Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умение читать не появляется внезапно, когда ребенок идет в школу: множество впечатлений, связанных с чтением, готовят ребенка к тому, чтобы Он стал настоящим читателем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Неудивительно, что мы с ума сходим! Нам ведь говорят – основываясь на результатах исследований, – что развитие подготовительных навыков для чтения начинается еще в младенчестве. Но что именно это означает, и что мы можем сделать, чтобы помочь своим детям развить эти навыки? Ответ можно найти при тщательном изучении концепции «развивающейся грамотности». Этот термин вышел на сцену в образовательной литературе примерно 20 лет назад. Сущность его состоит в убеждении – поддерживаемом солидными исследованиями, – что умение читать не появляется внезапно, когда ребенок идет в школу: множество впечатлений, связанных с чтением, готовят ребенка к тому, чтобы он стал настоящим читателем. Даже само это словосочетание передает ощущение чего-то, что возникает постепенно, а не вдруг. Возросшее внимание к «предпосылкам» для чтения в школе – это благо, поскольку оно только помогает нам обеспечить своим детям необходимые виды опыта. А сделать это – непростая задача. По некоторым оценкам, 88 % детей, у которых возникают в 1-м классе проблемы с чтением, с большой вероятностью имеют те же проблемы и в 4-м классе. Но прежде чем поддаваться панике, учтите, что проблемы с чтением бывают только у 20 % детей. К сожалению, эти дети, как правило, происходят в основном из бедных семей, в которых доступ к книгам для них ограничен. Одна из причин проблем таких детей состоит в том, что родители либо вообще не читают им, либо читают недостаточно часто. По сведениям Национальных опросов по домашнему образованию, проведенных в 1993 году, 78 % опрошенных родителей заявили, что читали своим дошкольникам 3 или более раз за неделю, предшествующую опросу. Это означает, что 22 % детей слышали чтение вслух не так часто. Была также обнаружена связь между уровнем образования матери и частотой «сеансов» домашнего чтения. Если у матерей за плечами была по крайней мере средняя школа, то вероятность того, что они будут читать своим детям, возрастала примерно на 20 % по сравнению с матерями, которые не завершили свое среднее образование. Как ни парадоксально, более низкий уровень образованности сочетался с большей склонностью к заучиванию названий букв, слов или чисел. Матери, получившие лучшее образование, не так настойчиво добивались зазубривания и чаще читали детям, чем матери с низким уровнем образованности. В ходе других исследований ученые пытались сузить пропасть между богатыми и бедными, чтобы выяснить, может ли интенсивная языковая подготовка и развитие грамотности у детей бедняков помочь им научиться читать. Их открытия показали, что готовым рецептом для дальнейших успехов в обучении чтению является пример учителей и воспитателей, которые показывают детям, как использовать речь, чтобы выразить себя и быть понятым, плюс чтение вслух и обсуждение с детьми содержания книг. Например, проект «Азбука» в Северной Каролине проводил исследование детей и подростков в возрасте от 5 до 21 года. Некоторые из них получали интенсивную подготовку в развитии речи и навыков чтения, другие – нет. Обнаружили ли исследователи какие-то различия между такими группами? Да! Дети, принимавшие участие в развивающих программах, не только лучше справлялись с чтением, когда поступали в школу; они также продолжали демонстрировать преимущества по отношению к своим сверстникам в течение всего обучения, вплоть до старших классов. Эти дети не бросали школу, не закончив обучения, и даже вступали в брак позже, чем их друзья, которые не участвовали в развивающих программах. У кого-то еще остались сомнения по поводу долгосрочных преимуществ таких программ? Однако если исключить крайности, подобные этим, большинство детей получают необходимый опыт развития грамотности каждый день, как дома, так и в дошкольных учреждениях.
