Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не удивляйтесь, Если ваши дети станут настаивать на изначально заведенном порядке: детям вообще нравятся предсказуемые структуры.

Поиск

 

Проблема потребности в спокойном и неструктурированном семейном досуге стала настолько распространенной, что не так давно журнал «Нью-Йоркер» посвятил этой теме свой комикс. Два 7-летних ребенка идут по дорожке и разговаривают. Подпись под картинкой: «Так много игрушек – и так мало свободного времени». Не ждите, пока ваши дети пойдут в школу, чтобы ввести в свое расписание часы, которые семья будет проводить вместе. Начинайте сейчас, пока ваши дети маленькие, пока вы можете сделать это естественной частью семейной жизни. Все мы очень заняты и часто используем выходные для того, чтобы переделать дела, накопившиеся в течение недели. Вообразите, насколько счастливы будут ваши дети, если вы все вместе поедете осматривать местные достопримечательности или посетите какое-нибудь событие хотя бы раз в месяц! Это может быть что угодно: поездка в зоопарк, в детский музей, просмотр фильма или детской программы или просто бесцельная прогулка в парке! Если вы включите такие мероприятия в свое расписание, пока ваши дети еще малы, они станут предсказуемым и ожидаемым удовольствием! А в следующие выходные придумайте какой-нибудь семейный проект, в котором смогут участвовать все, например займитесь пересадкой растений в саду или приготовьте вкусный ужин. В этом могут помочь даже самые маленькие дети. Они любят помогать и чувствовать себя частью семьи, где каждый поддерживает остальных. Им нравится ощущать себя нужными и особенными – что им вообще-то довольно трудно сделать из-за разности в «весовых категориях» с родителями. И, разумеется, подарите своим детям как можно больше полезного времени в вашем обществе, не закармливая их информацией, но участвуя в играх, которыми они руководят.

 

Воплощение четырех принципов в дошкольных учреждениях

 

Те самые принципы, которые мы предлагаем к использованию в семье, также могут стать мощным инструментом для воспитателей в детских садах и яслях. Природа детских учреждений меняется. Учитывая, что исследования демонстрируют важность раннего обучения, особенно для детей из бедных семей, общества самых разных стран мира обращают внимание на необходимость высококачественного раннего образования. В Соединенных Штатах, например, существует новое движение за дошкольное образование для всех детей. Отдельные штаты выдвигают требования о том, чтобы воспитатели детских учреждений обладали такими же квалификациями, как преподаватели начальной школы, и чтобы детские дошкольные учреждения были ответственны за то, чему они учат наших самых юных граждан. Давайте рассмотрим два очень разных типа дошкольных учреждений. Назовем одно из них «академическим», а другое – «игровым».

В «академическом» детском саду дневная учебная программа занимает центральное место на доске объявлений. Она начинается ровно в 8 утра с занятий по подготовке к чтению, за ними следует класс рисования (во время которого заранее подготовленные проекты, разработанные учителями, выполняются детьми: они рисуют симпатичные картинки, которыми могут похвастаться дома). Далее – занятия испанским языком, после которых дети идут перекусить, а потом – «информатика» (да-да, именно информатика!), во время которой дети, чьи руки направляют взрослые, учатся, пользуясь мышкой, выбирать красивые картинки на компьютере и распечатывать их. После обеда и дневного сна следует урок математики, во время которого дети учатся считать и различать количества. После этого – час свободной игры или чтения, полдник и, наконец, занятие естественными науками, во время которого детям показывают, как работают магниты, сообщают информацию о природе и так далее. Три раза в год дети проходят тестирование, которое призвано засвидетельствовать их прогресс. Малыши в этом детском саду кажутся вполне довольными, хотя порой в классах бывает неестественно тихо, а иногда дети во время прогулки убегают за угол здания, словно говоря: «Хватит расписания! Дайте мне немного свободы!»

