Виды проектов и этапы работы над проектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды проектов и этапы работы над проектом



 

Существуют различные подходы к выбору основания для               классификации учебных проектов. Г.К. Селевко предлагает следующую классифи кацию проектов:

- исследовательские - структурно эти проекты напоминают настоящие научные исследования по доказательству актуальности темы исследования, по определению проблемы, объекта и предмета исследования, по формулированию задач и методов исследования, по выдвижению гипотезы исследования, обобщению результатов, оформлению литературы, результатов и выводов исследования, по выявлению нового круга проблем;

- творческие - эти проекты не имеют чёткой общепринятой структуры, она определяется жанром проектной деятельности (газета, фильм, праздник), оформление проекта завершается определённой формой (сценарием фильма или праздника, макетом газеты);

-  информационные - эти проекты, направлены на сбор информации, анализ и обобщение фактов, ознакомление с информацией заинтересованных лиц. Эти проекты структурно похожи на исследовательские проекты и являются их составной частью, включая презентацию и ее разработку;

- социально-значимые - результаты этих проектов чётко ориентированы на деятельность в интересах определённой группы людей, нуждаются в чётком распределении ролей участников, составлении планов действий, и проведении внешней экспертизы;

- телекоммуникационные (информационные) - эти проекты возникли с появлением телекоммуникационных сетей, которые позволяют общаться между собой школьникам и учителям разных стран [7, С.148].

По временным затратам проекты подразделяются на:

краткосрочные (2-6 ч.);

среднесрочные (12-15 ч.);

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.

По классификации Е.С. Полат и И.С. Сергеева проекты подразделяются на следующие подгруппы и виды:

1) по способам деятельности, преобладающим в проекте: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные, игровые и другие.

Определение исследовательских и информационных проектов аналогичны определениям в классификации Г.К. Селевко.

Практико-ориентированные проекты предполагают получение практического результата. Примером таких проектов могут быть изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность, представленную социальным результатом интересов участников проекта или направленную на решение общественных проблем и т.п.

Ролевой проект является сложным проектом, который позволяет школьникам обыгрывать роли литературных героев или исторических персонажей, или просто выдуманных героев. Результат по этому проекту остаётся нерешённым до конца проекта, так как неизвестно: Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт? Будет ли заключён договор? [8].

2) по характеру координации проекта: проекты с открытой координацией, со скрытой координацией.

Проекты с открытой координацией. Роль учителя в этих проектах непосредственная в собственном статусе. Он направляет работу, организует отдельные этапы работы школьников. В организации этих проектов важным является изменение руководящей роли педагога, так как он выступает сотрудником проекта с сохранением консультирующих функций по проекту, при этом педагог не может навязывать школьникам своего решения.

Проекты со скрытой координацией. Роль педагога в этих проектах представлена в качестве полноправного участника проекта, социальный статус педагога не проявляется в период работы группы. Свою организаторскую и направляющую функцию педагог выполняет за счет свой компетентности.

3) по характеру контактов: обучающиеся одного класса, одной школы, города, региона, страны.

4) по числу участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5) по продолжительности проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные [8].

Мини-проекты состоят из одного урока или части урока.

Краткосрочные проекты представлены четырьмя - шестью уроками, на которых осуществляется координация деятельности участников проектных групп. Сбор информации, изготовление продукта и подготовка презентации по проекту выполняется школьниками во время внеклассной деятельности и в домашних условиях.

Недельные проекты осуществляются в рамках проектной недели. Проектная деятельность школьников реализуется под руководством педагога в течение 3-40 часов.

Долгосрочные проекты выполняются в течение нескольких месяцев, могут длиться до конца учебного года. Такие проекты, как правило, выполняются в процессе деятельности школьных научных обществ. Проектная деятельность выполняется школьниками во внеурочное время.

6) по комплексности (предметно-содержательной области): монопроекты и метапредметные проекты.

Монопроекты. Проектная деятельность осуществляется в рамках одной образовательной области, с использованием информации из других областей знаний и деятельности. Педагог данной предметной области является руководителем проекта, педагог смежной области знаний выступает как консультант.

Межпредметные проекты осуществляют по разным областям знаний. Руководителями проекта выступают несколько педагогов-предметников. Межпредметные проекты должны основательно прорабатываться на этапе постановки проблемы всеми педагогами-руководителями [8].

7) по характеру контактов между участниками: внутриклассный, внутришкольный, межрегиональный и международный.

