Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высокий уровень социальной напряжённости.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В отличие от низкой социальной напряженности в этническом вигилентном конфликте, высокая социальная напряженность отмечена отношениями агрессивного этноцентризма. Его признаки следующие: 1. Нетерпимое отношение к мигрантам. 2. Делегитимация внешней группы, т.е. исключение мигрантов из приемлемого нормативного порядка путем стигматизации, наклеивания супернегативных ярлыков. 3.Стигматизация переводит внешнюю группу в «категорию» нелюдей и оправдывает карательную самопомощь. 4. Агрессивный этноцентризм пробуждается националистической идеологией, внушающей образ «мигрант – враг».
Аналогичные признаки агрессивного этноцентризма могут проявляться в отношениях мигрантов к местным жителям, включая внушаемый контр-образ «местный житель – враг мигранта».
Агрессивный этноцентризм получает своё выражение в недоверии, ненависти, а также страхе по отношению к другим Агрессивный этноцентризм выступает как демонстрация желания или готовности социальной группы применить насилие в борьбе за свои интересы. В качестве негативного примера, можно привести участие представителей националистических движений во главе с лидером движения «Русские» Александром Беловым в массовых беспорядках, происходивших в районе Западное Бирюлево г. Москвы в 2013 году. В ходе митинга были озвучены лозунги «Россия для русских», «Москва для москвичей». Стоит обратить внимание на то, что в решающей степени этот переход зависит от позиций этнической элиты и местных органов власти, способных сдержать или инициировать конфронтацию. Агрессивный этноцентризм в качестве мобилизационного средства использует делегитимацию внешней группы, выражающаяся в максимизации межгрупповых различий и заявлении подавляющего превосходства своей группы[31]. Делегитимацию усиливают действительно значительные различия в стиле жини и менталитете этногрупп, во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Делегитимация означает исключение этнических мигрантов из приемлемого нормативного порядка путем наклеивания супернегативных ярлыков. Стигматизация переводит внешнюю группу в «категорию» нелюдей и оправдывает карательную самопомощь. В мирное время может сохраняться оппозиционный этноцентризм: некритическое отношение не распространяется на все сферы жизнедеятельности референтной группы и осуществляются попытки понять и оценить чужую культуру. Это связано в первую очередь с тем, что в общественном мнении мигрант и представитель «другой» национальности – одно и то же. Иноэтничность мигрантов служит катализатором социальной напряженности. Поэтому проблемы экономического, социального или политического характера зачастую принимают свойство этничности и межэтнических отношений, в которых мигранты, по мнению местных жителей, являются «виновниками» возникающих проблем. В связи с этим делигитимация только усиливает раскол в обществе и укрепляет представление о превосходстве референтной группы. Воздействие нерешаемых социально-экономических, политических проблем, социально-психологических установок (ксенофобии, мигрантофобии, национализма, этноцентризма) приводит к фрустрации местного населения, порождает негативные мигрантофобские настроения, которые в итоге формируют агрессию к «чужим». Для агрессивного этноцентризма характерен психологический механизм замещения источников недовольства. Теория «смещенной агрессии» впервые была предложена Н. Миллером, согласно которому смещение наиболее вероятно именно на те «мишени», в отношении которых сила сдерживания агрессивных нападок незначительна (безнаказанность действий, слабость и беззащитность объекта)[32]. Люди изливают свой гнев на «козлов отпущения», возлагая на них вину за социальные лишения: неспособность государства гарантировать условия безопасности и культурной самобытности, этноклассовое неравенство, безработицу, ущемление в правах граждан. В отношениях этноцентризма также действует механизм проекции, бессознательного приписывания внешней этногруппе собственных состояний. В этом плане мигранты являются идеальным объектом для смещенной агрессии, особенно в полиэтничных регионах и городах с высоким уровнем социальной дифференциации общества. Пока сохраняется предубеждение социальных групп против мирных средств урегулирования этнических конфликтов, сохраняется вероятность возобновления социальных беспорядков. Вместе с тем, главные причины возобновления этнического вигилентного конфликта лежат в сфере решения социальных проблем, а также в сфере политики интеграции этнических мигрантов в принимающее общество. Таким образом, этнический вигилентный конфликт означает борьбу части принимающего сообщества с этническими мигрантами, возникающую по инициативе местных жителей, которые воспринимают поведение мигрантов как девиантное. Этнические вигилентные конфликты являются в тенденции по продолжительности затяжными и имеют нелинейную динамику. Структура этнического вигилентного конфликта предполагает наличие групповой карательной самопомощи и сосуществования. Карательная самопомощь в этническом вигилентном конфликте имеет групповую форму и является действием повышенного риска из-за возможной ответной реакции внешней группы и полиции на проявление агрессии и насилия. Сосуществование означает переходный период от насилия к кооперации и наоборот. Свойством сосуществования является социальная напряжённость отношений местных жителей и мигрантов, от которой зависит конфликтная динамика,деэскалация конфликта или возобновление социальных беспорядков Социальная напряжённость может иметь два уровня – низкий и высокий.