В «игровом» садике, расположенном через улицу от первого, такого «вылизанного» расписания нет. На доске объявлений висят неловкие и забавные детские рисунки, подписанные именами авторов. Большая часть этих художественных творений совершенно не понятна никому, кроме их создателей. Однако если расспросить маленького художника, то он выдаст вам целую историю о том, что синий шар – это портрет его мамы, а красная полоса – это ее машина. Совершая экскурсию по этому садику, мы видим целый ряд небольших уютных уголков, где дети могут участвовать в разных занятиях. Там есть игровой уголок с нарядами для переодевания, уголок конструкторов, уголок физкультуры с горкой и пухлыми спортивными матами, уголок кукол и мягкой игрушки с миниатюрными одежками и мебелью для маленьких созданий. Уголок чтения – настоящий шедевр! Он наполнен книжками, разнообразными подушечками, скамеечками, маленькими диванчиками и выглядит как место, где любой взрослый мечтал бы провести пару часов, будь мебель чуть-чуть вместительнее. Там есть и художественный уголок, где стоят мольберты, лежат акварельные и пастельные краски, мелки, а рядом стоит огромное корыто с лодочками, пластиковыми контейнерами, небьющимися чашками и бутылочками для игр с водой. А когда на улице хорошая погода, дети выходят на прогулку во двор, где можно покачаться на качелях, поиграть в домиках и скатиться со спиральной горки.

Иногда в этом детском саду устраивают экскурсии в зоопарк или в музей, где все можно потрогать руками. В зоопарке один из детей поднимает с дорожки обкатанную гальку, и учитель тоже рассматривает ее с любопытством: «Как ты думаешь, почему этот камешек такой гладкий? Он совсем не такой, как гравий на нашей дорожке, у которого столько острых углов». И тут возникает обучающий момент, когда можно познакомить детей с представлениями о разрушительной силе воды, поговорить об элементарной физике и геологии. Урок вырастает из того, что интересует ребенка. При этом воспитатель пристально наблюдает за детьми, чтобы понять, достаточно ли информации он сообщил. Главное – не перегрузить малышей этой информацией, но опираться на их зарождающийся интерес.

Когда воспитатели в «игровом» саду читают детям сказки, они обсуждают их и наслаждаются вместе с детьми.

– Если я чешу в затылке – не бе-да! – ритмично восклицает воспитатель.

А потом говорит:

– Посмотрим, получится ли у нас всех разом ударить в барабаны в такт словам. Давайте все сделаем это одновременно! Звучит ведь почти как песенка, правда? А какой у вас любимый герой из «Винни-Пуха?»

Дети настолько горят желанием участвовать, что начинают выкрикивать ответы одновременно, и воспитатель объясняет, что говорить нужно по очереди, это такое правило, – но ответить сможет каждый, и все выслушают его ответ.

У детей в этом садике достаточно свободы, чтобы они могли делать собственный выбор. Они вольны совершать ошибки. Они даже могут ссориться между собой, а взрослые пользуются такими ситуациями, чтобы показать им, как правильно разрешать конфликты. В этом саду не проводят никаких тестов. Вся программа подчинена наслаждению процессом обучения и умению приемлемо вести себя.

Как определить, воплощаются ли наши четыре принципа в том детском учреждении, в которое вы хотите отдать своего ребенка? Чтобы оценить это, вам необходимо отправиться туда и провести разведку самостоятельно. И любое учреждение, где эти принципы не соблюдаются, следует вычеркнуть из своего списка. На друзей в этом деле полагаться нельзя, поскольку у них могут быть иные критерии, чем у вас. Когда же вы делаете это сами, вы в состоянии быстро уловить эмоциональную атмосферу. Уделяют ли здесь достаточно внимания игре? Легко ли детям достать игрушки или они расставлены на высоких полках? Разговаривают ли воспитатели с детьми? Играют ли с ними? Достаточно ли в этом учреждении персонала (помните: один воспитатель – на четырех малышей в яслях; один воспитатель – на десять детей в детском саду)? Какое у воспитателей образование? Требуется ли от малышей овладение программой, которая прежде предназначалась для детей постарше? Как проходит обычный день? Запоминают ли в старшей группе названия букв наизусть или изучают их в контексте чтения и текста? Достаточно ли в детском саду книг и головоломок? Кто здесь в центре внимания – ребенок или взрослый? Помните, что и в тех детских учреждениях, где уделяют больше внимания ребенку, присутствует структурная организация; просто в них не так навязчив контроль со стороны взрослых.