Внутриклассный проект выполняется в рамках одной классной дисциплины, может быть как проектный урок, или несколько уроков в неделю.

Внутришкольный проект создаётся на основе интеграции. Он предполагающий использование знаний по нескольким дисциплинам, чаще используется во внеурочной и воспитательной деятельности [8].

Таким образом, можно отметить, что метод проектов и проектная технология не отрицают традиционные методы обучения, они дополняют их.

Г.К. Селевко выделяет следующие этапы (стадии) разработки проекта:

1) организационно-подготовительная стадия- определение проблемы, выбор или разработка проектного задания;

2) разработка самого проекта - составление плана деятельности (планирование);

3) стадия технологической разработки;

4) завершающая стадия, включающая оформление результатов, общественную презентацию, обсуждение, саморефлексию [7, С.144].

В таблице 1 представлены виды деятельности учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

                                                                                         Таблица 1

Виды деятельности учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом [6, С.145].

Стадии   Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

1.1. Определение проблемы исследования (темы проектной деятельности). Определение проблемы исследования. Обоснование темы проектной деятельности.   Подборка различных тем исследования и предложение их школьникам. Предложение школьникам помощь в подборе темы исследования. Участие в обсуждении тем, которые предлагают школьники.   Обсуждают и принимают общее решение по выбору темы исследования. Выбор группой школьников с помощью педагога тем исследования и обсуждение их в классе. Школьники самостоятельно выбирают тему исследования, обсуждают ее с другими членами команды.
1.2. Аналитическая деятельность по разработке проектного задания. Разложение темы исследования на подтемы.   Педагог помогает школьникам в разделение темы исследования на подтемы и предлагает на усмотрение школьников. Педагог вместе со школьниками участвует в выделении подтем в теме исследования.   Выбор подтемы исследования осуществляется каждым школьником индивидуально (выбор роли). Школьники выбирают себе подтемы в теме исследования, обсуждая варианты подтем.
1.3. Создание творческих групп Проведение педагогом организационной работы по созданию творческих групп, объединяющих школьников по темам исследования и видам деятельности. Школьники, определив свои роли, создают творческие группы, которые формируются по ролям или темам проектов.  

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовительная работа по проекту: определение вопросов для решения в ходе проектной деятельности, распределение заданий для групп, подбор литературы по теме исследования. При разработке большого по объёму проекта, педагог заранее составляет задания и вопросы для поисковой деятельности и список литературы по теме исследования. Степень помощи педагога определяется возрастом школьников. Младшие школьники участвуют в разработке заданий. Старшие школьники могут определить сильные и слабые стороны, возможности и трудности в проектной деятельности.  
2.2. Составление плана технологического процесса проектной деятельности.   Проведение консультаций, координация работы, стимулирование проектной деятельности детей. Выполняют поиск нужной информации, обсуждение полученных результатов, выработка коллективного решения проблемы и т.д.
2.3. Определение вида документации, форм предъявления результатов проектной деятельности.     Участие в обсуждении вопросов со школьниками, контроль выполнения проектной деятельности по основным направлениям.   Школьники сначала в группах обсуждают планы деятельности и формы представления результатов проектной деятельности. Результатами представлений могут быть: видеофильм, альбом, натуральныеобъекты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего места

Отслеживание соблюдения трудовой и технологической

дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности школьниками, выполнение исследовательской, творческой, информационной,

социально-значимой деятельности.

Моделирование проектной деятельности, получение консультации по мере необходимости.

3.2. Выполнение технологических действий
3.3. Моделирование

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1. Оформление результатов Осуществление консультаций, координирование работы творческих групп, стимулирование их деятельности. Оформление результатов сначала внутри своей группы, затем во взаимодействии с другими группами.
4.2.Защита проектов: презентация результатов проектной деятельности. Организация экспертизы. В качестве экспертов могут быть приглашены старшеклассники, родители или параллельный класс. Представление результатов своей работы в виде доклада или демонстрации.  
4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом Оценка своей педагогической деятельности по руководству проектной деятельностью детей, с учетом полученных результатов.   Осуществляют самооценку своей деятельности в работе над проектом, результатов и самого процесса работы. Учет мнения других. Участвуют в групповой рефлексии и коллективном обсуждении работы над проектами.

По мнению Е.Н. Землянской, метод проектов позволяет не только развивать и социализировать школьников, но изменять структуру деятельности педагога и школьников, отличную от традиционного формы обучения (см. табл.2).

Таблица 2

1. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов [4].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.016 с.)