Лекция 6. Теоретико-методологические подходы в изучении этнических вигилентных конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Теоретико-методологические подходы в изучении этнических вигилентных конфликтов.



                   План

1. Утилитарная перспектива.

2. Либеральная перспектива.

3. Критическая перспектива.

4. Интегральный подход.

     Поскольку этнические  вигилентные конфликты негативно влияют на выстраивание долгосрочной стратегии формирования глубоких толерантных отношений в обществе, они становятся объектом озабоченности политиков, общественного мнения и предметной областью конфликтологов и представителей других наук.

    В аналитическом дискурсе обнаруживаются конкурирующие теоретико-методологические подходы в объяснении причин социальных беспорядков в этническом вигилентном конфликте. К распространенным подходам относятся утилитарная, либеральная и критическая исследовательские перспективы.[57] Возможен также интегральный подход, преодолевающий ограниченность традиционных подходов.

  1. Утилитарная перспектива

    Утилитарная перспектива объясняет социальные беспорядки номинальной толерантностью конфликтных сторон.

       Д. Роулз, различающий номинальную и глубокую толерантность, следующим образом характеризует утилитарную перспективу: для участников этнического вигилентного  конфликта «толерантность не обладает очевидным достоинством даже в обстоятельствах, в которых индивиды в ней наиболее нуждаются».[58] Временное перемирие не означает отказ местных жителей от стратегических целей этнического преобладания. Этнические мигранты могут отказаться от провоцирования насилия, если отсутствуют шансы на победу и высокий риск карательных санкций. Вынужденная и временная толерантность модуса вивенди (номинальная толерантность) рассматривается борющимися сторонами как сомнительное благо. Хотя противники предпочитают сосуществование насилию, их главные установки оказываются несовместимыми. Для местных националистов отказ от гегемонии означает девальвирование этнической идентичности. Для этнических мигрантов отказ от этноцентризма означает потерю ресурсов внутренней мобилизации и сплочённости в конкуренции за ограниченные ценности. Поэтому терпимость временных мирных соглашений рассматривается ситуативным средством достижения долгосрочных целей. В границах утилитарной перспективы различаются три подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.

    Примордиализм предлагает микроуровневый анализ мотивации вовлечения этнических масс в беспорядки. Накопление недовольства местных жителей поведением мигрантов блокирует мотивацию правомерного действия и побуждает к карательной самопомощи. Мотивация определяется изначальной потребностью людей в этнической идентичности, проявляющейся в противоположных солидарных действиях местных жителей и этнических мигрантов. Варианты примордиализма различаются в зависимости от трактовки биологических или культурных основ идентичности.

   Биологический примордиализм видит в этнической солидарности расширенную форму родственных отношений. Угроза выживанию, например, рост преступности в принимающей стране после массового поселения мигрантов-нелегалов, вызывает агрессивность местных жителей, требующих депортации мигрантов. Жители воспринимают временное терпимое отношение к мигрантам возможностью осуществления требований депортации в будущем. По мнению М. Мур, участники вигилентных конфликтов готовы следовать этнической ксенофобии, поскольку не доверяют друг другу. Анализируя конфликты палестинских беженцев и жителей Ливана, Мур выступает за раздельное поселение палестинцев от ливанцев на том основании, что каждая группа «исключительно привержена идее самоопределения, имеет врожденное чувство национальной принадлежности и желает автономии».[59]

   Оппоненты биологического примордиализма выдвигают два возражения. Д. Кокс отмечает «узкую концептуальную аргументацию» Мур, игнорирование прошлой истории этнических отношений, которая определяет нынешнее отношение к мирным договоренностям участников вигилентного конфликта[60]. Ф. Рейнольдс и другие исследователи напоминают примордиалистам о различиях биологической и социальной эволюции. В отличие от биологической эволюции, человеческая история не является линейной. Образцы толерантной практики могут изменяться под влиянием внешних обстоятельств и «роста нашего знания и понимания других народов»[61]. Тем не менее, в эмпирических исследованиях этнической ксенофобии (Ю.Г. Волков, В.В. Черноус, А.В. Сериков) оппоненты примордиализма не отрицают проблемы безопасности участников вигилентных конфликтов.[62] 

Культурологический примордиализм отрицает врожденную этническую солидарность и не ограничивается защитным мотивом физического выживания членов этногрупп. Индивидуальная потребность в присоединении к группе формируется в ходе социализации под влиянием этнической культуры. Из культурологического понимания этнической идентичности вытекает гипотеза о влиянии фактора угрозы культуре на межгрупповую конфронтацию. По наблюдениям М. Мидларски, в бывшей Югославии, после самопровозглашения независимости Хорватией, местное сербское население оказалось в положении этнических мигрантов. Оно стало участником многочисленных местных конфликтов против хорватов и поддерживало силовую политику С. Милошевича против хорватского национализма под влиянием памяти о хорватском геноциде сербов в годы Второй мировой войны.[63].. В аспекте культурологического подхода обращение к карательной самопомощи обусловлено исторической памятью прошлых межгрупповых конфликтов и неприятием обычаев внешней этногруппы.

