Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искаженное чувство «я» у дошкольников
Как же у детей развивается чувство «я»? И насколько быстро появляется у них это знание? Представление 3-месячного младенца о себе будет сильно отличаться от его представления в 3 года, потом в 8 лет, и так далее. Профессор Денверского университета Сюзан Хартер является признанным специалистом в исследовании формирования чувства «я» у детей. В результате собеседований с детьми самых разных возрастов она составила обобщенный образ собственной личности, возникающий у 3-4-летних малышей.
Мне 3 года, я живу в большом доме с мамой, папой, братом Джейсоном и сестрой Лизой. У меня голубые глаза, котенок и телевизор в комнате. Я знаю весь алфавит, вот послушай: А, Б, В, Г, Е, 3, К, Л, М, Н, О, П, С, Т, Э, Ю, Я! Я бегаю быстрее всех. Мне нравится пицца, и у меня такая хорошая воспитательница в детском садике! Я умею считать до десяти, хочешь послушать? Я люблю нашего пса Скиппера. Я могу забраться на самый верх нашей горки – и не испугаюсь! Я ничего не боюсь! Мне всегда весело… Я очень сильный. Я даже могу поднять этот стул, вот смотри-ка!
Фух! Можете представить себе маленького ребенка, который носится вокруг своего собеседника, с энтузиазмом выпаливая все эти сведения – да еще с такой уверенностью! Он способен сделать что угодно, говорит он нам: и поднять стул, и сосчитать до 10, и пересказать весь алфавит (в своей авторской версии)! Это так типично для дошкольников: у них преувеличенное чувство «я» (ну, может быть, и не только у дошкольников… Некоторые голливудские звезды и мировые диктаторы вполне разделяют эту точку зрения!). Почему же дошкольники воображают, что они всемогущи, когда верно как раз обратное? Во-первых, они сосредоточиваются только на одном аспекте ситуации, а не на нескольких. Например, когда сыну Кэти, Бенджи, было 5 лет, его до глубины души очаровало «мужественное» поведение мальчишек-подростков, которые подбивали друг друга спрыгнуть с очень высокой вышки в бассейне, куда Бенджи пришел вместе с родителями. Никто и не заметил, как Бенджи забрался по лестнице на вышку – и прыгнул в воду как раз в тот момент, когда его мама обернулась. Это был такой период его жизни, когда он восхищался чисто мужским поведением и даже не подумал сравнить свои – весьма скромные – габариты с ростом мальчиков постарше. Единственное, на чем были сосредоточены его желания, – поступать так, как поступают «настоящие мужчины».
С этим однофокусным мышлением связан тот факт, что дети-дошкольники, как правило, винят в своих неудачах что угодно и кого угодно, кроме себя самих. Например, однажды Кэти увидела, как ее сын Майки сильно ударил другого ребенка. Она отругала сына, а он ответил: «Я этого не делал – это сделала моя рука». Если он пытался поймать мяч во время игры в бейсбол и промахивался, он говорил питчеру: «Ты плохо его бросил!» Одно исследование показало, что даже когда дошкольники несколько раз терпят неудачу с одной и той же задачей, они свято верят, что со следующей попытки у них все получится! Эта переоценка собственных возможностей – в некотором роде счастливый дар, поскольку позволяет им не сдаваться. С другой стороны, это может приводить к опасным ситуациям, потому что дошкольники готовы пробовать свои силы практически в чем угодно. Только в ходе дальнейшего развития дети начинают понимать природу и масштабы собственных способностей. Только становясь более развитыми, дети, выясняя, что они собой представляют, начинают принимать во внимание множественные факторы.
Даже когда дошкольники несколько раз терпят неудачу с одной и той же задачей, они верят, что со следующей попытки у них все получится!
Еще одна причина чрезмерной самоуверенности дошкольников кроется в их неспособности проводить так называемое социальное сравнение. У нас, взрослых, это получается виртуозно. В разуме многих из нас сидит такой маленький человечек, который судит все, что мы делаем, в сравнении с тем, что делают другие. Более того, у некоторых этот маленький судья становится сущим великаном и пригибает их к земле, подавляя способность рисковать, которая необходима для того, чтобы пробовать новое. Но у дошкольников такого судьи пока еще нет. Они не говорят себе: «Она лучше играет в боулинг, чем я», потому что не сравнивают себя с другими и не принимают такие различия во внимание. Они-то считают себя потрясающими! И важно для них только это.