Когда отдаете ребенка в детское учреждение, уделяйте внимание следующим шести критериям:

 

1. Можно ли сказать, что дети в этом учреждении чувствуют себя спокойно и комфортно, что они довольны и заняты игрой и другой деятельностью?

2. Достаточно ли в этом учреждении воспитателей со специальной подготовкой в области дошкольного образования и соответствующим образованием? (Чем младше ребенок, тем больше индивидуального внимания ему нужно уделять. Детей от года до двух в группе должно быть не больше 6–8 человек; в группах для 2-3-летних детей – от 10 до 14; в группах для 4-5-летних – не больше 16–20 детей).

3. Меняются ли требования воспитателей в зависимости от возраста и интересов детей?

4. Уделяется равное внимание и время всем областям развития ребенка, то есть когнитивному, эмоциональному, социальному и физическому развитию?

5. Проводит ли персонал регулярные совещания, чтобы планировать и заново оценивать воспитательную программу?

6. Приветствуется ли наблюдение, обсуждение, предложения, участие в работе программы со стороны родителей?

 

А что, если вы – воспитатель или администратор дошкольного учреждения? Можно ли удержать в памяти все эти принципы, трансформируя в соответствии с ними ваше учебное заведение? Да! В Северной Италии есть небольшой городок Реджио Эмилия – его всемирно прославившийся муниципалитет в течение последних 25 лет выделяет 12 % городского бюджета на обеспечение высококачественных детских учреждений для детей младше 6 лет. Ключевой фактор, который отличает городскую программу от других, – это упор на «символические языки»: рисование, скульптуру, инсценировку и письмо. Эта ориентированная на ребенка программа включает разрешение реальных жизненных задач и проблем между сверстниками, создавая множество возможностей для творческого мышления и исследования. Воспитатели часто работают над долгосрочными проектами с небольшой группой детей, в то время как остальные заняты самой разнообразной деятельностью, виды которой выбирают себе сами. Воспитатели из Реджио в основном делают ставку на свою способность к импровизации и умение реагировать на предрасположенность детей получать удовольствие от спонтанных событий. Успешные проекты в их понимании – это такие, которые вызывают достаточный интерес и бывают достаточно непредсказуемы, чтобы побуждать детей к творческому мышлению и решению задач. Проекты начинаются с того, что учителя наблюдают за детьми и задают им вопросы по поводу интересующих их тем. Основываясь на полученных ответах, воспитатели предлагают детям материалы, вопросы и возможности, которые побуждают их к дальнейшему исследованию темы.

В этой общественной программе родители принимают участие в обсуждении политики учреждений, развития детей и планирования учебных планов. Преподаватели рассматривают свою роль как роль учащихся, чья цель – понять детей. В дошкольных учреждениях нет директоров, нет и иерархических отношений между преподавателями. Одна и та же группа детей и преподавателей держится вместе в течение 3 лет, что вносит свой вклад в чувство общности и развитие взаимоотношений. Каждый детский центр укомплектован двумя воспитателями на группу (12 детей в ясельной группе, 18 – в младшей, 24 – в старшей группе детского сада). Один из воспитателей имеет подготовку в области художественной культуры, и в каждом учреждении есть несколько педагогов – членов дополнительного штата. Система Реджио признана во всем мире. Вероятно, именно ей мы и должны следовать, воспитывая наших детей; по крайней мере, мы могли бы стараться приблизиться к этому идеалу. К чему мы ведем? Наши принципы вполне можно воплотить в семье и детском саду; нам нужно только хотеть этого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.015 с.)