Различные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач



                Главная сила математики состоит в том,

 что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и

способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть   

                                                                                   М. И. Башмаков [21]

Одним из основных показателей глубины усвоения младшими школьниками учебного материала и уровня математического развития является умение решать текстовые арифметические задачи.

Согласно ФГОС НОО одними из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования указано «умение решать текстовые задачи » [21].

 Решение задач младшими школьниками способствуют  формированию у них личностных, метапредметных и предметных результатов. Учащиеся усваивают различные математические понятий, математические законы, осмысливают арифметические операции. Задачи служат основой для выводов некоторых теоретических положений, содействуют обогащению и развитию правильной речи учащихся, являются звеном, связывающим теорию с практикой, сближают обучение с жизнью. Велика роль задач в развитии логического мышления учеников, в выработке умения анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, устанавливать зависимость между величинами, делать правильные умозаключения. Через содержание задач и через организацию работы с ними реализуется воспитывающая функция задач.

В планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по математике в разделе «Работа с текстовыми задачами» указано: «Выпускник научится: анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи, а также «Выпускник получит возможность научиться: решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); решать задачи в 3-4 действия, находить разные способы решения задачи»[16].

Вопрос о предназначении задач в начальном курсе математики теоретиче­ски является дискуссионным, поскольку с одной стороны обучение решению задач рассматривается как цель обучения (учащийся дол­жен уметь решать задачи), а с другой стороны — процесс обучения решению задач рассматривается как способ математического и интеллектуального развития младшего школьника.

Сторонники первого подхода придерживаются строгой иерархии в построении системы обучения решению задач: в нарастании слож­ности задач, а также в чётком разграничении типов задач с целью прочного усвоения младшими школьниками способов решения этих типов.

Сторонники другого подхода акцентируют внимание младших школьников на выполнении семантического и структурного анализа текста задачи вне зависимости от ее типа и количества действий, выявлении взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомым, представляя эти связи в виде схематических и символических моделей. В этом случае обучение решению задач будет являться средством интеллектуального раз­вития ребёнка. При этом предполагается, что результатом этого ин­теллектуального развития будет являться умение решать задачи любого вида и уровня сложности.

Таким образом, рассматривая методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач, в настоящее время речь идёт не о том, чтобы научить учащегося узнавать и решать огра­ниченный круг типовых задач, а научить младшего школьника самостоятельно решать за­дачи любого уровня сложности. Исходя из жизненных реалий, очевидно, что невозможно научить этому всех учащихся с одинаковым уровнем успешности в одинаковые сроки, но попытаться сформировать у младшего школьника умения самостоятельной работы над задачей как учебной про­блемой – вот одна из основных методических линий современной методики обучения математике в начальных классах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.006 с.)