Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Святителю Иннокентию (Борисову)
Благословение на поездку к Святым Местам Гоголь получил от святителя Иннокентия в начале февраля 1842 г. «Преосвященный Иннокентий, знаменитый автор трех Седмиц, славный Вития нашего времени, проехал в начале февраля <1842 г.> из Вологды в Харьков к новому месту своего служения. Почетные московские граждане, ученые и неученые, услышав о его проезде, устремились принять его благословение и насладиться его красноречивою беседою. К сожалению, он пробыл не более двух-трех дней в городе» (Московская летопись // Москвитянин. 1842. № 3 (цензурное разрешение 11 марта; в этом же номере опубликована повесть Гоголя «Рим»). Смесь. С. 281). «В это кратковременное свое пребывание в Москве Иннокентий чрез Погодина познакомился с Гоголем и благословил его образом Спасителя... 24 февраля 1842 года преосвященный Иннокентий прибыл в Харьков...» (Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Кн. 6. С. 250-251). С. Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» вспоминал: «Перед вечером уезжал я в клуб, и все меня провожали до передней. Вдруг входит Гоголь с образом Спасителя в руках и сияющим, просветленным лицом. Такого выражения в глазах у него я никогда не видывал. Гоголь сказал: “Я все ждал, что кто-нибудь благословит меня образом, и никто не сделал этого; наконец Иннокентий благословил меня. Теперь я могу объявить, куда я еду: ко Гробу Господню”. Он провожал Иннокентия, и тот, прощаясь с ним, благословил его образом. Иннокентию, как архиерею, весьма естественно было благословить Гоголя образом, но Гоголь давно желал, чтоб его благословила Ольга Семеновна, а прямо сказать мне не хотел. Он все ожидал, что она почувствует к этому влечение, и даже сам подговаривался; но Ольга Семеновна не догадывалась, да и как было догадаться? Признаюсь, я не был доволен ни просветленным лицом Гоголя, ни намерением его ехать ко Святым Местам. Все это казалось мне напряженным, нервным состоянием, и особенно страшным в Гоголе как в художнике, — и я уехал в клуб. Без меня было много разговоров об этом предмете, и особенно Вера приставала к Гоголю со многими вопросами... Ольга Семеновна сказала ему, что теперь она ожидает от него описания Палестины, на что Гоголь отвечал: “Да, я опишу вам ее, но для того мне надобно очиститься и быть достойну”. Через несколько времени он ушел, оставя образ у нас, и взял его уже на другой день». Накануне, прибавляет Аксаков, Гоголь хотел «было идти к М. А. Дмитриеву, у которого очень давно не бывал по пятницам; но... был так расстроен, или, лучше сказать, так проникнут высоким настроением, что не имел силы идти на скучный вечер...» (Гоголь в воспоминаниях современников. Б. м., 1952. С. 146-147).
Труд мой... — Первый том «Мертвых душ». Poste <restante> — до востребования (фр). Piazza Apostoli — название площади в Риме (ит). Обнимите за меня Максимовича... — М. А. Максимович был близок владыке Иннокентию; оставил о нем свои воспоминания. См. также коммент, к письму № 193 в т. 10 наст. изд. ...экземпляр книги доставит Вам маминька моя лично... — См. письмо № 622. М. П. Погодин — Н. В. Гоголю Впервые напечатано: Казанович Е. П. К истории сношений Гоголя с Погодиным (новые материалы) // Временник Пушкинского Дома. 1914. Пг., <1915>. С. 75. Печатается по первой публикации. Датируется последней неделей пребывания Гоголя в Москве, после окончания печатания «Мертвых душ» (15-17 мая 1842 г.). М. П. Погодину Написано на обороте записки М. П. Погодина (письмо № 609). М. П. Погодин — Н. В. Гоголю Впервые напечатано: Казанович Е. П. К истории сношений Гоголя с Погодиным (новые материалы) И Временник Пушкинского Дома. 1914. Пг., <1915>. С. 75. Печатается по первой публикации. М. П. Погодину Написано на обороте записки М. П. Погодина (письмо № 611). Н. М. Языкову Петр Михалыч не едет. — См. коммент, к письму № 605. к стр- 50 С. Т. Аксакову Томашевский — Антон Францевич. к стр. 51 М. П. Погодину Подъемщик— лицо неустановленное. Иван Яковлевич— Диринг, фактор московской университетской типографии, где печатались «Мертвые души». В. О. Балабиной Печатается по изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 9. Meprisable (в автографе описка: mebrisable) —достойный презрения (фр). Марья Петровна— Балабина. Н. Н. Шереметевой Подробнее о взаимоотношениях Гоголя с Н. Н. Шереметевой см.: Виноградов И. Л. Гоголь и Надежда Николаевна Шереметева: отношения и переписка И Переписка Н. В. Гоголя с Н. Н. Шереметевой. М., 2001. С. 3-57.
