Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый год жизни: дети работают над прагматической группой речевого оркестра

Поиск

 

Овладев звуковой системой языка, усвоив значение многих слов и выяснив, как строить предложения, дети в возрасте 3–4 лет обращают свое внимание на то, как язык используется в ситуациях общения. Это называется прагматикой: речь идет о понимании, что, когда и как надо говорить, в зависимости от того, с кем разговариваешь. Подготовка к использованию языка так, как это принято в обществе, в Америке начинается рано. Детей, которые еще не умеют толком говорить, призывают выговаривать «пожалуйста» и «спасибо», когда приносят их на руках в гости к знакомым во время первого в их жизни Хеллоуина. А как только с языка ребенка слетают первые слова, фраза «еще молока!» тут же вызывает в ответ со стороны родителей уговоры «использовать волшебное слово – пожалуйста». Знать, что говорить и когда говорить, – это так же важно, как уметь строить предложения. Никому из нас не хочется воспитать ребенка, который вечно ляпает что-нибудь невпопад. Но даже в этом отношении нам не нужно особенно напрягаться. Дети, охотники за паттернами, наблюдают за нами, чтобы выяснить, как правильно пользоваться языком. Вы поймете, что это происходит, когда ваш ребенок использует устоявшуюся в цивилизованном общении фразу в тот момент, когда вы меньше всего этого ожидаете. Когда четырехлетняя Аманда выпаливает гостям, которые собираются уходить домой: «Было так приятно вас повидать!», это заставляет вас слегка поежиться, потому что вы понимаете, где она этого нахваталась!

 

 

Обнаружение скрытых навыков

Прагматика

Возраст: 12–24 месяца  

Постарайтесь обратить внимание, как именно вы натаскиваете своего ребенка и как другие натаскивают своих детей разных возрастов на использование слов, которые сглаживают социальные взаимодействия, таких как «пожалуйста» и «спасибо». Даже родители совсем крошечных младенцев пытаются научить их этому, и наблюдать такие сценки очень забавно. А еще, когда ваш ребенок начинает пользоваться этими словами, обратите внимание на то, насколько правильно он это делает. Или он пока говорит «спасибо» тогда, когда нужно сказать «пожалуйста»? Замечаете ли вы, как родители объясняют детям постарше, что, почему и как нужно говорить? Замечаете ли вы, как сами даете уроки прагматики, поясняя правила применения приветственных формул («Скажи „привет“, Тара»)? Побуждаете ли вы ребенка рассказывать знакомым о событиях своей жизни («Расскажи мистеру Джонсу, где мы были вчера»)? Именно так мы учим детей вступать в разговор и даем им понять, что у них есть чем поделиться с другими.

 

Все мы в те или иные моменты даем уроки прагматики своим детям. Социальные навыки, которые мы пытаемся им привить, окажутся полезными при разговоре с учителем в школе. Наши разговорчивые малыши видят в нас образцы вежливого обращения и умения рассказывать истории. И поскольку в каждой культуре это делается немного по-своему, мы, поощряя детей поступать так-то или так-то, одновременно учим их правилам, в соответствии с которыми происходит в нашей культуре социальное общение. Например, у среднего класса англоязычного общества принято смотреть при разговоре друг другу в глаза, а не на ноги – свои или чужие. Потому вы можете поймать себя на том, что наставляете ребенка: «Пожалуйста, смотри на миссис Робинсон, когда разговариваешь с ней». Но если вы по происхождению мексиканец и живете в Техасе, вы будете говорить ребенку прямо противоположные вещи: «Пожалуйста, не смотри на миссис Робинсон, когда разговариваешь с ней». Почему? Потому что в этой культуре считается невежливостью и даже знаком открытого неуважения – смотреть прямо в глаза старшим. У каждой культуры есть собственные правила ведения беседы.

Еще одним важным аспектом изучения правил пользования языком является умение понимать, что люди на самом деле  хотят сказать. Представьте, что бы с нами было, если бы мы интерпретировали каждое произносимое людьми слово буквально!

 

Прохожий:  Вы не знаете, который час?

Вы:  Знаю! (и продолжаете идти дальше!)

