Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. О. Смирнова — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано: Шенрок В. И. А. О. Смирнова и Н. В. Гоголь. Письма к Гоголю Смирновой. 1844-1851 гг. И Русская Старина. 1888. № 7. С. 49-54. Печатается по первой публикации. ...в руки Ивана Михайловича Наумова... — «Отец Наумов — законоучитель и духовник матери <А. О. Смирновой> в Екатерининском институте, в 1844 г. был назначен в священники придворной церкви Зимнего дворца. Он умер, кажется, в 1856 г. и был очень умен и дружен с Павским. В 1850-х годах таким же расположением А<лександры> О<си- повны> пользовался отец Михаил Заблоцкий — священник Казанского собора. После смерти Наумова, отец Михаил был духовником матери. Он был в Риге с преосвященным Иринархом в то самое время, когда в Риге был Ю. Ф. Самарин. Впоследствии Иринарха отставили; на него жаловались остзейские бароны за то, что он приводил в Православие латышей и даже одного пастора. Отец Михаил также лишился места. И Иринарха куда-то сослали, а за Заблоцкого заступился Протасов и ему дали место в Казанском соборе. Вся эта история рассказана у Самарина в письмах. У латышей не было своих церквей и своих пасторов и они сотнями приходили к Заблоцкому. Он их крестил, венчал и даже обучал по-латышски. Бароны спохватились, что их влияние на народ исчезает, и выслали пасторов. Латыши их выгнали и по своему бунтовали, т. е. не выходили на кирку. Супер-интендант приехал в Питер; вся остзейская знать поднялась, послали барона Ливена — и Иринарха ночью привезли в Петербург с Заблоцким. Самарина также вернули тотчас. Весь Петербург заступился за баронов и их права. По этому случаю Ф. И. Тютчев (отец А. Ф. Аксаковой) сострил и сказал моей матери: “Петербургская знать не только не русская, она даже не петербургская, а разве только Невско-проспектная, и то от Полицейского до Аничковского моста”» (примечание О. Н. Смирновой). ...через Яшеньку... — «Яшенька (Яков Ханыков), брат знамени- к стр. 453 того путешественника, служил у Перовского в Оренбурге, был сам губернатором в Уфе, друг моего дяди Аркадия Осип<овича> Россет<а>, честнейший человек, от души преданный Перовскому» (примечание О. Н. Смирновой). Софья Михайловна— графиня Соллогуб (рожд. Виельгорская). Графиня Софья Ивановна— «Архарова, мать Влад. Александр. Сол<л>огуба. Архарова была очень умная старуха, но светская и с довольно злым языком. Ей написал Плетнев литературное письмо в 1820 годах (издал академ. Грот в 1885 г.); она говорила по-русски не дурно, но языком 18 века. Отец ее был известным генерал-губернатором в Москве. Она была в разводе с мужем» (примечание О. Н. Смирновой).
...у Филонова... — «Этот Филонов был нищий, умный и начи- кстр. 454 тайный старик; в молодости фран<к>-масон. Он был помещик, очень странный во всем; его отец был дружен с знаменитым Новиковым. Мать узнала о нем от кн. П. А. Вяземского; его знал также Мих. Ю. Виельгорский. У Филонова была болезнь нервная, паралич, более 30 лет; его жена была набожная женщина; она приходила к матери. Филонов был одно время совершенный атеист, libre penseur. Мать его навещала. Отец Наумов его совершенно переменил; он у него исповедовался, причастился и сделался набожный человек, мистик и даже очень ревностный к религии, без суеверия. Он знал и испробовал все системы философские; вдавался в сектантство, в католицизм и пр., и пр. с молодых лет; это было во вкусе конца XVIII и начала XIX ст<олетия>. Умер Филонов в 1840-х годах, почти 90 лет. Жена его, дочь бедного помещика, ушла в монастырь, когда овдовела; ей купили келию; она умерла, кажется, очень скоро после смерти мужа. Говорили, что имя Филонова не его имя, что он скрывал настоящую фамилию и был из очень древнего рода, и от гордости, обедневши, придумал себе имя, в роде тех литературных имен, которые были в моде в XVIII веке: Филоновы, Милоновы и пр., и пр. Раз жена при нем сказала матери моей: “мой князь всю ночь кричал; были такие боли в ногах (невральгия)”. Он ужасно на жену закричал и сказал: “Про князя давно следует молчать; молчи, старуха”. Она очень сконфузилась, и когда мать ее переспросила, отчего она сконфужена, а он рассердился, — она заплакала и сказала: “Не могу ничего сказать вам; забудьте про это. Все эти подробности — из записной книги моей матери, и она мне многое говорила, и я записывала с ее слов очень интересные подробности. С 17-летнего возраста уже я очень этим интересовалась. Я помню старуху Филонову в детстве; его я не видала никогда; он не вставал с постели более 30 лет.
Была также нищая Лукьянова (она училась в Смольном институте в царствование Екатерины, знала Бецкого), очень оригинальная старуха. Князь Вяземский ее очень любил, вел с ней шутовскую переписку, у меня стихи его о ней. Для Лукьяновой Вяземский выдумал подпись: “Лукьянова девица, златошвейного класса мастерица”. Она была крестница М. С. Перекусихиной» (примечание О. Н. Смирновой). В<асилию> А<ндреевичу>... — В. А. Жуковскому, с которым Гоголь жил вместе во Франкфурте зимой 1844 г., с начала сентября до половины января 1845 г. А. О. Смирновой Это и следующее письмо (к графине С. М. Соллогуб от того же числа) были использованы Гоголем при написании главы XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России «Выбранных мест из переписки с друзьями». Софья Михайловна— графиня Соллогуб. ...уважение к ней мужа... — Графа В. А. Соллогуба, кстр.455 ...чтобы виделись они друг с другом не иначе, как по окончании дела... — См. коммент, к строкам статьи XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту... — Распределите ваше время... — в т. 6 наст. изд. Графине С. М. Соллогуб Впервые напечатано (без вариантов) по автографу в статье: Письма Гоголя к Д. Е. Бенардаки, к княгине В. Н. Репниной, графине Л. К. Вьельгорской, к графу В. А. Соллогубу и к его супруге / (Сообщено М. А. Веневитиновым) И Русский Архив. 1902. № 4. С. 732-733. Печатается по автографу: Архив СПбФИРИРАН. Ф. 238. Оп. 2. К. 271а. Nq 35. 2 л. (размер бумаги 227 х 140). Это и предыдущее письмо (к А. О. Смирновой от того же числа) были использованы при написании главы XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России «Выбранных мест из переписки с друзьями».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.) |