Заслуживает также внимания неизвестное свидетельство о Н. Н. Шереметевой В. С. Аксаковой в письме к М. Г. Карташев- ской из Москвы от 23-25 мая 1842 г.: «Я тебе еще не говорила про необыкновенное знакомство, которое мы сделали на днях, с одной удивительной старушкой. Это одна Шереметьева, старушка лет более 70, и уже давно, с молодых лет, отказавшаяся совершенно от всех условий и церемоний света, чрезвычайно умная и исполненная такой истинной религиозности, между тем веселая в разговорах, даже шутливая; действующая всегда так прямо, так просто, что в первую минуту, как ее увидишь, ты сама иначе не можешь с ней говорить, как будто век была с ней знакома, в ней в самом деле есть что-то необыкновенное; как желала бы я, чтоб ты ее увидала. Но вообрази, как мы с ней познакомились. Она как-то увидела Гоголя и по какому-то особенному случаю просидела наедине с ним несколько времени, и до того его полюбила, что несколько раз сама у него была, не заставала дома и опять приезжала, ему не позволяла приезжать к себе, потому что хотела с ним быть наедине: помнит все числа тех дней, в которые она его видела, и, наконец, непременно хотела его проводить. Нико- ла<й> Васильевич сказал ей, чтоб она приехала к нам, потому что он ехал от нас. Вот в субботу она сперва была у него, подарила ему шнурочек своей работы, написала прощальное письмо, потом приехала к нам, и через минуту никто бы не мог подумать, что мы только в первый раз виделись. Она одевается всегда в черном и не может сносить ничего на голове. По нашей просьбе она скинула с себя платок и осталась по обыкновению в седых волосах, обстриженных, с тем у ней такое прекрасное лицо, такое необыкновенное, привлекательное, в молодости она должна была быть красавицей. Об Гоголе она говорит, что она давно слыхала об нем как о человеке умном, образованном и т. д., но что никто ей не говорил об нем как о человеке, проникнутом так глубоко любовью к Богу (что совершенная правда, особенно с некоторых пор). Вообрази, что она его провожала до заставы, хотела проводить до первой станции, но побоялась их этим стеснить. Прощаясь с ним, крестила, благословляла как сына. С тех пор она у нас была уже два раза и, вероятно, сегодня еще придет, и теперь мы ее встречаем как старинную знакомую. Она была у нас, когда мы были еще у Троицы, пришла до отесеньки, несмотря на то, что он был в колите <?> и точно также с первой минуты оте- сенька готов был ей сказать самые сокровенные тайны, если б у него были. Она удивила отесеньку вместе и своим умом. Это чудная женщина. Право, мне кажется, эта женщина должна приносить в дом и мир и благодать» (ИРЛИ. № 10.612. Л. 58-60 об.). Е. В. Погодиной к стр. 52 ...Михаила Петровича, вероятно, уже нет в Москве. — После отъезда Гоголя из Москвы М. П. Погодин собирался в западнославянские земли и в Мариенбад, куда он выехал в июле 1842 г. М. И. Гоголь ...вручили ли ему письмо мое и книги. — См. коммент, к письму к стр. 53 № 608. С. П. Шевыреву Письмо отправлено Н. Я. Прокоповичем 6 июня 1842 г. после отъезда Гоголя из Петербурга (см. коммент, ниже). Об Мертвых душах Прокопович пишет тебе отчет. — 6 июня 1842 г. Н. Я. Прокопович извещал С. П. Шевырева: «Милостивый Государь Степан Петрович! Счастливым почитаю я для себя случай быть сколько-нибудь полезным старому моему товарищу и другу Николаю Васильевичу Гоголю, но этот случай мне вдвойне приятнее теперь, сделавшийся причиною лестного Вашего знакомства. До сих пор зная и высоко ценя Вас как литератора