Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ты мне немножко поможешь. Поддержка развития вашего малыша
Как и Пиаже, Лев Выготский, блестящий ученый, занимавшийся теорией развития, полагал, что дети крайне активно выстраивают свое понимание мира. Выготского интересовала та роль, которую играет в когнитивном развитии ребенка социальное окружение. Родители, учителя, братья и сестры, даже другие дети – все они помогают малышу собирать информацию о мире. Выготский ввел в обиход термин, который сегодня очень популярен: зона ближайшего развития, или, сокращенно, ЗБР. Он считал, что существует спектр или зона задач, с которыми ребенок пока не в состоянии справиться самостоятельно, но может их выполнить с помощью более умелого партнера. И, конечно, именно здесь в игру вступают родители и воспитатели. Давайте рассмотрим следующий сценарий. 3-летний Мэтью сидит на коврике в кухне, складывая головоломку-пазл. Мальчик все сильнее расстраивается: ему никак не удается подобрать деревянные детальки так, чтобы они с легкостью сочетались друг с другом. Обычно он очень ловко складывает головоломки, но сегодня даже отказался от дневного сна и теперь куксится. Его мать, занятая приготовлением ужина, наблюдает за ним краем глаза, и, когда ей кажется, что он уже приложил достаточно самостоятельных усилий, она садится на коврик вместе с ним. Не говоря ни слова, мать переворачивает образец картинки так, чтобы он соответствовал выкладываемой мальчиком головоломке. Как просто! Он ставит недостающий кусочек на место, и она восклицает: «Ух ты, Мэтью, как у тебя здорово получается складывать головоломки!» Этот эпизод повторяется семь или восемь раз, пока головоломка не оказывается полностью сложенной. Мэтью страшно доволен собой и переходит к другим занятиям, как и его мать. ЗБР можно также назвать зоной опережающего развития, которая чуть-чуть выходит за рамки самостоятельной компетенции ребенка. Концепция ЗБР подчеркивает разницу между тем, на что мы способны самостоятельно, и тем, что получится сделать с чьей-то помощью. Что Мэтью может сделать в одиночку – это одно дело. А вот то, на что он способен с небольшой помощью со стороны мамы, – это дело другое. Как поется в старой песне «Битлз», «я справлюсь с помощью друзей» (With a Little Help from my Friends). Если бы Выготский решил выбрать себе песню-девиз, он наверняка выбрал бы эту. Он считал, что именно так работает когнитивное развитие: дети развивают «передний край» своей компетенции во взаимодействии с другими людьми. Мы можем помочь им сделать этот дополнительный шажок, продвинуться чуть дальше по сравнению с тем, где они находятся сегодня. Как нам это сделать? Другой всемирно признанный психолог дал этому процессу название – «скаффолдинг» (возведение лесов). Профессор Джером Брюнер из Нью-Йоркского университета говорил, что концепция «возведения лесов» призывает родителей быть участниками, а не пассивными зрителями развития их детей.
Обнаружение скрытых навыков Скаффолдинг На этот раз вы откроете для себя «скрытый навык», которым обладают взрослые, а не дети. Поскольку довольно трудно взаимодействовать с ребенком и одновременно отстраненно наблюдать за ним, как делают ученые, попросите помощи со стороны другого родителя или взрослого. Вы будете искать способы «возведения лесов» взрослым, чтобы помочь ребенку справиться с задачей. В идеале ребенку должно быть 3 года или меньше. Попросите своего помощника дать вашему ребенку новую игрушку – такую, которая требует осмысленных манипуляций, несколько опережающих уровень умений вашего ребенка. Сядьте в сторонке и наблюдайте ЗБР в действии, когда ваш помощник ищет способы помочь ребенку успешно выполнить игровое задание. Наблюдайте, как взрослый манипулирует предметами и подготавливает ситуацию к тому, чтобы ребенок мог справиться с игрушкой. Можно назвать его действия моторными намеками – это движения, которые совершает взрослый, помогая ребенку воспользоваться его физическими ресурсами, чтобы игрушка заработала. Такими движениями могут быть установка игрушки в другое положение, установка пальцев ребенка в правильную позицию, пододвигание деталей поближе к ребенку, удерживание игрушки таким образом, чтобы маленьким ручкам было легче ею манипулировать, и т. д. Также следите за «речевыми намеками» – за тем, что говорит взрослый, намекая малышу, как лучше попытаться заставить игрушку работать. Обращайте внимание на поощрения и восклицания, например: «Верно! У тебя получается! Нажми чуть посильнее!» Все эти поступки взрослого и составляют «возведение лесов». Взрослые меняют свое поведение, чтобы дать ребенку возможность почувствовать и проявить себя сообразительным, помогая ему выполнить задачу, которую ребенок ставит перед собой сам.
Важно отметить, что ЗБР лучше всего работает, когда именно ребенок, а не взрослый, определяет «работу» как необходимую. Родитель или воспитатель должен следовать за ребенком, позволяя ему определять, какую конкретную цель он будет преследовать. Родителей часто поражает, как долго дети могут оставаться сосредоточенными. И такое продолжительное внимание проявляется именно тогда, когда ребенок сам стремится что-то сделать, а не просто следует указаниям взрослых.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.66 (0.006 с.) |