Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среди разделов современного IQ-теста тот, который связан со словарным запасом, наиболее точно определяет конечные результаты.

Поиск

 

Давайте, например, понаблюдаем за Кэтлин, мамой-одиночкой, которая целыми днями пропадает на работе в магазине распродаж. Она чрезвычайно озабочена жизнью и поведением своего малыша Шона. Мама оказывает на Шона постоянное давление, ограничивая его «ребячество», будучи свято убеждена, что сдержанность поведения – свидетельство взрослости. «Хватит бегать! А ну-ка, сядь! – восклицает она. – Ты уже достаточно наигрался с мячом. Собери эти кубики!» – и так далее. Когда родители постоянно вторгаются таким образом в жизнь детей, малыши становятся более рассеянными и переходят к менее зрелым формам игры, а уровень их интеллектуального развития снижается. На самом деле росту интеллекта ребенка способствует признание ценности его «ребяческого» способа получать удовольствие от мира и помощь в его детских делах – в игре в мяч, чтении сказок, разучивании песен, постройке замков из песка.

 

Насколько гибкими являются результаты IQ?

 

В 1965 году в качестве одного из направлений «войны с нищетой» федеральное правительство запустило программу Head Start.  Эта программа опиралась на теорию о том, что образование – это главный фактор, помогающий людям выбраться из нищеты, и что дети из бедных семей, поступая в школу, оказываются в худшем положении, чем их более обеспеченные сверстники. Дети, которые живут в среде среднего класса, где близкие разговаривают с ними, читают вслух и обеспечивают им широкий спектр обучающего опыта, с большой вероятностью показывают результаты IQ-тестов, вписывающиеся в нормальный спектр. С другой стороны, мы знаем, что бедность тормозит развитие IQ, и дети из бедных семей показывают худшие результаты в интеллектуальных тестах, чем их сверстники из среднего класса. Один из источников, из которых мы узнали, что обстановка может негативно влиять на результаты IQ-тестов, – это исследование афроамериканских детей, воспитывавшихся в чрезвычайно неблагоприятной среде в южных штатах. При этом старшие братья и сестры имели более низкий IQ, чем младшие. Это открытие объясняется тем, что чем дольше дети живут в нищете и ходят в низкосортные школы, тем негативнее это сказывается на их IQ.

Что именно в обстановке бедности так вредит развитию детей? Домашняя жизнь в бедных семьях, как правило, не упорядочена, и поскольку родители в основном имеют низкий уровень образования, они не обеспечивают своих детей обучающим опытом в той мере, которая необходима, чтобы подготовить ребенка к успешной учебе в школе. К счастью, программы Head Start,  которые вовлекают в дошкольную подготовительную деятельность как родителей, так и детей, добились значительных успехов. Дети, участвовавшие в этих программах, набирают больше баллов в IQ-тестах и лучше учатся (по крайней мере, в первых 2–3 классах начальной школы), чем дети с таким же происхождением, но не занимавшиеся по программе Head Start.  Хотя их достижения в области IQ нельзя назвать долговечными (вероятно, потому что дети продолжали жить в бедной среде), школьники, имевшие за плечами опыт этой программы, все же оставались впереди и в обстановке реальной учебы. Они реже переводились в специализированные учебные классы и оставались на второй год. К тому же большее число таких детей закончили среднюю школу.

 

За пределами IQ

 

К этому моменту вы уже получили некоторое представление о том, насколько велика в действительности ограниченность IQ-тестов. Именно потому некоторые психологи начали говорить скорее о «множественности интеллекта», включая в это понятие аспекты, которых IQ-тест вообще не касается. Например, профессор Говард Гарднер из Гарвардского университета полагает, что в действительности существует 8 независимых врожденных сторон интеллекта, которые люди развивают в течение жизни. В их число входят лингвистический (языковой), логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, естествоиспытательский, межличностный (интерперсональный) и внутриличностный (интраперсональный) интеллект. И, как мы уже говорили в первой главе, другой теоретик – Дэниел Гоулман – заявляет, что истинный интеллект включает в себя «интеллект эмоциональный» – самосознание, самодисциплину, эмпатию и т. д. Профессор Роберт Штернберг из Йельского университета говорит: «Как было бы просто, если бы весь человеческий интеллект можно было свести к одному показателю». Он выступает за концепцию интеллекта, которая включает аналитический, творческий и практический аспекты. Все они вносят свой вклад в создание «успешного интеллекта» – или способности добиться успехов в жизни. Пока вы не начали беспокоиться, гадая, как все эти типы интеллекта проявляются у вашего ребенка, пришла пора рассказать вам побольше о том, как дети учатся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.006 с.)