Представительство иностранных лиц



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительство иностранных лиц



Одним из проявлений национального режима является возможность иностранцев участвовать в гражданском процессе лично или через представителей. Личное участие в деле иностранного гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Иностранные граждане в РФ могут поручить представлять свои интересы Инюрколлегии, которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей лицензией на это. Наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в РФ законодательно закреплена. В ст. 2 Закона об адвокатуре сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства, а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 этого Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной РФ.

Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона об адвокатуре закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по разному:

• иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах РФ, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;

• иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства.

Из содержания ст. 49 ГПК РФ, согласно которой представителями в суде РФ могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные, оказывающие юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции.

Однако по происшествии двух лет с момента принятия закона Совет Федеральной палаты адвокатов России 22 апреля 2004 г. принял решение (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации», в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката РФ в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об адвокатуре предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Таким образом, адвокаты иностранных государств могут осуществлять адвокатскую деятельность только по вопросам права государства, гражданином которого он является, с обязательной регистрацией в специальном реестре. Приобретение статуса адвоката РФ лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе при-

обрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств[71].

Еще одной особенностью в отношении представительства ино-

странных граждан является возможность представления консулом граждан своего государства. В настоящее время данные функции возлагаются на консулов Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., двусторонними консульскими конвенциями, а также внутригосударственным законодательством (консульскими уставами и другими нормативными актами).

Согласно Венской конвенции 1963 г. основная задача консулов

заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц.

Одной из консульских функций по защите прав граждан в соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях является представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих права и интересов.

Из содержания Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и двусторонних консульских конвенций усматривается возможность представления интересов иностранных граждан консулом в суде без выдачи ему на то доверенности.

Относить к объему полномочий консулов все полномочия, в том числе исключительные, нельзя, так как это прямо противоречит ГПК РФ, в котором содержится исчерпывающий перечень специальных полномочий, на право совершения любого из которых должно быть указано в доверенности. Помимо норм ГПК РФ следует учитывать также и отдельные нормативные правила, регулируемые ГК РФ. В соответствии со ч. 1 ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени других лиц или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

Таким образом, при представлении интересов юридических и физических лиц своего государства в суде консулом без доверенности на право совершения любых из специальных полномочий и при их совершении должны считаться несостоявшимися и не порождающими никаких процессуально-правовых последствий для представляемого.

Если доверенность оформляется на территории иностранного государства, следует учитывать общее требование в отношении документов, которое закреплено в ст. 408 ГПК РФ, согласно которому документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в РФ при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Под легализацией предлагается понимать деятельность управомоченных органов публичной власти государства, направленную на установление, свидетельствование, подтверждение подлинности имеющихся на документах печатей и подписей компетентных должностных лиц и соответствия требованиям закона страны их происхождения[72].

В зависимости от источника закрепления и в соответствии с положениями международных договоров применяются следующие способы удостоверения (легализации) иностранных документов:

• консульская легализация;

• апостиляция, предусмотренная Конвенцией, отменяющее требование легализации иностранных официальных документов;

• в порядке, предусмотренном иными международными договорами.

Решение вопроса о способе удостоверения конкретного документа зависит от того, является ли государство участником Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов, от 5 октября 1961 г. или другого международного договора, устанавливающего упрощенный порядок представления документа одного государства на территории другого государства.

Если государство не является участником одного из таких международных договоров, то документ должен пройти через консульскую легализацию.

Консульская легализация представляет собой засвидетельствова-

ние подлинности подписи должностного лица, его статуса, а в ряде случаев и печати государственного уполномоченного органа на документах и актах в целях использования их в другом государстве.

Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит в подтверждении соответствия легализуемых документов законодательству страны их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории РФ.

Легализация документа как на территории страны его происхождения, так и на территории РФ проходит два этапа.

В первом случае на первоначальном этапе документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении РФ в данном государстве.

При легализации документа в РФ на первом этапе документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан. На втором этапе документ легализуется в департаменте консульской службы Министерства иностранных дел в РФ.

Второй формой удостоверения подлинности документов, предоставляемых из-за границы, является процедура, предусмотренная Гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных документов, от 5 октября 1961 г., которая для Российской Федерации вступила в силу 31 мая 1992 г.

В соответствии с данной Конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль).

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в необходимом случае подлинность печати или штампа, которым скреплен данный документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран — участниц Гаагской конвенции.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Если документ, представляемый на проставление апостиля в РФ, предъявляется на иностранном языке, он обязательно должен сопровождаться переводом на русский язык. Верность перевода свидетельствует нотариус, а если он не владеет иностранными языками, перевод делается переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. Для всех документов, представляемых на перевод для дальнейшей передачи на проставление апостиля, переводчиком соблюдается особая форма перевода такого документа.

Международная Подсудность

В связи с принятием постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» данный вопрос следует начать с положения, установленного названным постановлением, в соответствии с которым при рассмотрении гражданских дел следует иметь в виду, что в силу ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. А в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на суд, созданный на основании закона.

