Высокий уровень социальной напряжённости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высокий уровень социальной напряжённости.



В отличие от низкой социальной напряженности в этническом вигилентном конфликте, высокая социальная напряженность отмечена отношениями агрессивного этноцентризма. Его признаки следующие:

 1. Нетерпимое отношение к мигрантам.

2. Делегитимация внешней группы, т.е. исключение мигрантов из приемлемого нормативного порядка путем стигматизации, наклеивания супернегативных ярлыков.

3.Стигматизация переводит внешнюю группу в «категорию» нелюдей и оправдывает карательную самопомощь.

4. Агрессивный этноцентризм пробуждается националистической идеологией, внушающей образ «мигрант – враг».

 

Аналогичные признаки агрессивного этноцентризма могут проявляться в отношениях мигрантов к местным жителям, включая внушаемый контр-образ «местный житель – враг мигранта».

 

Агрессивный этноцентризм получает своё выражение в недоверии, ненависти, а также страхе по отношению к другим
этническим группам, обвинение их в проблемах и неудачах своего
этноса. Агрессивный этноцентризм используется в реакционных
доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов.

Агрессивный этноцентризм выступает как демонстрация желания или готовности социальной группы применить насилие в борьбе за свои интересы. В качестве негативного примера, можно привести участие представителей националистических движений во главе с лидером движения «Русские» Александром Беловым в массовых беспорядках, происходивших в районе Западное Бирюлево г. Москвы в 2013 году. В ходе митинга были озвучены лозунги «Россия для русских», «Москва для москвичей».

      Стоит обратить внимание на то, что в решающей степени этот переход зависит от позиций этнической элиты и местных органов власти, способных сдержать или инициировать конфронтацию.

     Агрессивный этноцентризм в качестве мобилизационного средства использует делегитимацию внешней группы, выражающаяся в максимизации межгрупповых различий и заявлении подавляющего превосходства своей группы[31]. Делегитимацию усиливают действительно значительные различия в стиле жини и менталитете этногрупп, во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры.

      Делегитимация означает исключение этнических мигрантов из приемлемого нормативного порядка путем наклеивания супернегативных ярлыков. Стигматизация переводит внешнюю группу в «категорию» нелюдей и оправдывает карательную самопомощь. В мирное время может сохраняться оппозиционный этноцентризм: некритическое отношение не распространяется на все сферы жизнедеятельности референтной группы и осуществляются попытки понять и оценить чужую культуру.

Это связано в первую очередь с тем, что в общественном мнении мигрант и представитель «другой» национальности – одно и то же. Иноэтничность мигрантов служит катализатором социальной напряженности. Поэтому проблемы экономического, социального или политического характера зачастую принимают свойство этничности и  межэтнических  отношений, в которых мигранты, по мнению местных жителей, являются «виновниками» возникающих проблем.

     В связи с этим делигитимация только усиливает раскол в обществе и укрепляет представление о превосходстве референтной группы. Воздействие нерешаемых социально-экономических, политических проблем, социально-психологических установок (ксенофобии, мигрантофобии, национализма, этноцентризма) приводит к фрустрации местного населения, порождает негативные мигрантофобские настроения, которые в итоге формируют агрессию к «чужим». Для агрессивного этноцентризма характерен психологический механизм замещения источников недовольства.

      Теория «смещенной агрессии» впервые была предложена Н. Миллером, согласно которому смещение наиболее вероятно именно на те «мишени», в отношении которых сила сдерживания агрессивных нападок незначительна (безнаказанность действий, слабость и беззащитность объекта)[32]. Люди изливают свой гнев на «козлов отпущения», возлагая на них вину за социальные лишения: неспособность государства гарантировать условия безопасности и культурной самобытности, этноклассовое неравенство, безработицу, ущемление в правах граждан. В отношениях этноцентризма также действует механизм проекции, бессознательного приписывания внешней этногруппе собственных состояний.