заочно, я могу теперь назваться знакомым с Вами лично, так часто и так много говорил о Вас Ник<олай> Вас<ильевич>, и еще вчера, в последние минуты пребывания своего здесь, он оторвался от дорожных хлопот, чтоб написать Вам несколько строчек, прилагаемых при моем письме. Два письма Ваши я имел честь получить, а по первым двум квитанциям получил и книги, которые и проданы мною с уступкою 20 % книгопродавцу Юнгмейстеру, за исключением 2 экз<емпляров>, взятых с собою Ни- кол<аем> Васильев<ичем>. Из вырученных мною денег он взял у меня 500 р<ублей> асс<игнациями>, а насчет остальных жду Вашего решения: переслать ли их Вам теперь же, или дождаться прихода и продажи остальной сотни экземпляров. С будущей недели приступаю к печатанию сочинений Гоголя в 4-х частях, из которых в 1-й содержаться будут вечера, во 2 — Миргород, в 3 — повести, а в 4 — драматические сочинения; всего будет до 100 листов, и содержатель типографии обязывается контрактом кончить издание к октябрю месяцу» (цит. по автографу: РНБ. Ф. 850. Ед. хр. 460. Л. 1-2; опубл., в сокращении:
Гоголь в неизданной переписке современников (1833-1853) / Публ. и коммент. Л. Ланского <Л. Р. Каплана> // Лит. наследство. Т. 58. М., 1952. С. 626-628). В. А. Жуковскому Гоголь приехал в Берлин 20 июня (н. ст.) 1842 г., 29 июня (н. ст.) 1842 г. был уже в Дрездене, 30-го — в Праге. ...тогда только разрешится загадка моего существованья.— к стр. 55 9 мая 1842 г. Гоголь писал А. С. Данилевскому: «Через неделю после этого письма ты получишь отпечатанные “Мертвые души”, преддверие немного бледнее той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит наконец загадку моего существования». В черновике письма к С. Т. Аксакову от 18 августа (н. ст.) 1842 г. Гоголь замечал также о своем намерении отправиться в Святую Землю: «Верно, не следствие мгновенного порыва эта мысль... верно, это то, для чего [вызвано всё] вызвано в мир мое существованье». Ср. в беловике: «Но если б даже и не могло заключиться в ней никакой обширной цели, никакого подвига во имя любви к братьям, никакого дела во имя Христа, то разве вся жизнь моя не стоит благодарности...» Согласно строкам составленной Гоголем позднее молитвы, целью его путешествия к Святым Местам было «помолиться у Гроба Святого о собратьях и кровных своих, о всех людях земли нашей и о всей отчизне нашей, о ее мирном времени, о примирении всего в ней враждующего и негодующего, о водворении в ней любви и о воцарении Твоего Царства, Боже!» (см. т. 6 наст. изд.). «Придет время, — писал Гоголь Аксакову, — когда вам даже покажется странно, как вы не могли почувствовать в глубине души вашей, что в сем путешествии есть тайная связь со всей моей жизнью и с поэмой, которая разрешит загадку моей жизни». С размышлениями о жертвенном подвиге «во имя любви к братьям» связан и законченный Гоголем в 1842 г. «Театральный разъезд...», среди черновых набросков к которому находится отрывок, использованный в письме к Аксакову: «Помните, что в то время, когда жизнь многих — жизнь мелочная, пустая, становится школой холода и эгоизма... в то время, может, мне случилось чудо чудеснее всех чудес, — подобно как буря настает тогда, когда ждет обыкновенной тишины мореход на поверхности... Один только Всемогущий вселяет тогда в душу и заставляет хранить во глубине души сокровенно <1 нрзб.> до времени неясное слово» (см. также коммент, к «Театральному разъезду...» в изд.: Гоголъ Н. В. Ревизор. Комедия в пяти действиях. С приложениями. М., 1995. С. 340-341).
