Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод адиабатического расширенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экспериментальная установка (рис.1) состоит из баллона Б объемом , который с помощью крана К может быть соединен либо с резиновой грушей Г, либо с атмосферой. Разность давлений воздуха в баллоне и в окружающей среде измеряется открытым жидкостным манометром М, заполненным водой или каким-либо маловязким маслом. Разность уровней жидкости в коленах манометра прямо пропорциональна разности давлений воздуха в баллоне и в окружающей среде: , где − плотность манометрической жидкости, g − ускорение свободного падения, h − разность уровней жидкости в коленах манометра. Рассмотрим термодинамические процессы, происходящие с воздухом, заключенным в баллон.
Сжатие воздуха в баллоне. Краном К соединяют баллон с резиновой грушей и накачивают воздух до давления, соответствующего разности уровней жидкости h в манометре, равной 15-20 делений шкалы, после чего кран закрывают. При сжатии газ нагревается. Необходимо выждать не менее 3-5 минут, чтобы газ в баллоне охладился до комнатной температуры . При установлении равновесия между газом в баллоне и окружающей средой давление в баллоне перестанет изменяться и прекращается изменение уровней жидкости в манометре. В конце первого этапа состояние воздуха в баллоне характеризуется температурой и давлением : , (4) где − установившаяся разность уровней манометрической жидкости в конце этапа. Адиабатное расширение. Поворотом крана К на короткое время соединяют баллон с атмосферой. Как только давление в баллоне станет равным атмосферному, о чем судят по показаниям манометра (h =0), кран закрывают. Поскольку процесс расширения происходит быстро, теплообмен между содержимым баллона и окружающим воздухом не происходит, т.е. наблюдается адиабатное расширение, сопровождающееся понижением температуры. В конце процесса расширения воздух в баллоне имеет давление и температуру . Изменение параметров состояния газа при совершении адиабатического процесса описывается уравнением Пуассона: . (5) Изохорическое нагревание. Закрыв кран К, следует дождаться, когда установится тепловое равновесие воздуха в баллоне и окружающей среде. Момент установления равновесия фиксируется по прекращению перемещения уровней жидкости в коленах манометра. В этот момент состояние воздуха в баллоне характеризуется температурой и давлением :
, (6)
где − установившаяся разность уровней жидкости в манометре в конце процесса нагревания. Согласно закону Гей-Люссака: . (7) Исключив из (5) и (7) температуры и , получаем: . (8) Логарифмируя обе части соотношения (8), находим: . (9) Разложим в ряд Тейлора, ограничившись первыми двумя членами ряда, поскольку, как уже было сказано, изменение давления воздуха в баллоне весьма невелико по сравнению с :
C учетом разложения в ряд расчетная формула приобретает вид: . (10)
Метод стоячих звуковых волн
Одним из методов определения является метод стоячих звуковых волн. Этот точный метод основан на измерении скорости звука в газе. Из акустики известно, что скорость звука , плотность газа и давление связаны между собой соотношением: . (11) В выражении (11) произведение играет роль модуля объемной упругости газа. Это соотношение может быть получено из известной формулы, определяющей скорость распространения звука в твердом теле: , (12) где Е − модуль Юнга, а − плотность вещества. По закону Гука изменение длины тела пропорционально изменению напряжения P: . В случае газа величины и l могут считаться пропорциональными изменению объема V и объема V газа, соответственно. Поэтому: , где P − изменение давления газа. При увеличении давления газа, соответственно уменьшается его объем. Поэтому: . (13) Вследствие адиабатичности звуковых процессов, объем и давление газа связаны уравнением Пуассона:
. (14) Из него, вследствие дифференцирования, легко установить, что . (15) Сравнивая (15) и (13) и, воспользовавшись уравнением (12), получим уравнение (11). Если из уравнения Менделеева-Клапейрона найти плотность газа и это значение подставить в выражение (11), то получим, что , (16) где М − молярная масса газа, R − газовая постоянная. Последнее выражение позволяет определить, если известны с, М, R, T. В данной работе скорость звука определяется методом стоячих звуковых волн − методом Кундта. Известно, что , (17) где l − расстояние между двумя соседними максимумами, − частота звуковых колебаний. Используя соотношение (17), выражение (16) можно переписать в виде: . (18) Экспериментальная установка, позволяющая определить величину методом стоячих звуковых волн, представляет собой систему сообщающихся сосудов А и Б (рис.2). В верхней части сосуда Б расположен телефон Т (мембрана обращена внутрь трубки), который соединяется со звуковым генератором ГЗМ. Стетоскоп С, соединенный с сосудом Б, служит для определения на слух максимального звучания воздушного столба в трубке Б (резонанса), что позволяет найти l. Порядок выполнения работы
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.01 с.) |