 

Этого человека не интересовало, в курсе ли вы, в каком положении находятся стрелки на часах. Он хотел, чтобы вы подсказали ему, который час. Он запрашивал эту информацию окольным путем, даже не упоминая о той услуге, о которой собирался вас просить, поскольку в нашей культуре считается более вежливым ставить вопрос именно таким образом.

Разумеется, знание смысла слов и грамматических структур, которые скрепляют предложения, – это только часть истории речевого развития. В возрасте 4 и 5 лет дети работают над тем, чтобы впрячь знание языка в телегу коммуникации. Им нужно уметь выражать свои желания и потребности даже тогда, когда они разговаривают с людьми, которых не очень хорошо знают, например с новыми учителями или нянями. А еще им нужно разобраться с завуалированными и утонченными значениями в нашей «светской болтовне». Четырехлетние дети славятся тем, что интерпретируют все буквально.

Мамина подруга Саманта разговаривает с четырехлетней Джейн по телефону.

 

Саманта:  Привет, Джейн! Твоя мама дома?

Джейн:  Да. (После этого следует долгая пауза. Джейн, которая продолжает держать возле уха трубку, искренне считает, что Саманта действительно позвонила только для того, чтобы узнать ответ на свой вопрос.)

Саманта:  Джейн, ты еще там? Ты не могла бы позвать ее к телефону?

Джейн,  не говоря ни слова, кладет трубку и идет за мамой.

 

Джейн ответила на вопрос буквально. Но этот буквальный вопрос был только поверхностным слоем сказанного. А на самом деле  в нем была заключена вежливая просьба Саманты, обращенная к Джейн, позвать маму к телефону. Джейн пока еще не понимает, что на заданный по телефону вопрос обязательно нужно отвечать вслух, даже если мы бежим исполнять переданную нам просьбу. Представьте себе, как странно было бы столкнуться со взрослым, который просто кладет телефонную трубку и уходит искать человека, с которым мы хотели поговорить, не сказав нам ни слова! Мы сочли бы это грубостью.

В этом возрасте дети узнают не только о буквальных и переносных значениях слов, но и об устных рассказах, и о том, как они устроены. Ученые проводили обширные исследования, изучая развитие мастерства рассказчика, и обзор этих исследований мы будем делать в следующей главе, в которой обсуждается чтение. А пока просто запомните, что дети в этом возрасте очень любят устные рассказы и всякие истории. Им нравится слушать о том, как вы были маленькими, разглядывать фотоальбомы путешествий, в которых побывала семья, и даже просто слушать на ночь сказки, которые вы либо выдумываете сами, либо читаете из книг. Исследователи обнаружили, что искусство рассказывания историй практически утрачено в наших семьях, несмотря на то, что оно обеспечивает хорошую почву для дальнейшего развития навыков грамотности. Рассказывая историю, мы задаем контекст, вводим в него персонажей, отправляем их в путешествие, в котором они столкнутся с неким конфликтом, и предлагаем развязку. Наши дети пока еще не знают названий всех этих компонентов, но их внутренние аналитики выяснят о строении рассказа все, если мы станем пересказывать им сказки и придумывать для них новые истории.

 

 

Обучающие моменты

Прагматика

Дети рассказывают великое множество историй, но порой мы просто не понимаем, что то, что они говорят, – это и есть история. Клочки и обрывки рассказов появляются откуда ни возьмись, и мы просто выслушиваем их, не пользуясь шансом помочь ребенку развить сюжет. Так, в следующий раз, когда трехлетняя Марисса произнесет слово «динозавр», зацепитесь за него и развейте тему разговора.

 

Мама:  Ах да, динозавр!.. Знаешь, когда-то давным-давно жил динозавр, и был он… зеленый?

Марисса:  Нет, синий.

Мама:  Точно! Когда-то давным-давно жил на свете синий динозавр, и был он ужасно голодный…

Марисса:  И бродил он из леса в лес, чтобы найти себе еду…

 

Нам нужно всего лишь завязать такой обмен фразами – и он самостоятельно наберет обороты. Когда мы становимся активными и заинтересованными слушателями, мы помогаем детям создавать рассказы, а также больше узнаем в процессе создания рассказа о том, как работает их мысль.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.220 (0.013 с.)