    Оппоненты культурологического примордиализма выступают против преувеличения прошлого исторического опыта в оценке беспорядков в вигилентном конфликте. Д. Роулз напоминает о многочисленных фактах прошлой истории, свидетельствующих о примирении «между разнообразными религиями и моральными верованиями, а также теми проявлениями культуры, к которым люди принадлежат».[64]» В этническом культурном наследии содержатся образцы не только конфронтации, но и кооперации между народами. В аргументе Роулза сторонники инструментализма и конструктивизма усматривают подтверждение своей позиции: националистические лидеры манипулируют этническим населением и побуждают не элитные массы к социальным беспорядкам. 

Инструментализм предлагает мезо- и макроуровневый анализ вигилентного конфликта и объясняет беспорядки активностью радикальных организаций и недостаточностью правительственных гарантий правопорядка в условиях статусного неравенства местных жителей и этнических мигрантов.

     К разновидностям инструментализма относится элитарный инструментализм, который, по мнению В.А. Тишкова и Ю.П. Шабаева, акцентирует роль политических элит в эскалации этнической напряженности до уровня открытого конфликта[65]. Данный подход рассматривает номинальную толерантность средством борьбы местных политических лидеров за власть. Своими публичными заявлениями лидеры пробуждают этническую ксенофобию у местного населения и увеличивают свой политический капитал у сторонников жестких мер в отношении мигрантов.

   Другую разновидность инструментального подхода образует экономический инструментализм. В объяснении нестабильности толерантной установки местных жителей к мигрантам он ориентирует на изучение нерегулируемой миграции и экономической дискриминации. По мнению В.О. Сергиенко, нерегулируемая миграция в принимающую страну увеличивает численность мигрантов-нелегалов, обостряющих конкуренцию на рынке труда. Заинтересованность предпринимателей в приумножении прибыли ведет к росту экономической дискриминации мигрантов, коррупции, преступности и росту недовольства местных жителей бытовыми условиями жизни и снижением уровня оплаты труда[66]. Вигилентные конфликты часто возникают в условиях грабительского передела собственности. Требования депортации этнических мигрантов-нелегалов и бездействие коррумпированной части полиции провоцируют акции бдительности, осуществляемые националистической организацией при поддержке местного населения.

К разновидностям инструментализма относится геополитический подход. Он акцентирует вовлечение в местный конфликт внешних сил, заинтересованных в своем господстве в регионе (К.С. Гаджиев)[67]. Вигилентные конфликты, происходящие внутри государства, могут иметь расширенную базу поддержки за счет вовлечения в борьбу внешних сил иностранных государств и частных организаций. Вероятность внешнего пособничества повышается по мере обострения региональных международных отношений. Т. Гурр и Б. Харфф называют три механизма интернационализации местного конфликта: внешнее гуманитарное пособничество; внешняя поддержка соперничающим сторонам; создание международных условий, приводящих к затяжному конфликту в полиэтничном регионе [68]. Внешние пособничество вигилентному конфликту осуществляется по различным мотивам. Поддержка мотивируется симпатией вследствие полагаемого этнического родства, желанием ослабить соседнее недружественное правительство и усилить свое влияние в регионе. Если внешнее правительство отказывается поддерживать затяжной конфликт, частные организации третьих стран могут стать активными сторонниками возобновления вигилентных конфликтов.

      Теоретическая ограниченность инструментализма состоит в следующем. Если вигилентный конфликт вызван противоположными интересами этногрупп различного статуса, то он, подобно классовому конфликту, может быть институционализирован, что не объясняет чередования мирного сосуществования и беспорядков в конфликте между местными жителями и этническими мигрантами.

