Урок постановки учебной задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок постановки учебной задачи



Учебная задача – это задача, с помощью которой выделяют всеобщее на основе решения целого ряда задач. Первоначальные задачи, предлагаются ребёнку как учебно-практические.

Цели данных задач:

- умение опираться на имеющийся личный опыт, научить выделять объект предмета изучения, то есть преобразовать практическую задачу в учебную;

- научить действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия;

- обеспечить ребёнка средствами решения учебно-практических задач;

- вовлечь его в коллективную деятельность.

На следующем этапе практическая задача переформируется в учебно-исследовательскую. Ученик анализирует условия преодоления теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий. При этом задача распадается на серию подзадач, которые вытекают одна из другой.

Обязательное условие урока это насыщенность предметными действиями каждого урока, так называемое «думанье руками».

Важно помнить, что действия нельзя заменять демонстрационным материалом. В этом случае ситуация не становится задачей для большинства учеников, им остаётся только запомнить вывод, сделанный учителем или кем-то из учащихся.

Предметные действия, контроль и оценка способа действий занимает достаточно много времени урока постановки учебной задачи.

Учащиеся, уже овладевшие способами, применяемыми ранее, оказываются в ситуации, где поставка вопроса похожа на предыдущие задачи, но задача не решается, старый способ не срабатывает. Возникают вопросы:

- Что произошло?

- Почему?

- Что изменилось?

Данные вопросы и являются шагами ну пути постановки задачи.

Цель данного урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся, с помощью которого они увидят задачу, сформулируют её, что и окажется логическим итогом урока данного типа.

Учителю необходимо:

1. Создать ситуацию, в которой ученик обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важным приёмом должно быть существование дискуссии, что вызовет эмоциональный отклик у каждого ребёнка и обеспечит ее принятие.

2. Вооружить обучающихся инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы (схемы, модели, рисунки).

3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий ученик-отвечающий учитель» к отношению «спрашивающий ученик-учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ.

Урок постановки учебной задачи имеет следующую структуру:

1. Создание ситуации успеха.

2. Создание ситуации разрыва.

3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

4. Формулировка учебной задачи учащимися и учителем.

5. Рефлексия.

Урок решения учебной задачи

Учитель, сталкивая учащихся с необходимостью овладеть новыми способами действий, организует их поиск.

Решить учебную задачу, значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.

В начале урока учитель организует общеклассную дискуссию. Педагог включается в решение задачи наравне с учениками, погруженным в действие, задаёт логику поиска. Функция учителя – организация совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.

На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по удержанию и решению учебных задач.

В структуре урока выделяются три компонента:

1. Анализ условий решения задачи.

2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.

3. Рефлексия.

3. Урок моделирования и преобразования модели

Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования.

В развивающем обучении моделирование напрямую связано с предметными действия учащихся. Модель выполняет планирующую и контролирующую функции в деятельности учащихся. На данном этапе предполагаются абстрактные задания, когда отношения осмыслены и неоднократно отражены в знаках и схемах. Под моделированием понимают необходимость строить действие с реальными предметами, которое он уже сможет выполнить, то есть умственное действие.

Урок моделирования обеспечивает:

- построение модели как средства конструирования нового способа;

- обучение построению модели на основе анализа принципов, способов ее создания.

«Место» модели определяется в зависимости от задания. Когда способ решения задачи находится практически, модель строится по окончании действий для того, чтобы осмыслить их. Учитель может использовать вопросы: как ты это делал? Как бы ты научил других выполнять такие задания?

Критерии правильности построения модели определяются по отражению в предмете и способам действия с ним. Поощряется создание детьми разных моделей. Учитель побуждает учащихся к развёрнутому анализу моделей. Прослеживание последовательности мыслей другого учащегося позволяет ребёнку проанализировать своё решение.

Урок моделирования имеет следующую структуру:

1. Преобразование условия задачи.

2. Моделирование каждым учащимся.

3. Преобразование модели.

4. Рефлексия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.006 с.)