Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отметим ещё раз, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности в начальной школе. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. с целью разрешить противоречие между двумя подходами отечественной науки: системным (Б. Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) и деятельностным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Под понятием «система» понимается совокупность элементов, находящихся в «отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [5]. Деятельность – это целеустремлённая активность, реализующая потребности субъекта [2]. Системно-деятельностный подход в образовании вносит существенные изменения в его содержание. Содержание образования «определяется не только традиционной предметной составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации» [4]. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Деятельность соотносится со многими психическими процессами (восприятие, память, мышление и др.). Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность по Д.Б. Эльконину – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий [9]. «Структура учебной деятельности включает следующие компоненты: 1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл; 2) учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий; 3) учебные действия - действия, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все действия, которые ученик делает на уроке; 4) действия контроля – действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; 5) действия оценки – действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи» [9]. Д.Б. Эльконин сформулировал следующий подход к учебной деятельности, согласно которому «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача... Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» [9, С.12-13]. В методике обучения математике деятельностный подход был применен в исследованиях А.А. Столяр, который отмечал, что «технология деятельностного подхода не есть предписание алгоритмического типа, наоборот, она открывает широкие возможности для творческого поиска учителя и развития творческих способностей учащихся» [7, С.49]. Сущность деятельностного подхода в обучении математике заключается в обучении учащихся «деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, решений задач»[7, С.53]. Реализация деятельностного подхода на уроке приводит к изменению позиций учителя и ученика на уроке.Учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание и освоение мира (в специально организованных для этого условиях). В таблице 1.1. приведены компоненты учебной деятельности и соответствующие каждому компоненту вопросы обучающихся. Таблица 1.1. Компоненты учебной деятельности: позиции учителя и ученика
Методические аспекты реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики мы рассмотрим в следующем параграфе. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Перечислите основные документы, лежащие в основе деятельности учителя начальных классов. 2. Каковы отличительные особенности ФГОС НОО? 3. Какова цель образования согласно Стандарту? 4. Какие требования предъявляет Стандарт к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования? 5. Познакомьтесь с Примерной основной образовательной программой начального общего образования (в редакции № 3/15 от 28.10.2015). Какова структура примерной программы по математике? Перечислите основные дидактические линии, подлежащие изучению на уроках математики в начальной школе. Приведите примеры планируемых предметных результатов, обозначив уровень освоения учебного материала. 6. Раскройте содержание понятие «системно-деятельностный подход». 7. Дайте определение учебной деятельности и соотнесите ее компоненты с этапами урока в начальной школе.
Литература 1. Бахтина О.В., Иванова Н.А. Особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Выпуск 5: сборник научных статей / [под ред. И.Ф. Бережной]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – С. 71-76. 2. Большая психологическая энциклопедия – http://psychology.academic.ru/554 (23.02.2017) 3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я Данилюк и др. – М.: «Просвещение», 2011. – 23 с. 4. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010. 5. Краткий словарь философских терминов - http://nenuda.ru›краткий-словарь-философских-терминов.html (23.02.2017). 6. [Начальная школа ХХI века. - https://refdb.ru/look/1207765.html] 7. Столяр А.А. Педагогика математики. / Столяр А.А. – Минск, Вышейшая школа, 1986. – 414 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf 9. Э льконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – В кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г.С. Костюка, П.Р. Чаматы. Киев, 1961. – 296 с.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.007 с.) |