Если в теории процессуального права термины «подведомственность» и «подсудность» в отношении гражданских дел без иностранного элемента являются традиционными, то с определением компетентного органа для рассмотрения дела с участием иностранных лиц ситуация несколько иная.

Во многих странах термин подведомственность вообще не используется в процессуальном праве этих государств. В международных актах по процессуальным вопросам этот термин также не используется.

С помощью термина «международная подсудность гражданских дел» разграничивается компетенция судов какого-то конкретного государства по разрешению гражданских дел с участием иностранной стороны (сторон) или с каким-либо иным «иностранным элементом»[73].

В международной процессуальной науке сложились три основные системы определения подсудности:

1) по признаку гражданства сторон спора;

2) по признаку присутствия ответчика;

3) путем распространения правил внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента.

Для российского процессуального законодательства характерно определение подсудности путем распространения правил внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента.

Так, к делам с участием иностранных лиц применимы правила родовой подсудности, территориальной, в том числе альтернативной, исключительной, договорной, по связи дел, а также условия передачи дела, принятого судом к своему производству, в другой суд. Однако применительно к процессуальным отношениям с участием иностранных лиц российским законодательством предусмотрены и специальные правила установления подсудности.

Для полной ясности определения международной подсудности В.В. Гаврилов предлагает выделять три этапа последовательного ее определения, каждый из которых имеет особое значение.

Задачей первого этапа является определение компетентной национальной юрисдикции. На втором этапе происходит определение системы судебных органов, в которых будет разрешен спор. И уже на третьем этапе разрешается вопрос об определении конкретного судебного органа, которому непосредственно предстоит разрешить спор.

На первом этапе необходимо определить компетентное государство. При решении вопроса о международной подсудности суд РФ устанавливает пределы своей компетенции и не затрагивает вопрос о компетенции иностранного суда.

По действующему законодательству «конфликт юрисдикций» обычно разрешается посредством международных многосторонних и двусторонних соглашений.

В международных актах, таких как многосторонняя Конвенция государств — участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.; двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между: РФ и Литовской Республикой; РФ и Республикой Кыргызстан; РФ и Азербайджанской Республикой; РФ и Эстонской Республикой; РФ и Латвийской Республикой; РФ и Республикой Молдова, РФ и Исламской Республикой Иран и многих других содержатся нормы об определении государства, суд которого компетентен рассматривать возникший спор.

Так, например, в ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам прямо закреплена норма, согласно которой в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию в судах обеих Договаривающихся Сторон, компетентных в соответствии с настоящим Договором, суд, который возбудил дело позднее, прекращает производство.

Разрешая вопрос об определении компетентного государства для рассмотрения конкретного спора, можно сформулировать следующее общее правило: если международным актом установлены иные правила определения компетентного национального суда по рассмотрению спора, то применяются нормы такого международного акта, т.е. для того, чтобы определить компетентный орган того или иного государства для рассмотрения спора, необходимо разрешить вопрос о наличии между претендующими государствами заключенного договора о правовой помощи на право рассмотрения конкретного гражданского дела. При положительном ответе важно на основании соответствующих норм окончательно установить тот или иной компетентный орган государства.

Необходимо отметить, что при отсутствии такого международного договора, содержащего основные правила распределения компетенции между государствами, полномочными рассматривать конкретное гражданское дело, следует применять нормы национального процессуального законодательства.

Задачей второго этапа является решение вопроса об отнесении спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

В нашей стране существует несколько видов судов, рассматривающих дела с участием иностранных лиц в порядке гражданского судопроизводства. К таким судам относятся: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

На распределение подведомственности дел распространяются общие положения процессуального законодательства при отсутствии правил международного характера.

На последнем, третьем этапе акцентируется внимание на от-

несении спора к компетенции конкретного суда. Целью этого этапа является разрешение вопроса о подсудности гражданского дела конкретному суду.

По каждому гражданскому делу должна быть определена как родовая, так и территориальная подсудность, после чего может быть решен вопрос о принятии соответствующего заявления к производству конкретного суда.

Определить родовую подсудность по исследуемой категории дел значит установить компетентный суд судебной системы для рассмотрения спора с участием иностранных лиц по правилам подсудности, закрепленным ГПК РФ.

По общим правилам в соответствии с нормами гл. 3 ГПК РФ дело может быть подсудно мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и автономного округа (ст. 26), ВС РФ. Правила гл. 3 ГПК РФ распространяются и на производство с участием иностранных лиц.

ГПК РФ содержит некоторые особенности при определении родовой подсудности по делам с участием иностранных лиц. Так, ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда компетентен рассматривать только суд субъекта Федерации по месту жительства или месту нахождения должника в РФ, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, то по месту нахождения его имущества.