Строительные блоки чтения
Прежде чем дети начнут читать, им необходимо развить четыре базовые способности. Главной из них является хорошее владение языком. Если вы когда-нибудь пытались читать на иностранном языке, то сразу же поймете важность знания языка для умения читать. Во многих традиционных еврейских школьных программах, где обучение ведется на иврите, детей учат «произносить вслух» буквы, которые напечатаны на странице. Многие считают, что таким образом они читают на иврите. Но действительно ли это чтение? Нет, на самом деле дети просто увязывают звучание буквы с самой буквой и достаточно часто не имеют представления о том, что означает данное слово или фраза. Чтобы идти от изображения к значению – а ведь это и есть цель истинного чтения, – необходимо вначале как следует овладеть языком. Это включает наличие хорошего словарного запаса, возможность рассказать историю и понять, как звуки складываются в слова («фонологическое осознание»). Но даже этого еще недостаточно. Чтобы научиться читать, детям также необходимо знать «письменный код» – буквы, из которых складываются слова, и слова, которые складываются в предложения и связные истории.
Словарный запас
Чтение лишь дополняет языковую систему, которая у детей уже имеется. Это означает, что американскому малышу легче читать по-английски, чем по-румынски. Это также означает, что ребенок, который в совершенстве владеет речью, будет иметь преимущества, когда дело дойдет до чтения. Почему? Потому что, «переводя» печатное слово, читатель формирует связные идеи, которые выходят далеко за пределы страниц данной книги. Дети, имеющие более широкий словарный запас, как правило, извлекают наибольшую пользу из раннего чтения. На самом деле объем словарного запаса – это самый верный предсказатель последующего развития способностей в области чтения и грамотности. А лучший способ расширения словарного запаса – это говорить, говорить, и еще раз говорить. Однако родителям нет никакой необходимости сознательно вводить сложные слова, когда они разговаривают с детьми. Это происходит автоматически в процессе общения. Исследования обнаружили, что, даже не сознавая того, родители соотносят свою манеру речи с уровнем развития ребенка. Причем, похоже, они практически всегда действуют с небольшим опережением. Так что если, например, ребенок разговаривает преимущественно предложениями, состоящими из трех слов, родители склонны добавлять к своим предложениям одно-два слова, но не говорить целыми параграфами, как в разговорах с другим взрослым.
Мастерство рассказчика
Умение выпаливать отдельные слова, встречающиеся в печатном тексте, – это еще не чтение. Это может сделать и робот. Обширный словарный запас важен, но это еще не все. Второй критически важный навык для умения читать – это мастерство рассказчика. Оказывается, умение рассказывать истории – это один из мостиков, которые помогают детям перейти от устной речи к чтению. Ряд исследователей занимались рассмотрением отношений между мастерством рассказчика и чтением. Во-первых, мы знаем, что язык, который мы используем в историях (известный как повествовательный дискурс), – это навык, который развивается у детей с течением времени. В своей чудесной книге «Истории, которые рассказывают дети» профессор Сюзан Энгель из Уильямс-колледжа в городе Уильямстаун, штат Массачусетс, одаривает нас полузабытым искусством рассказывания историй и показывает, как этот навык развивается у детей. Она приводит, например, одну историю, рассказанную двухлетним ребенком своей матери: «Мы играли в „кошелек или жизнь“. Мне дали конфету, большой красный „чупа-чупс“, и я потерял шапку». В качестве контраста она приводит следующую историю, рассказанную пятилетним ребенком, – историю гораздо более развитую и подробную.
Знаешь, что? Знаешь, что?! А к нам на балкон чуть не залез енот! Большой, огромный енот. Он сидел на дереве и пытался съесть птичкину еду. И мы хотели спугнуть его, но мама не хотела, чтобы папа его спугнул. Но он все равно его спугнул, бросил в него камешком, и енот убежал! Может быть, он пошел за своими друзьями и теперь все они придут обратно, чтобы съесть птичкину еду?
