Глава 17. Производство в суде



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Производство в суде



Надзорной инстанции

Понятие и общая характеристика производства в суде надзорной инстанции

Право надзорного обжалования

Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы, представления

Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений

Понятие и общая характеристика Производства

В суде надзорной инстанции

Процедура пересмотра решений по гражданским делам в порядке надзора долгое время являлась предметом острых дискуссий как на национальном уровне, так и на международном. С момента принятия ГПК РФ 2002 г. нормы о производстве в суде надзорной инстанции длительное время являлись предметом обоснованной критики отечественных ученых.

Основной проблемой суда надзорной инстанции являлось признание Европейским Судом по правам человека надзорного производства по ГПК РСФСР 1964 г. неэффективным средством правовой защиты, поскольку пересмотр дела в суде надзорной инстанции инициировался должностным лицом, а не заинтересованным лицом, участвующим в деле (решения о приемлемости жалоб по делам «Тумилович против России», «Галина Питкевич против России» и др.).

Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 г. указанный недостаток в определенной степени был устранен. Однако в теории и на практике было выявлено множество других изъянов: множественность надзорных инстанций; неопределенность сроков для отмены решений в порядке надзора; неопределенность оснований для такой отмены и возможность неоднократного «разворота» вступившего в законную силу решения суда.

На протяжении достаточно длительного срока надзорное производство продолжало свое затянувшееся реформирование. И каждый раз ставился вопрос о признании указанной стадии эффективной процедурой. Важное значение этот вопрос имеет в контексте п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой предусмотрено положение о том, что Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Надзорное производство в ГПК РФ несколько раз подвергалось реформированию. Реформирование в 2012 г. — это четвертое по счету реформирование производства в суде надзорной инстанции. Каждый раз данный вид производства претерпевал изменения в свете принимаемых постановлений Европейским Судом по правам человека.

Проанализировав после введения в действие ГПК РФ нормы, относящиеся к процедуре надзорного производства, Европейский Суд пришел к заключению, что, однажды начавшись, оно может длиться неопределенно долго. Следовательно, если бы надзорное производство считалось средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию, то создавшаяся в связи с этим неопределенность сделала бы бесполезным правило шести месяцев. Однако после каждой реформы надзорного производства мнение Европейского Суда относительно анализируемой стадии приобретало менее жесткие черты.

После реформирования 2012 г. и включения в ГПК РФ новой гл. 411 «Производство в суде надзорной инстанции» достаточно длительное время наука и практика находились в ожидании нового мнения ЕСПЧ о надзорном производстве. 12 мая 2015 г. Европейский Суд по правам человека принял решение по делу «Абрамян и Якубовские против России», в котором дал ответ на вопрос, остававшийся открытым с 1 января 2012 г. Несмотря на то что надзорное производство так и не было признано эффективным средством правовой защиты, тем не менее о его неэффективности тоже ничего отмечено не было. Кроме того, в данном постановлении указано, что для того, чтобы обратиться в ЕСПЧ на национальном уровне, необходимо пройти первую инстанцию, апелляцию и две кассации (в судах уровня субъекта РФ и в верховном суде) с обязательным соблюдением шести месяцев с момента вынесения национальными органами окончательного решения по делу

Анализ п. 6 ч. 1 ст. 3913, ст. 3919, ч. 2 ст. 39112 ГПК РФ позволяет сделать вывод, что целью надзорного производства является проверка законности вступивших в силу судебных постановлений.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело.

Важной особенностью суда надзорной инстанции является то, что закон устанавливает особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 3919 ГПК РФ).

Исключительность стадии надзорного производства выражается также и в том, что Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в указанных в законе случаях.

Кроме вышеуказанного следует также отметить, что исключительность стадии подчеркивает также то, что постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.006 с.)