  В этом плане мигранты являются идеальным объектом для смещенной агрессии, особенно в полиэтничных регионах и городах с высоким уровнем социальной дифференциации общества. Пока сохраняется предубеждение социальных групп против мирных средств урегулирования этнических конфликтов, сохраняется вероятность возобновления социальных беспорядков. Вместе с тем, главные причины возобновления этнического вигилентного конфликта лежат в сфере решения социальных проблем, а также в сфере политики интеграции этнических мигрантов в принимающее общество.   

    Таким образом, этнический вигилентный конфликт означает борьбу части принимающего сообщества с этническими мигрантами, возникающую по инициативе местных жителей, которые воспринимают поведение мигрантов как девиантное. Этнические вигилентные конфликты являются в тенденции по продолжительности затяжными и имеют нелинейную динамику. Структура этнического вигилентного конфликта предполагает наличие групповой карательной самопомощи и сосуществования. Карательная самопомощь в этническом вигилентном конфликте имеет групповую форму и является действием повышенного риска из-за возможной ответной реакции внешней группы и полиции на проявление агрессии и насилия. Сосуществование означает переходный период от насилия к кооперации и наоборот.

 Свойством сосуществования является социальная напряжённость отношений местных жителей и мигрантов, от которой зависит конфликтная динамика,деэскалация конфликта или возобновление социальных беспорядков Социальная напряжённость может иметь два уровня – низкий и высокий.

   

Низкий уровень социальной напряженности характеризуется номинальной толерантностью и оппозиционным этноцентризмом конфликтных сторон.  Норма номинальной толерантности требует временной терпимости условий достигнутого сторонами мирного соглашения. Её поведенческие правила культивирует оппозиционный этноцентризм, который, в свою очередь, является индикатором проявления низкой социальной напряженности в этническом вигилентном конфликте. Этнические мигранты и местные жители воспринимают друг друга по групповым аскриптивным и генотипическим признакам, что приводит к выстраиванию отношений по принципу «свой – чужой». Низкий уровень социальной напряженности скорее ведет к окончанию этнического кинфликта и кооперации конфликтовавших сторон.

Высокий уровень социальной напряженности отличается агрессивным этноцентризмом и распространением националистических идеологий. Агрессивный этноцентризм выражается в отношениях нетерпимости местных жителей и мигрантов, делигитимации внешней группы в категорию «нелюдей» и готовности участия в групповой карательной самопомощи. Агрессивный этноцентризм пробуждается националистическими идеологиями, внушающими образ «мигрант –враг» и контр-образ «местный житель -_враг мигранта».

 

При социальной напряженности высокого уровня происходит переход от сосуществования к групповой карательной самопомощи и социальным беспорядкам.  Номинальная толерантность сторон, выраженная во временной терпимости достигнутых соглашений, отрицается и переходит в агрессивный этноцентризм, который демонстрирует желание применить насилие в отношении другой стороны. Тем самым проявление агрессии и предубежденности в этническом вигилентном конфликте есть отрицание не только легитимного порядка ведения конфликта, но и межэтнической  кооперации, доверия и межэтнической дружбы.

Вопросы и задания:

1. Определите понятие социальной напряжённости в а) обыденном словоупотреблении и в специальном (социокултурном и психологическом) значении.

2. Предложите конфликтологическое понятие социальной напряжённости применительно к ЭВК. Назовите условия социальной напряжённости как свойства сосуществования участников ЭВК.

3. Предложите характеристику признаков низкого уровня социальной напряжённости отношений участников ЭВК, включая номинальную толерантность и оппозиционный этноцентризм.

4. Предложите характеристику признаков высоко уровня социальной напряжённости отношений участников ЭВК, включая агрессивный этноцентризм и распространённость националистических идеологий.

5. Задание. Определите понятие агрессивного этноцентризма. Поясните следующее определение: «Агрессивный этноцентризм в качестве мобилизационного средства использует делегитимацию внешней группы».

6. Задание. Определите понятие оппозиционного этноцентризма. Поясните следующее определение: «Оппозиционный этноцентризм соответствует периоду этнического сосуществования, когда ресурсы карательной самопомощи исчерпаны, либо еще не мобилизованы «.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.179.139 (0.011 с.)