Уравновешивание чувства «я»
К 8-летнему возрасту дети обретают гораздо более сложное представление о себе, чем когда они были дошкольниками. Их автопортреты становятся более уравновешенными и абстрактными. Теперь они становятся способны учитывать тот факт, что в чем-то неидеальны, и по их высказываниям можно сказать, что у них появился свой маленький судья: они признают, что их сверстники в некоторых занятиях проявляют себя лучше – или хуже, – чем они сами. Мы видим это по тому, как дети мгновенно ориентируются в школьной обстановке. Они понимают, что класс А лучше, чем класс Б, даже если об этом никто не упоминает в открытую. А еще они знают, какая группа хуже всего плавает в бассейне. Дети постарше уже умеют уравновешивать негативные оценки собственных качеств с позитивными. Признавая, что что-то у них получается не слишком хорошо, они решают, что это в любом случае не очень для них важно («Подумаешь, я не умею танцевать! Зато я лучше всех играю в футбол!»). Такие умозаключения выполняют важную функцию, позволяя детям думать о себе хорошо в целом, несмотря на осознание того, что им не хватает совершенства. К 8 годам они переходят от определения себя через внешние характеристики к осознанию своих психологических и социальных качеств. Так что типичная 8-летняя девочка может сказать о себе примерно следующее:
Меня многие любят– по крайне мере, девочки. Это потому, что я приветлива, люблю помогать и умею хранить тайны. Я в основном хорошо обращаюсь с подружками, хотя, когда у меня плохое настроение, могу наговорить не слишком приятные вещи… В школе на таких уроках как язык, ИЗО и природоведение я кажусь себе довольно умной, но ужасно туплю на математике и географии, особенно когда вижу, как хорошо справляются с ними другие дети. Но, несмотря на то что мне плохо даются эти предметы, я нравлюсь себе как человек, потому что математика и география для меня не очень-то и важны. Как я выгляжу и насколько нравлюсь людям – это важнее.
Чувствуете, какая разница между автопортретом дошкольника и 8-летнего ребенка?
Обнаружение скрытых навыков Чувство собственного «я» Возраст: 2,5–6 лет Прекрасная книжка-игра для этого возраста – «Книга обо мне, написанная и нарисованная мной с помощью моих друзей», автор доктор Сьюз[10]. Вы приклеиваете на обложку фотографию ребенка, а затем вместе описываете те аспекты личности, которые 2-3-летний ребенок считает важными. Книга предлагает вам и вашему ребенку множество интересных и забавных занятий, например пересчитать, сколько у него уже прорезалось зубов, обвести на бумаге его ступню, чтобы увидеть, насколько она выросла. Все эти занятия доставят удовольствие и помогут ему определить себя как личность.
История развития личности – увлекательнейший процесс, проходящий через непрерывные изменения в течение первых 5 лет жизни. Двигаясь все расширяющимися концентрическими кругами, взгляд ребенка на себя переходит от чувства физического «я» к «я» социальному и эмоциональному, и далее – к некоторому пониманию своего интеллектуального «я».
Физическое «я»: мое тело
Первое чувство, которое развивается у младенцев, – это чувство собственного тела. Например, даже новорожденный порой дотрагивается до своего лица – случайно или нарочно, это неважно. А важен для наших целей тот факт, что крошечный младенец может почувствовать, как рука прикасается к щеке и как щека прикасается к руке. Психологи называют это двойным прикосновением, и наличие двойного прикосновения говорит младенцу о том, что тело, к которому он прикасается, – его собственное. Но знают ли малыши, где кончаются их тела и начинаются чужие? Чтобы выяснить это, профессора Филипп Роша и Сюзан Эспо выдвинули блестящую идею: проверить, могут ли новорожденные отличить прикосновение к щеке собственной руки от прикосновения чьей-то чужой. Прикосновение к щеке приводит в действие механизм, который есть у всех младенцев от рождения, – поисковый рефлекс. Ребенок демонстрирует этот рефлекс, поворачивая головку в ту сторону, с которой вы погладили его по щеке. Природа мудро продумала устройство младенцев, поскольку они поворачиваются только в ту сторону, с которой почувствовали прикосновение. Погладьте младенца по правой щеке – и он повернется вправо; погладьте по левой – и он повернется влево.