Кроме особенностей родовой подсудности по исследуемой категории дел, практический и научный интерес представляют нормы, регулирующие территориальную подсудность. Территориальная подсудность устанавливается после определения родовой подсудности. Международная территориальная подсудность и внутренняя территориальная подсудность корреспондируют, так как и та и другая определяются по общему правилу местом жительства или местом нахождения ответчика.

В соответствии со ст. 402 ГПК РФ по делам с участием иностранных лиц суды в РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если гражданин-ответчик имеет место жительства в РФ или организация-ответчик находится на территории РФ.

Главой 44 ГПК РФ довольно обширно устанавливаются правила подсудности с участием иностранных лиц. Закреплен целый ряд случаев, когда суд вправе рассматривать дела с участием иностранных физических и юридических лиц. Предусмотренные ГПК РФ виды территориальной подсудности (общая территориальная подсудность, альтернативная подсудность, исключительная подсудность, договорная подсудность, подсудность по связи дел) применимы и при определении международной подсудности дел.

Судебные Поручения

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия в пределах своего государства. Для совершения таких процессуальных действий в иностранном государстве необходимо согласие последнего. Обращение суда одного государства за правовой помощью о совершении процессуального действия в другом государстве оформляется путем составления судебного поручения.

Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допросе свидетелей, вручении судебных повесток и т.д.) и, в свою очередь, исполняют поручения иностранных судов. ГПК РФ не связывает исполнение таких поручений по гражданским делам только с наличием у РФ международного договора на этот счет с соответствующим государством, так как поручения в РФ могут быть исполнены и при отсутствии договора. В Российской Федерации имеется Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. № 9132-XI «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам», согласно которому при поступлении в суд иностранного судебного поручения от государства, не связанного с РФ соответствующими обязательствами по международному договору, поручение следует исполнить, кроме случаев указанных в п. 2 ст. 407 ГПК РФ, где к исключениям относится отказ суда в исполнении, если исполнение поручений может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ, а также в случае, если исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка.

Первый порядокнепосредственное обращение суда одного го-

сударства к суду другого государства.

Второй порядок дипломатический. Он заключается в том, что

суд одного государства обращается к своему Министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в Министерство иностранных дел другого государства, которое в свою очередь направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

Третий порядок выполнение судебных поручений специаль-

ным уполномоченным одного государства, назначенным судом другого государства. Этот порядок состоит в следующем: если суду одного государства надо допросить свидетеля, проживающего в другом государстве, то первый суд назначает кого-либо из граждан второго государства, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы допроса в тот суд, который назначил его для совершения таких действий. Но этот уполномоченный не имеет права совершать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядоквыполнение судебных поручений путем

передачи их центральным органам юстиции.

В Российской Федерации передача судебных поручений осуществлялась долгое время, как правило, дипломатическим путем. Такой порядок установился в 1966 г., когда СССР присоединился к Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. и сделал заявление о том, что документы и поручения должны направляться в нашу страну дипломатическим порядком через Министерство иностранных дел.

Изъятие из этого порядка поручения составляет процесс пересылки непосредственно через центральные учреждения юстиции. Такой порядок установлен Конвенцией стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонними договорами о правовой помощи. В Российской Федерации центральным органом по вопросам исполнения договоров о правовой помощи по гражданским делам в пределах компетенции считается Министерство юстиции.

В соответствии со ст. 11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.

Однако, как показывает практика, нередко встречаются случаи исполнения судебных поручений с нарушениями положений Конвенции.

В связи с тем, что дипломатический порядок по своей процедуре зарекомендовал себя как более сложный и занимающий больше времени, а порядок передачи через центральные органы юстиции как более упрощенный, Россия 12 февраля 2001 г. присоединилась к Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доказательств по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.

В связи с присоединением России к Конвенции 1965 г. были устранены дипломатические и консульские посредники, а правила сношения по вопросам оказания правовой помощи с государствами-участниками установлены через определение того центрального органа, в который должны направляться судебные поручения. В России таким органом осталось Министерство юстиции РФ. Также на центральные учреждения, через которые сносятся между собой компетентные учреждения, может быть указано прямо в международном договоре.

Единственным минусом направления судебных поручений через Министерство юстиции является факт направления судебных поручений из субъектов РФ через территориальные органы юстиции в центральное Министерство юстиции, а оттуда в свою очередь поручения также передаются территориально.

Помимо многосторонних конвенций, у РФ, как уже было отмечено выше, целый ряд двусторонних договоров о правовой помощи, в которых также регулируется порядок направления судебных поручений.

Так, в соответствии со ст. 9 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г. подтверждение о вручении документов оформляется в соответствии с правилами о вручении документов, действующими в государстве, к которому обращено поручение. В подтверждении о вручении должны быть указаны дата и место вручения. По сложившейся практике Венгерской стороной направляются запросы, которые являются и подтверждением о вручении (обратной распиской), которую необходимо заполнить.

Непосредственное сношение в настоящее время предусмотрено только ст. 5 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, согласно которой при оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств — участников Содружества Независимых Государств сносятся друг с другом непосредственно.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.018 с.)