Низкий уровень социальной напряженности характеризуется номинальной толерантностью и оппозиционным этноцентризмом конфликтных сторон. Норма номинальной толерантности требует временной терпимости условий достигнутого сторонами мирного соглашения. Её поведенческие правила культивирует оппозиционный этноцентризм, который, в свою очередь, является индикатором проявления низкой социальной напряженности в этническом вигилентном конфликте. Этнические мигранты и местные жители воспринимают друг друга по групповым аскриптивным и генотипическим признакам, что приводит к выстраиванию отношений по принципу «свой – чужой». Низкий уровень социальной напряженности скорее ведет к окончанию этнического кинфликта и кооперации конфликтовавших сторон. Высокий уровень социальной напряженности отличается агрессивным этноцентризмом и распространением националистических идеологий. Агрессивный этноцентризм выражается в отношениях нетерпимости местных жителей и мигрантов, делигитимации внешней группы в категорию «нелюдей» и готовности участия в групповой карательной самопомощи. Агрессивный этноцентризм пробуждается националистическими идеологиями, внушающими образ «мигрант –враг» и контр-образ «местный житель -_враг мигранта».
При социальной напряженности высокого уровня происходит переход от сосуществования к групповой карательной самопомощи и социальным беспорядкам. Номинальная толерантность сторон, выраженная во временной терпимости достигнутых соглашений, отрицается и переходит в агрессивный этноцентризм, который демонстрирует желание применить насилие в отношении другой стороны. Тем самым проявление агрессии и предубежденности в этническом вигилентном конфликте есть отрицание не только легитимного порядка ведения конфликта, но и межэтнической кооперации, доверия и межэтнической дружбы. Вопросы и задания: 1. Определите понятие социальной напряжённости в а) обыденном словоупотреблении и в специальном (социокултурном и психологическом) значении. 2. Предложите конфликтологическое понятие социальной напряжённости применительно к ЭВК. Назовите условия социальной напряжённости как свойства сосуществования участников ЭВК. 3. Предложите характеристику признаков низкого уровня социальной напряжённости отношений участников ЭВК, включая номинальную толерантность и оппозиционный этноцентризм. 4. Предложите характеристику признаков высоко уровня социальной напряжённости отношений участников ЭВК, включая агрессивный этноцентризм и распространённость националистических идеологий. 5. Задание. Определите понятие агрессивного этноцентризма. Поясните следующее определение: «Агрессивный этноцентризм в качестве мобилизационного средства использует делегитимацию внешней группы». 6. Задание. Определите понятие оппозиционного этноцентризма. Поясните следующее определение: «Оппозиционный этноцентризм соответствует периоду этнического сосуществования, когда ресурсы карательной самопомощи исчерпаны, либо еще не мобилизованы «.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.009 с.) |