Развитие мотивации к учебной деятельности у младших школьников как условие успешной реализации фгос ноо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие мотивации к учебной деятельности у младших школьников как условие успешной реализации фгос ноо



В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является «…готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [7]. В основе учебно-познавательных мотивов как раз и находятся познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

Согласно ФГОС НОО, «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [7].

Для успешного достижения личностных результатов необходимо вовлекать младших школьников в активную деятельность, пробуждать интерес как к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, так и к процессу учебной деятельности – как, какими способами решаются учебные задачи.

Принципиальными путями формирования мотивации (А.К.Маркова) являются:            

1) путь, так называемый, «сверху вниз». Он состоит в привитии младшим школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это должна быть направлена вся система нравственного воспитания в школе, семье. Школьники усваивают знаемые мотивы как эталоны, по которым они сверяют своё поведение, отождествляют свои мотивы с мотивами, предлагаемыми воспитателями, обществом.  Недостаток этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений;

2) путь, так называемый, «снизу вверх». Он состоит в том, что младший школьник включается взрослыми в реальные различные виды деятельности и таким образом приобретает практический опыт нравственного поведения. Недостаток данного пути – учитель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы [4, с.65].

К примеру, согласно первому пути, интерес к математике может быть вызван тем, что учитель декларирует: «хорошо знать табличные случаи умножения и деления», «быстро и правильно считать», «уметь решать задачи разными способами» и т.д. По замыслу учителя у учащихся должны сформироваться цели, идеалы, которые сам ученик должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

При втором пути ученик включается в различные виды деятельности и там приобретает практический опыт нравственного отношения к предмету. У школьника складываются реально действующие мотивы. Центральное место занимает не ученик, а группа, которая обсуждает вопросы вместе. Именно личностные компоненты учебных взаимодействий в ходе совместной учебной деятельности, а не сами по себе усвоенные знания оказывают прямое влияние на внутренний мир ребенка и являются главными носителями воспитывающей функции учебной ситуации.

Например, при изучении темы «Учимся сравнивать и измерять площади фигур» [1, с.92] учитель может использовать эвристическую беседу, в которой мысленный поиск превращается в коллективный, где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями, учащиеся активизируют мышление друг друга.

- Как вы думаете, чем питаются птицы? (Ответы детей).

- А зимой, когда холодно, земля покрыта снегом? Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало. (Ответы учащихся).

- А можем ли мы помочь птицам, когда им голодно? Как? Очень много птиц зимой умирают от голода! (Ответы учащихся).

Перед младшими школьниками ставится конкретно-практическая задача по сравнению двух кормушек (эти кормушки могут быть изготовлены детьми на уроках технологии). Речь пойдет о том, одинаковое ли количество корма можно положить на донышки кормушек (бортики у этих кормушек должны быть равные по высоте). Учащиеся обсуждают, что у этих кормушек нужно сравнить. Выслушав мнение учеников, учитель показывает на донышки кормушек, которые предстоит сравнить, и предлагает учащимся придумать способ сравнения (наложение фигур друг на друга). Далее ученики в рабочих тетрадях раскрашивают фигуры в разные цвета, а затем вырезают и показывают, как они предлагают сравнить эти фигуры по площади. Уточняется, по каким признакам они уже умеют сравнивать фигуры (по цвету, по форме, по материалу, могут сравнить периметры) и о каком новом признаке теперь идет речь.

Благодаря применению такого приема, как эвристическая беседа, обеспечивается активное участие ребенка в конкретной деятельности. Регулярное обращение к различным приемам, стимулирующим активность ребенка в различной деятельности, помогает сформировать стойкую положительную мотивацию к решению задач практической направленности. Учитель, опираясь на сформированные у школьника потребности, включает его в определенную деятельность, чтобы она приносила ему положительные чувства. Если предоставить ученику возможность достаточно длительно переживать радость от успешной деятельности, то у него возникнет потребность в этой деятельности, устойчивый мотив к занятию ею.

Наличие обоих путей формирования мотивации «должно дать правильное сочетание знаемых и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности ученика. Обучение в начальной школе должно включать в себя оба эти вида воздействия на мотивацию учения.

Формированию познавательных мотивов, как считают А.К. Маркова [4, с.91], М.В. Матюхина [5, с.107], способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке, во внеурочной деятельности), вооружение учащихся мыслительными операциями, развитие способностей понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы у него совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний, что особо значимо для полноценного усвоения материала по математике. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора знаний, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.

Способствовать формированию мотивации младшего школьника к учебной деятельности на уроках математики возможно разными способами: через содержание учебного материала, через организацию учебной деятельности внутри класса. Рассмотрим содержание некоторых методических приемов, используемых на уроках математики, и проследим, какую роль играет каждый из них в становлении мотивации младших школьников к учебной деятельности».

 

 

3.2. Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала

 

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока математики, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Прием «Привлекательная цель». Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достигая которую они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить к уроку привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок.

Например, тема урока: «Нумерация чисел первого десятка». Цель учителя – закрепить с младшими школьниками последовательность чисел первого десятка. Перед учениками формулируется иная цель – помочь Колобку выбраться из лабиринта чисел и подумать, какие знания для этого необходимо применить.

Прием «Нарисуйте счастье». Данный прием назван условно. Он подразумевает графическое изображение младшими школьниками понимания абстрактных понятий, таких, как, например, «счастье», «совесть», «доброта» и др. Прием можно использовать для привлечения внимания и интереса учащихся при изучении любого учебного предмета. Приведем пример использования данного приема на уроке математики. Перед изучением темы «Меры длины» можно предложить учащимся следующее задание: «Используя цветные карандаши, нарисуйте «добрую» линейку любой длины». Каждый ученик у себя в тетради создает рисунок. Примеры рисунков «доброй» линейки:


Приём «Отсроченная отгадка».

