Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы формирования представления о задаче
Существуют и другие методические приёмы, помогающие учащимся формировать представления о задаче в целом. I. Приём выбора способствует формированию у учащихся умения обосновывать свои суждения, используя для этого математическое содержание задания. Этот приём позволяет осознать сущность формируемых понятий, общих способов действий и содержательную зависимость между ними. Процесс выполнения любого задания должен всегда представлять цепочку суждений, для обоснования истинности которых учащиеся используют различные способы. Покажем это на примерах. 1. Выбор вопроса к условию задачи Условие задачи: «У Коли 8 синих шариков и 2 зелёных». Задание:Выбери из данных вопросов те, которые можно поставить к этому условию (вопросы написаны на доске): Сколько синих шариков у Коли? Сколько у Коли шариков всего? Сколько у Коли зелёных шариков? На сколько синих шариков больше, чем зелёных? При использовании данного приёма важно подвести школьников к пониманию того, что к одному и тому же условию иногда можно поставить несколько вопросов и в зависимости от этого задача будет иметь различные решения. Лишние вопросы (1 и 3) использованы для активизации внимания детей. 2. Выбор условия задачи к данному вопросу Задание: Подбери условия к данному вопросу и реши задачу. Вопрос задачи: «Сколько всего детей занимается в студии?» В студии 30 детей, из них 16 мальчиков. В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек. В студии 8 мальчиков и 20 девочек. В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше. В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Данный приём является обратным к приведённому выше и разумен с логической точки зрения, но в практической деятельности он достаточно сложен. Однако при беглом чтении учащимися 1-го класса, этот приём весьма полезен для развития объёма оперативной памяти (так как младшему школьнику необходимо держать «в уме» всю словесную конструкцию). 3. Выбор и объяснение выражений, составленных по данному условию задачи Условие задачи: «На горке катались 8 мальчиков и 5 девочек. Потом 4 девочки ушли домой». Задание 1: Выбери выражение, соответствующее решению задачи со следующим вопросом: «Сколько детей осталось кататься на горке?» 8 + 5; 8 - 5; 5 – 4; (8 + 5) – 4
Задание 2: Объясни, что узнаешь, выполнив действия: 8 + 5; 8 - 5; 5 – 4; Данный приём формирует у младшего школьника гибкость мышления, учит анализировать взаимоотношения данных в соответствии с условием. 4. Выбор данных к условию задачи Задача: «У золушки было … конфет, а у Дюймовочки - на… конфеты …. Сколько конфет у девочек? Задание: Вставь пропущенные в тексте числа и слова, используя решение задачи: 1) 15 – 3 = 12(к.) 2) 15 + 12 = 27(к.) Данный приём выбора способствует не только пониманию условия задачи, но и ставит учащихся перед необходимостью устанавливать связи между условием и решением задачи. 5. Выбор схемы к задаче Задача: «Саша и Ваня поймали 10 карасей. Ваня поймал 4 карася. Сколько карасей поймал Саша?» Задание:выбери схему, которая поможет решить задачу. а) 4 к. ? к.
10 к. ? к. б)
4 к. 10 к. В процессе выбора схемы у младшего школьника формируется умение переводить словесную модель в графическую модель.
II. Приём преобразования лежит в основе осознания причинно-следственных связей между изучаемыми понятиями и обобщёнными способами действий, способствует формированию умения выполнять различные видоизменения. 1. Приём преобразования условия задачи Задача: «У Мартышки было 9 бананов. Двумя бананами она поделилась со Слонёнком, а и тремя бананами поделилась с Удавом. Сколько бананов у неё осталось?» Задание: измени условие задачи так, чтобы задача решалась в одно действие. 2. Приём преобразования данных в задаче Учащимся предлагается задача с парадоксальными данными: «На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9. Сколько девочек сидело на второй скамейке? После того, как младшие школьники объяснят, почему задачу с указанными данными решить нельзя, предложить им изменить числовые данные таким образом, чтобы ее можно было решить. 3. Приём преобразования вопроса задачи Задача: «У Коли 8 синих шариков и 2 зелёных. Сколько синих и зелёных шариков у Коли?». Задание: измени вопрос задачи так, чтобы задача решалась с помощью выражений: 8 - 2; 2 - 1.
Последнее выражение стимулирует воображение и гибкость мышления младшего школьника, позволяя составить сложный вопрос, содержащий ещё одно данное: «Сколько зелёных шариков осталось у Коли, после того, как он подарил 1 шарик Маше?» При этом первое данное (8 синих шариков) становится лишним, но сама задача смысла не теряет. Предложенные задания и приёмы работы с ними рекомендуются на первых уроках знакомства с текстовыми задачами. С методической точки зрения эти приёмы вносят разнообразие в урок, но не стоит переоценивать их с технологической обучающей точки зрения. Для собственно формирования умения решать задачи эти приёмы являются лишь подготовительными.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.007 с.) |