И это прекрасный рефлекс, потому что поворот головы на ощущение поглаживания означает, что, скорее всего, младенец отыщет материнский сосок – точно так, как и запланировала природа! Исследователи тестировали новорожденных в течение 24 часов после рождения. Они наблюдали, что происходит в двух случаях: когда экспериментатор гладит ребенка по щеке и когда ребенок спонтанно сам касается собственной щеки. Если младенец может отличить себя от кого-то другого, то он не должен демонстрировать поисковый рефлекс, касаясь своей щеки. В конце концов, он же не может обеспечить себя молоком! Но если он понимает разницу между собственной рукой и чужой, то должен продемонстрировать этот рефлекс и повернуться в ту сторону, с которой ощутил прикосновение. Так вот, младенцы демонстрировали поисковый рефлекс в три раза чаще в ответ на прикосновение экспериментатора, чем на свои собственные. Малыши каким-то образом ухитряются проводить различие между собственным телом и телом другого человека уже в первые сутки жизни!
Как отличить меня от тебя
Если у младенцев есть ощущение устройства их собственного тела, его отличия от других тел, то когда же они начинают осознавать самих себя? В исследовании, проведенном профессором Лорейн Барик во Флоридском международном университете в Майами, наблюдение велось за 3-месячными детьми, чтобы выяснить, как долго они будут неотрывно следить за видеозаписью себя самих или видеозаписью другого ребенка того же возраста и пола. Что интересно, профессор Барик обнаружила, что малыши смотрят видеозапись с ребенком, которого никогда не видели, дольше, чем свою собственную.
Означает ли это, что 3-месячный малыш узнает самого себя? Не совсем. Это может просто означать, что собственные черты кажутся ему знакомыми, и поэтому он находит другого малыша гораздо более интересным. Мы не можем с точностью сказать по результатам этого исследования, что 3-месячный малыш сознает, что ребенок, кажущийся ему похожим, – это он сам. Но это исследование действительно говорит о том, что малыш узнает какие-то черты себя самого – пусть и не все. В противном случае зачем бы ему тратить столько времени на просмотр записи с другим малышом?
Я знаю, как я выгляжу!
На пути развития чувства «я» существует множество значимых вех, и одно исследование позволяет нам увидеть, как постепенно возникает это чувство. Профессор Майкл Льюис из Медицинской школы Роберта Вуда Джонсона и профессор Жанна Брукс-Ганн из Педагогического колледжа Колумбийского университета в Нью-Йорке провели очень остроумный эксперимент, чтобы понять, когда именно дети приходят к осознанию собственной физической внешности, своего физического «я». В ходе этого исследования они просили матерей незаметно приклеить маленький красный кружок на нос ребенку. А затем наблюдали, будут ли дети дольше рассматривать свое отражение в зеркале и попытаются ли стереть красное пятнышко, когда увидят его. Это было бы прямым указанием на то, что они узнают собственное изображение. В общем и целом исследование показало, что дети младше 15 месяцев не узнают себя в зеркале. Зато к 21 месяцу почти все дети себя узнавали.
Обнаружение скрытых навыков Чувство физического «я» Возраст: 12–24 месяца Имеет ли ваш ребенок представление о том, как он выглядит? Проводите опыт с красным кружком каждые несколько месяцев и наблюдайте, что происходит. Ваша задача – потихоньку наклеить красный кружок на нос ребенку, когда он находится рядом с большим зеркалом. Смотрит ли ребенок на себя в зеркало дольше обычного? Пытается ли он стереть пятнышко? Показывает ли ребенок вам это пятнышко с улыбкой? Или просто игнорирует, не придавая ему значения?
Какую роль играют родители в развитии у ребенка восприятия собственного «я»? Не слишком большую. Малыши в основном узнают эту информацию самостоятельно, без помощи специальных занятий или образовательных игрушек. Самый обычный, повседневный опыт, соединенный с тем, что ребенок привносит в этот мир, обеспечивает ему необходимые возможности для развития примитивного, но долговечного самопонимания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.017 с.) |