к стр. 56 ... посылаю вам вместе с Мертвыми душами статью мою Рим, помещенную в Москвитянине, которую я для вас отпечатал отдельною брошюрою. — Отдельный оттиск повести Гоголя «Рим» сохранился в библиотеке В. А. Жуковского (Библиотека В. А. Жуковского: Описание / Сост. В. В. Лобанов. Томск, 1981. С. 340. № 2503). А. А. Иванов — Н. В. Гоголю Впервые напечатано: Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806-1858. Издал Михаил Боткин. СПб., 1880. С. 148-149. Печатается по первой публикации. П. В. Нащокину Датируется на основании почтового штемпеля: «Bad Gastein, 29 Jul. 1842. Franco» (см.: Письма Н. В. Гоголя /Ред. В. И. Шенрока. СПб., <1901>. Т. 2. С. 194). Согласно записям, сделанным С. П. Шевыревым на основании отметок в паспортах Гоголя, в Гастейне Гоголь находился 1 августа (н. ст.) 1842 г.: «1-го авг<уста>. Гастейн. / 3 авг<уста>. Зальцбург. / <про- бел врукописи> Мюнхен» (цит. по автографу: РНБ. Ф. 850. Ед. хр. 64. Л. 2; ср. также: Itinerarium сдорожник, перечень населенных пунктов; фр.>, составленный С. П. Шевыревым на основании отметок в паспортах Гоголя И Русская Мысль. 1896. № 5. С. 179-180). Однако данные почтового штемпеля, поставленного на настоящем письме, а также авторское указание на место и время создания письма: «Гастейн. Июль 20/8» — неопровержимо свидетельствуют, что Гоголь прибыл в Гастейн ранее— по-видимому, уже 20 июля (н. ст.) 1842 г. (Возможно, помета в паспорте: «1-го авг<уста>. Гастейн» — была сделана незадолго до отъезда Гоголя в Мюнхен, откуда 5 августа (н. ст.) 1842 г. он отправил письмо к Н. М. Языкову — № 634.) Адресат этого письма стал прототипом помещика Хлобуева в четвертой главе второго тома «Мертвых душ». Некоторые черты Нащокина— испытанного, подобно Чичикову, всеми «несчастиями и крушеньями» — угадываются также в образе «необыкновенного наставника» Александра Петровича в первой главе второго тома.
Poste restante — до востребования (фр). к стр- 72 Д. Е. Бенардаки Адресат письма, Д. Е. Бенардаки, — прототип помещика Кос- танжогло и откупщика Муразова во втором томе «Мертвых душ». См. коммент, к имени— Скудронжогло— в третьей главе ранней редакции второго тома поэмы в т. 5 наст. изд. Их остановили ремесла. — См. сопроводит, статью к т. 3, а так- к стр. 74 же коммент, к строкам статьи XXXII. Светлое Воскресенье «Выбранных мест из переписки с друзьями» — Что значит, что уже правят миром швеи, портные и ремесленники всякого рода, а Божии помазанники остались в стороне? — в т. 6 наст. изд. ...простой пастух... открывает силу целительного действия воды... — Речь идет об одном из основателей гидротерапии враче Винценте Приснице (Vinzenz Priesznitz; 1799-1851), устроившем в Греффенберге (в Силезии) лечебное заведение для лечения холодной водой. Позднее, 18 июня (н. ст.) 1843 г., Гоголь писал Н. М. Языкову: «...не столько самая вода изумила меня своими действиями... сколько гений исцеляющего ею, пред которым мы должны все поклониться... грех на душах наших, если мы этого не сделаем. Это значит — не благоговеть перед величеством Божиим, вселившим в человека такое откровение...» П. В. Анненков следующим образом комментировал письмо Гоголя: «Он обращает внимание друга на поучительную историю воды как всеобщего медицинского средства, от начала веков предложенного человеку самим Промыслом. Отвергнутое заумни- чавшимся человеком, оно вновь открыто, но не академиями, не профессорами и современной наукой, а простым и бедным крестьянином австрийской деревушки!» {Анненков П. В. Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года. С. 89). «Пред ним мало знают лучшие из книжников докторов», — замечал также Гоголь в письме к А. С. Данилевскому от 20 июня (н. ст.) 1843 г. Размышления об отличии истинного врачебного искусства от доходного ремесла связаны, очевидно, у Гоголя с памятью об отце. Незадолго до своей смерти тяжко страдающий Василий Афанасьевич, отправившийся лечиться в Дубны к доктору Ф. П. Голованеву, писал жене в Васильевку: «Голованев оставил меня лечиться у себя — сие для нас будет весьма разорительно, но что делать... Бога ради старайтесь собирать деньги; ибо мне здесь много надобно» {Дурылин С. Н. Из семейной хроники Гоголя. М., 1928. С. 66-67). Представлением о враче как об одном из «правящих миром» ремесленников проникнуты строки раннего гоголевского письма к матери от 2 февраля 1830 г. из Петербурга, что «издержки на лекарства и врачей» для бедняка «совершенно невозможны». При этом Гоголь замечает: «...здесь есть Арендт, которого искусство и благородная душа чужды всякого интереса» (курсив наш. — И. В., В. В.). В письме к матери от 30 апреля 1830 г. он опять сообщает: «...проклятая болезнь, посетившая было меня при вскрытии Невы, помогла еще более истреблению денег...» В гоголевском конспекте 1830-х гг. книги английского историка Г. Галлама «Европа в Средние века» ремесло «медиков и аптекарей» стоит в одном ряду с занятиями и промыслами «законоведцев и нотариусов, купцов чужеземными тканями», «банкиров или менял, суконщиков», «продавцов шелковых товаров и меховщиков». С мыслью о присвоении корыстолюбивым «врачом»-ремесленни- ком имени истинного Спасителя и Врача (для тех, кто «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей»; 2 Пар. 16, 12) создавался Гоголем один из образов его ранней повести «Ночь перед Рождеством» (1832). В чудесном питании связанного с нечистой силой Пузатого Пацюка «варениками в сметане» — которые сами лезли ему в рот, угадывается наглядное изображение той власти, которую приобрел он над селом репутацией целителя: «Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он [величайший] знахарь... В последнее время его редко видали где-нибудь... Миряне (!) должны были отправляться к нему сами...» (курсив наш. — И. В., В. В.). Эта же мысль — о стремлении нечистого духа создать себе в глазах обращающихся к нему людей славу настоящего Спасителя — сквозит и в «Вечере накануне Ивана Купала» (обращения Пидорки к знахарям и колдунье — вместо св. великомученика и целителя Пантелеймона; см. сопроводит, статью к т. 1 наст, изд.), и в «Ревизоре» — в имени немца-врача Христиана Ивановича Гибнера. Ср. позднейшие высказывания Гоголя: «Я не хлопочу из-за совершенного здоровья, и чуть только мне немного делается лучше — я подальше от докторов и леченья» (письмо к А. О. Россету от 1 мая (н. ст.) 1845 г.); «Излишне заботиться о здоровье грех. Нужно ввериться Одному Богу: Он вылечит» (письмо матери от 23 апреля 1846 г.); «Один Бог наш доктор... Его Одного должно молить о излечении» (письмо сестрам от 1 мая (н. ст.) того же года). Неустановленному лицу Письмо без начала и без даты. Написано либо несколько раньше писем к П. В. Нащокину и Д. Е. Бенардаки (№ 627, 628), либо в одни и те же дни с ними, так как, внося исправления в черновой текст первого из них, Гоголь в одном месте перешел на лист с текстом данного письма (соседний), причем вписанные им слова огибают настоящий отрывок, который к этому времени был уже написан. Возможно, что данный отрывок является не самостоятельным письмом, а вариантом окончания предыдущего письма, так как даваемая в нем Гоголем характеристика адресата как одного из людей «1лубоко практических, знающих жизнь, имевших много опытов» созвучна характеристике Бенардаки, которая содержится в письме П. В. Нащокину (№ 627). С. Т. Аксакову Настоящее письмо было получено С. Т. Аксаковым в Москве 11 августа 1842 г. Пошлите... на квартиру Нащокина... узнать, получено ли им * стр- 77 письмо мое. — Письмо № 627. Памятник веры. — См. коммент, к названию этой книги в записной книжке Гоголя 1841-1845 гг. в т. 9 наст. изд. Статистика России — Андросов В. П. Хозяйственная статистика России. М., 1827. См. также коммент, к записной книжке Гоголя 1841-1845 гг. в т. 9 наст. изд. ...