Некоторые исследователи сосредоточивались на том, какие именно изменения происходят в так называемой нарративной, или сюжетной грамматике. Например, по мере того как дети становятся старше, они добавляют больше элементов в структуру рассказа. История двухлетнего ребенка, приведенная выше, имеет завязку и концовку, но ей недостает тех деталей, которые присутствуют в истории пятилетнего ребенка. Хорошая история включает в себя вступление, которое обрисовывает обстановку и некоторых персонажей, постановку некоторой проблемы, цель, сценарий, благодаря которому действующие лица осмысленно движутся к цели, а также концовку, в которой персонажи достигают цели. К 9 годам, т. е. примерно к 3-му классу, в рассказах детей присутствуют все эти компоненты. В возрасте 2 лет, когда дети только начинают рассказывать истории, нам приходится интерпретировать их рассказы, чтобы уяснить, что именно наши дети пытаются нам сказать. По мере взросления ребенка становится более изощренной не только структура его рассказов, но и язык. Истории двухлетнего ребенка часто сосредоточены на местоимении «я», в то время как детям постарше легко рассказывать истории о других людях или о вымышленных персонажах. Старшие дошкольники, начиная с возраста 4–5 лет, также используют соединительные элементы языка, например одиночные союзы «и», «но» и даже связки, например «если… то». Какое все это имеет отношение к чтению? Ряд исследований обнаруживает, что умение рассказывать истории непосредственно связано со способностью научиться читать. Когда вы рассказываете хорошую историю, вы снабжаете слушателя всеми структурными и речевыми компонентами, которые нужны ему, чтобы интерпретировать сказанное вами. Слушатель должен быть способен следить за вашей историей и «улавливать» ее. Это очень сильно отличается от языка, который мы часто применяем в разговоре с друзьями или с детьми. Разговаривая с людьми, которых мы хорошо знаем и с которыми делим часть своего опыта и информации, мы можем оставить «за кадром» все детали, которые заняты в описании сцены действия и обеспечивают структуру истории. Мы можем просто говорить, зная, что нас поймут.
Обнаружение скрытых навыков Мастерство рассказчика Возраст: 3–5 лет Прислушайтесь к тому, как ваш ребенок рассказывает истории. Некоторые исследователи изучают этот навык, предлагая ребенку рассматривать книжку с картинками, которая стимулирует его воображение без всяких слов. Купите новую иллюстрированную книжку. Подойдет любая книжка с картинками, в которой есть связный сюжет; в конце концов, ведь ваши дети сами становятся авторами той сказки, которую «рассказывают картинки». «Прочтите» такую книжку вместе с ребенком и обратите внимание на то, каким образом малыш излагает свой рассказ. Описывает ли он обстановку? А персонажей? Задает ли он задачу, ставит ли цель, определяет ли решение задачи? Вы можете ставить этот эксперимент примерно каждые полгода и наблюдать, как растет умение вашего ребенка рассказывать связные истории. Ведите дневниковые заметки, описывая, как он рассказывает одну и ту же историю, становясь старше. Вот будет здорово заглянуть в эти записи, когда ребенок начнет сам писать рассказы! Еще один способ овладеть мастерством рассказчика – побуждать ваших 3-5-летних детей к самостоятельному составлению историй. Рассказ о себе нетрудно придумать. Задайте ему начало примерно такой фразой: «Самое смешное, что случилось со мной сегодня, – это…» Или такой вариант: «Самое лучшее, что сегодня случилось со мной в школе, – это…», а потом дайте ребенку возможность развивать историю самостоятельно и наблюдайте, какие у него возникнут мысли.
К счастью, детям от природы свойственно получать удовольствие от рассказывания историй, и мы можем многое сделать, чтобы развить их способности. Профессор Энгель предлагает ряд практических стратегий. Прежде всего она напоминает нам, что необходимо внимательно слушать. Дети часто говорят важные вещи, и к ним следует относиться как к таковым. А мы часто слушаем вполуха или вообще пропускаем мимо ушей личные истории и важные события, которыми дети пытаются с нами поделиться. Профессор также предлагает нам реагировать по существу. Задавайте вопросы и слушайте ответы с целью понять ребенка, а не поправить. И наконец, сотрудничайте: самые лучшие истории получаются, когда мы работаем вместе с детьми, распространяя сказанное ими. Поступая таким образом, вы моделируете стиль, который поможет вашим детям овладеть языком, который мы используем, когда рассказываем истории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.014 с.) |