

Вопросы для закрепления

1. Как вы понимаете слово «организация»?

2. Для чего руководитель осуществляет эту функцию?

3. На какие вопросы отвечает организация.

4. Перечислите направления организационно-педагогической деятельности менеджера в организации образования.

 

 

Использованная литература

1. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1992.- 114 с.

Рекомендуемая литература

1. Жайтапова А.А., Садвакасова З.М., Кабдолданова Б.А.Менеджмент качества в организации образования. Учебное пособие. – Алматы, 2010. – 279 с.

2. Садвакасова З.М. Мировые концепции менеджмента для организации образования. Учебное пособие. – Алматы, 2010. -297 с.

3. Лизинский В.М. Управление современной школой. Организационно-документационное сопровождение учебно-воспитательного процесса. метод.пос. М.: центр «Пед.поиск», 2011.-160.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.036 с.)