Данный приём – это способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определённое направление, созвучное теме урока.  До формулировки темы урока учащимся предлагается необычный факт, комментарий, который раскрывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, какую тему будут изучать на уроке, и что нового они узнают.

Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще и необычно.

Приведём примеры использования приёма «отсроченная отгадка» на уроках математики.

а) В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

Например,  загадка: «Я – многогранная фигура! У меня есть вершины, грани и основание. Причём одна-единственная вершина расположена не в основании. У неё особое – почётное место! В основании может лежать любой многоугольник, от которого и зависит моё имя. А все боковые грани – треугольники. Как меня зовут, мой юный друг?» (Пирамида)

б) Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

(Например, при изучении в 3 классе темы «Куб», учитель задаёт вопрос: «Я – фигура объёмная. У меня 8 вершин, 12 рёбер, все грани являются квадратами. Как найти мой объем?»).

Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы.

Приём «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо.

Приём «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?

Приём «Профессионал». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Приём «Мозговой штурм» проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Приём «Лови ошибку!» Данный приём направленна активизацию внимания младших школьников. Приведём примеры использования приёма на уроках математики.

а) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.

б) Ученик получает текст или разбор решения задачи с предварительно специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Задача учителя при использовании данного приёма – добиться понимания учащимися того, что они делают, а не механическое заучивание правильного ответа. 

Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы:

Прием «Тонкие и толстые вопросы». Перед изучением учебного материала учащимся формулируется целевая установка: сформулировать список вопросов по новой теме. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.

«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Верно ли, что в 1 дм 10 см? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется «параллелограммом»? Какие ошибки можно допустить при сравнении следующих величин 2 см и 20 мм?)

Приём «Ромашка вопросов». Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими. (Пример: Чем мы измеряем длину отрезка? То есть вы утверждаете, что 1 дм больше 1 см? Почему в математике существует несколько единиц измерения? Как вы думаете, как можно измерить длину отрезка в тетради без линейки? Величины каких известных вам предметов можно измерить с помощью линейки? Где в жизни мы встречаемся с единицами измерения?).

Приём «Синквейн». Использование данного приёма даёт возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и формированию учебной мотивации. Правила написания синквейна:

1 строка – тема (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия предмета (три глагола);

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Примеры синквейнов, используемых на уроках математики.

1) Задача

Текстовая, логическая.

Анализируем, сравниваем, рассуждаем.

Решать задачи очень интересно.

Ответ.

2) Дробь

Обыкновенная, десятичная.

Складываем, вычитаем, умножаем.

Дроби любят математики и танцоры.

Число.

3) Линейка

Длинная, короткая

Измеряет, определяет, чертит

Помогает нам в математике

Прямая

Приём «Кроссенс». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая иллюстрация имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Использование кроссенса возможно на различных этапах урока (на этапе проверки домашнего задания, на этапе формулировки и постановки цели урока, на этапе закрепления и обобщения материала. Разгадывание кроссенса отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию к учебной деятельности, развивает способность самовыражения.

Приведем пример кроссенса, который можно использовать на уроках математики, и комментарии к его разгадыванию.

Рис.1 Кроссенс на тему «Площадь прямоугольника»

 Понятие «площадь» многозначное: это незастроенное большое и ровное место в городе, от которого расходятся в разные стороны улицы (Красная площадь); площадью мы также называем жилую площадь, площадь земельного участка; из одних и тех же заданных фигур можно составить различные геометрические фигуры; площадь прямоугольника можно измерить с помощью палетки – калька с начерченными на ней квадратными сантиметрами; площадь фигуры не изменится при изменении ее положения на плоскости (можно разрезать прямоугольник по диагонали на два треугольника); формула нахождения площади прямоугольника; площадь прямоугольника измеряется в следующих единицах измерения: кв.мм, кв.см, кв.м, кв.км, а, га. Таблицу соотношений мер площади необходимо знать наизусть.

Для формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности большое значение имеет содержание домашнего задания и приёмы его преподнесения. Можно предложить «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому), связывающие изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение об использовании чисел в произведениях малых фольклорных жанрах. 

 Для преподнесения домашнего задания возможно использование следующих приёмов.

Приём «Необычная обычность» включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме.

Учащимся предлагаются числа, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связываются с полученным словом (20,18,6,21,4,16,13,30,15,10,12 - треугольник). Задание: начертить треугольник, сумма длин всех сторон которого равна 15 см.

Ключевое слово может быть представлено и по-другому, с помощью шарады.

Например:        «Предлог стоит в моем начале

                    В конце же – загородный дом.

                    А целое мы все решали

                    И у доски, и за столом». (Задача)

 С полученным словом связать домашнее задание. (Например, из предложенных задач решить ту, которая решается в два действия).

Учащимся предлагается математическое выражение (14+8) – 10. Результатом суммы является номер страницы, на которой находится домашнее задание, а значением всего выражения – номер задания.

Можно оформить домашнее задание в треугольниках-конвертах. Назначенный дежурный учащийся, вроде почтальона, раздаёт ученикам письма-задания.

Приём «Задание массивом» – учитель может задавать домашнее задание массивом (например, учитель задаёт десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объёма задания);

Приём «Особое задание» – более подготовленные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Получение этого задания необходимо заслужить. Выполнение этого задания может длиться неделю-две в зависимости от сложности. Отметка за выполнение задания не ставится ниже «4». Отметка «4» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. Освобождаются ли эти учащиеся от обычных домашних заданий, решает учитель в зависимости от конкретных условий.

Приём «Идеальное задание» учитель не даёт никакого определённого задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.051 с.)