какой-то толстый том от мин<истерства> внут<ренних> дел. — Гоголь имел в виду «Материалы для статистики Российской империи, издаваемые при Статистическом отделении Совета Министерства внутренних дел» (СПб., 1839-1841). Григорий Сергеевич— второй сын С. Т. Аксакова, служивший кстр. 78 прокурором в Симбирске. ...о книге Кошихина... — Так ошибочно называли Г. К. Кото- шихина (ум. 1667), автора книги «О России в царствование Алексея Михайловича» (1-е изд. — Археографической комиссии. СПб., 1840). Н. Я. Прокоповичу На подлиннике имеется помета Н. Я. Прокоповича: «1842». ...остальных двух лоскутков... — Имеются в виду «Игроки» и «Театральный разъезд...». ...яТарасе Бульбе много есть погрешностей писца. Он часто любит букву и; где она не у места, там ее выбрось; в двух-трех местах я заметил плохую грамматику и почти отсутствие смысла. — См. об этом: Гоголь Н. В. Тарас Бульба. Автографы, прижизненные издания. Историко-литературный и текстологический комментарий. Издание подготовил И. А. Виноградов. М., 2009. к стр. 79 ...попроси Белинского... — Статьи Белинского были получены Гоголем в сентябре 1843 г. (см. письма к С. П. Шевыреву от 1 сентября (н. ст.) 1843 г. — Nq 721, и Н. Я. Прокоповичу от 24 сентября (н. ст.) 1843 г. — № 725). См. также коммент, к строкам записной книжки Гоголя 1841-1845 гг. — Прокоповича прислать листки из Отеч<ест- венных> Записок о Мертвых душах— в т. 9 наст. изд. В. А. Жуковскому к стр. 81 Елисавета — Елизавета Алексеевна Жуковская. Около двенадцатого или 13 августа я отсюда еду. — Т. е. Го голь собирался выехать из Гастейна 24 или 25 августа (н. ст.) 1842 г. На самом деле он отправился вместе с Н. М. Языковым из Гастейна в Рим 17 сентября (н. ст.) 1842 г. А. А. Иванову На основании почтового штемпеля можно было бы предположить, что письмо было отправлено Гоголем 23 июля / 4 августа 1842 г., но 3 августа (н. ст.) Гоголь был уже в Зальцбурге, на пути в Мюнхен (см. коммент, к письму № 629 и письмо Nq 634). Следует предположить, что штемпель был поставлен позднее, чем письмо было написано и доставлено почтовому агенту. к стр. 82 ...за картину... — «Явление Мессии». Н. М. Языкову Согласно записям, сделанным С. П. Шевыревым на основании отметок в паспортах Гоголя, в Мюнхен Гоголь ездил из Гастейна в начале августа (н. ст.) 1842 г., проездом через Зальцбург, где был 3 августа (н. ст.) (см. коммент, к письму № 627). Исходя из этого указания, следует предположить, что настоящее письмо датировано Гоголем новым стилем. ...в нем живет король... — Людвиг Баварский (1825-1848). к стр- 83 ...Полежаев, Храповицкий, Сопиков... Ходаковский... Пыляков... Пылинский... Тепляков... Допекаевым. — См. коммент, к письму № 517 в т. 11 наст. изд. и к письму № 753. Шулъмейстер— учитель (букв.: школьный мастер), так Гоголь в шутку называет хозяина дома, в котором он жил в Гастейне вместе с Н. М. Языковым. С. П. Шевыреву ...пребывание твое... — Шевырев жил в Мюнхене и в Дахау к стр. 86 (около Мюнхена) в августе-сентябре 1839 г. Барон Моль — очевидно, один из сыновей секретаря баварской Академии наук Карла Молля (1760-1833), имение которого Молль- гейм было расположено близ Дахау. Софья Борисовна (рожд. Зеленская) — жена Шевырева. к стр. 87 Борис— сын Шевырева. ...уплаты моих долгов... — О долгах Гоголя см. письмо № 733. Неизвестный — вероятно, сам С. Т. Аксаков. к стр. 88
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.048 с.) |