Обнаружение единиц, из которых состоит язык. Предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обнаружение единиц, из которых состоит язык. Предложения



 

Одно из умений детей – делить речевые мелодии на предложения. Если детям удается обнаружить границы предложений, то они получают нечто вроде элементов, составляющих края головоломки. Затем они начинают рассматривать внутренность головоломки (предложения), чтобы разделить ее на единичные элементы – слова. Оказывается, дети умеют это делать уже к 4,5 месяцам. Они знают, где предложение заканчивается и начинается следующее. Эта способность была экспериментально протестирована с использованием нового, революционного метода, который называется методом предпочтений. Представьте себе, что Ребекка приносит 4-месячного Джейсона в университетскую лабораторию. Их просят войти в маленькую комнатку. Ребекка держит Джейсона на коленях, а сама сидит в середине трехстенной кабинки, величина которой примерно 3 метра по диагонали. Прямо перед собой они видят зеленую лампочку и небольшой «глазок» для наблюдателя. По сторонам от Ребекки и Джейсона под углом в 90° располагаются 2 дополнительных источника света и 2 динамика, по одному с каждой стороны. Ребекке выдают пару наушников, в которых играет музыка, чтобы она не могла ненамеренно повлиять на Джейсона, пока он будет демонстрировать свои навыки.

А теперь о самом эксперименте. Джейсон будет прослушивать образцы речи мамы, обращающейся к своему ребенку. В первом случае – слева – Джейсон слышит речь, разбитую на нормальные предложения, с односекундными паузами в тех местах, где они возникают естественно – в конце фраз и предложений. Пожалуйста, прочтите следующий отрывок вслух, сознательно делая паузы там, где стоит знак дроби, чтобы понять, как естественно он звучит:

 

Золушка жила в прекрасном большом доме, / но жизнь у нее была невеселая, / потому что у Золушки была злая-презлая мачеха. / А у той были две дочки, / как две капли воды похожие на нее.

 

Когда заканчивается запись, зажигается центральный источник света, и потом Джейсон слушает образец речи того же голоса с правой стороны. Этот следующий отрывок читается по-другому, так что паузы разрывают  естественное течение речи. Пожалуйста, прочтите вслух и этот фрагмент тоже, делая паузы там, где стоит знак дроби.

 

Золушка жила в прекрасном большом / доме но жизнь у нее была невеселая потому / что у Золушки была злая-презлая мачеха / А у той были две / дочки как две капли воды похожие на нее.

 

Звучит коряво, не правда ли? Джейсон услышит целый ряд таких образцов, чтобы он мог показать своим поведением, чту ему больше нравится. Никто не ожидает, что Джейсон поймет значение отрывка. Исследователи просто хотят выяснить, достаточно ли он чувствителен к сигналам, которые указывают на начало и конец предложения, поскольку это все равно что обнаружить границы головоломки. Предпочтет ли Джейсон слушать нормальную запись (первый отрывок) или такую, где паузы стоят не на своих местах (второй образец)? Намекнет ли он нам косвенно своим видом, что уже имеет представление о том, где начинаются и кончаются предложения? В каждом отрывке одно и то же количество слов. В каждом из них по 4 паузы. Так как же мальчик определит, какие распределены правильно, а какие – неправильно?

Это поразительно, но когда одна из нас (Кэти) проводила этот эксперимент со своими коллегами, мы обнаружили, что 4-месячные дети отличают эти 2 образца друг от друга. Уже в столь юном возрасте дети предпочитают слышать более естественную речь. Просто поворачивая головку из стороны в сторону, Джейсон и другие младенцы его возраста показывают нам, что у них есть свои способы разделять бесконечный речевой поток на отдельные «куски». И это – большой шаг вперед! Отыскивание знаков, которые сигнализируют о начале и конце предложений, – это своего рода анализ паттернов, а дети, как мы уже говорили, прирожденные охотники за паттернами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.004 с.)