Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы решения текстовых задач в начальном курсе математикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение, а сосредоточенные размышления успокаивают сердце, делая его созвучным Вселенной. Г. Гессе [21]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует учителей начальных классов на формирование общего приёма обучения решению задач. Как отмечает Н.Б. Истомина, «понятие «решение задачи» можно рассматривать с различных точек зрения: решение как результат, т.е. ответ на вопрос, поставленный в задаче, и решение как процесс нахождения этого результата. С точки зрения методики обучения решению задач на первый план выступает процесс нахождения результата, который, в свою очередь, тоже можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, как способ нахождения результата и, во-вторых, как последовательность тех действий, которые входят в тот или иной способ» [10]. Рассмотрим различные способы решения текстовых задач. Традиционно в методике преподавания математики используют два основных способа решения задач: арифметический и алгебраический. Реже используют практический и графический способы решения задач. Арифметический способ решения задач является одним из главных в начальном курсе математики. При решении задачи арифметическим способом ответ на вопрос находится в результате выполнения арифметических действий над числами. Решение задачи с помощью указанного способа оформляется в виде последовательности числовых равенств, к которым даются пояснения, или в виде числового выражения. Возможно решение задачи различными арифметическими способами: речь идёт о возможности установления различных связей между данными и искомыми, а, следовательно, о выборе других действий и другой их последовательности для ответа на вопрос задачи. Прочное усвоение решения задач арифметическим способом позволяет подготовить учащихся к осознанному решению задач алгебраическим способом. Алгебраический способ основан на использовании уравнений при решении задачи. Американский педагог и математик Д. Пойа в книге по проблемам обучения решению задач писал, что «…составить уравнение – значит выразить математическими символами условие, сформулированное словами…»[15]. В зависимости от выбора неизвестного для обозначения буквой, от хода рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В этом случае можно говорить о различных алгебраических решениях этой задачи. В начальной школе за неизвестное число в уравнении принимается то число, о котором спрашивается в задаче, и, установив взаимосвязи между данными и искомым, составляется уравнение. Решают уравнения младшие школьники методом установления взаимосвязи между компонентами и результатами действий или через установление взаимосвязи между частью и целым. Некоторые авторы учебников включают в учебные пособия задания, требующие применения обоих способов решения задачи. Приведём пример из учебника для 4 класса И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной [3, С.68].
Практический способ решения задачи предусматривает интерпретацию действий с предметами или с их изображениями, и также как и графический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий. Практический способ решения задач важен при знакомстве младших школьников с конкретным смыслом арифметических действий. Графический способ решения задачи представляет собой получение результата с помощью применения отрезков или диаграммы, используя счёт и присчитывание, не выполняя арифметических действий. Н.Б. Истомина считает, что графический способ близок к практическому, но имеет более абстрактный характер и требует специальной подготовки учащихся[10]. Представим задание из учебника для 3 класса А.Л. Чекина, иллюстрирующего графический способ решения задачи с помощью диаграмм [23,С.114].
ы.
Приведём пример из практики. Покажем решение одной и той же задачи различными способами:
Практический способ Обозначим каждую собаку кругом. Изобразим 9 кругов и обозначим окраску собак: «б» – белые, «ч» – чёрные
Для ответа на вопрос задачи можно не выполнять арифметические действия, так как количество рыжих собак соответствует тем кругам, которые не обозначены. Арифметический способ (I) 1) 2 + 3 = 5 (с.) – белые и чёрные 2) 9 – 5 = 4 (с.) – рыжие собаки Арифметический способ (II) 1) 9 – 2 = 7 (c.) – черные и рыжие 2) 4 – 3 = 2 (с.) – рыжие собаки Алгебраический способ Пусть x – количество рыжих собак. Тогда количество всех собак можно обозначить с помощью выражения: 2 + 3 + x. По условию задачи известно, что всего на прогулку вывели 9 собак. Значит, 2 + 3 + x = 9. Решив данное уравнение, мы ответим на вопрос задачи. Графический способ белые черные рыжие
Графический способ решения задачи также как и практический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.006 с.) |