     Мезоуровневый анализ применяет конструктивизм. При объяснении причин вигилентного конфликта и неустойчивости толерантной практики конструктивизм отводит главную роль идеологии национализма, создаваемой представителями этнической культурной элиты. По словам Л.М. Дробижевой, националистическая часть культурной элиты может «сформулировать необходимые представления, а ненужные демонтировать» [69]. Восприимчивость местного населения к идеологии национализма возникает в условиях резкого изменения соотношения численности местных жителей и этнических мигрантов. В интерпретации конструктивизма нестабильность толерантной практики в вигилентных конфликтах возникает потому, что в период сосуществования националистическая часть культурной элиты контролирует символические ресурсы мобилизации сторонников насильственной борьбы и использует социальные сети. Недостаток конструктивизма состоит в игнорировании проблемы реальности угроз выживанию этногрупп и пределов воздействия идеологов на население. Агрессивный этноцентризм легко пробуждается в условиях неконтролируемой миграции. Но идеологам не удается его погасить в период сосуществования конфликтных сторон. Напрашивается примордиалистское объяснение устойчивости этнических предубеждений, что противоречит принципу конструктивизма.

     Примордиализм, инструментализм и конструктивизм имеют достоинства и недостатки. Биологический вариант примордиализма не находит эмпирического подтверждения. Другие подходы, включая культурологический примордиализм, не противоречат друг другу и являются различными исследовательскими перспективами. Все утилитарные подходы объединяет общая идея: отсутствие доверия между местными жителями и мигрантами делает толерантность модуса вивенди неустойчивой величиной.

Либеральная перспектива

Альтернативный взгляд на вигилентные конфликты предлагают сторонники либерального подхода: отсутствие глубокой толерантности, отрицающей этническое насилие в конфликтных ситуациях, приводит к карательной самопомощи. Утверждается, что глубокую толерантность, основанную на межэтническом доверии, обеспечивает политика мультикультурализма. Теория мультикультурализма был реакцией либеральных интеллектуалов (например, Д. Роулз) на усиление местного этнического напряжения, вызванных массовостью иммиграционных потоков. Западные страны не могли справиться с этим давлением методами привычной политики ассимиляции. В основу новой политики были положены принципы терпимости к этническим различиям, культурная автономия этнических мигрантов и их участие в местном самоуправдении. Под влияние роста местных протестов против мигрантов и беспорядков, западные лидеры признали сегодня ограниченность политики мультикультурализма. Начался переход к политике социальной интеграции этнических мигрантов в принимающую страну.

Критическая перспектива.

       Особое мнение высказывают сторонники критической социологии права: насилие  и социальные беспорядки в вигилентном конфликте вызваны недоверием местного населения к органам власти. По мнению Д. Блэка, переход от коллективных исков к карательной самопомощи распространяется в той мере, в какой административные и правовые органы власти оказываются слабыми или недоступными[70]. Вигилентные группы возникают при восприятии неадекватности местного правоприменения, недостаточной деятельности правоохранительных органов, полиции, суда.

Карательная самопомощь в современных обществах является криминальным способом разрешения вигилентного конфликта. Движущей силой социальных беспорядков являются представители девиантных субкультур- криминальных, молодёжных, подростковых. Они побуждают массу местных жителей участвовать в карательной самопомощи. Навыки карательной самопомощи особенно распространены в преступных группах. Вследствие девиантного статуса и сомнительной репутации, участники незаконных предприятий – торговля наркотиками, азартные игры, бандформирования и другие организации преступной деятельности – не могут полагаться на систему уголовного правосудия и обращаются к карательной самопомощи для обеспечения своих внутренних требований.

       Следует отметить, что карательная самопомощь не является неизбежным следствием отсутствия или слабости правового контроля. Слабые правовые системы могут быть компенсированы сильными неюридическими системами разрешения вигилентных конфликтов. По данным Д. Хелей, современная Япония отличается доступными для граждан эффективными неюридическими органами решения споров. Несмотря на слабость японских правовых учреждений, частные лица и группы редко обращаются к самопомощи из-за развитости органов посредничества (Haley, J. O. (1982). Sheathing the sword of justice in Japan: An essay on law without sanctions. Journal of Japanese Studies, 8, 265-281). Отсутствие юридических и нормативных неюридических систем разрешения конфликтов вызывает рост односторонней самопомощи.

Интегральный подход.

       В аспекте конфликтного управления возможен интегральный подход, включающий выше названные исследовательские перспективы. Он используется нами в построении объяснительной модели социальных беспорядков в этническом вигилентном конфликте (ЭВК) и управленческих средств их предотвращениия. В основу модели положены три принципа: 1) многоуровневость причин социальных беспорядков в ЭВК; 2) социальная адаптация и интеграция мигрантов; 3) диалог власти и общественных организаций.

Принцип многоуровневости причин социальных беспорядков в ЭВК.     К макроуровневым причинам относится либеральная политика неконтролируемой миграции, приводящая к резкому росту мигрантов–нелегалов, понижающая способность регионов к созданию инфраструктурных условий принятия этнических мигрантов, их адаптации и интеграции в поселенческой, трудовой, политической и культурной сферах. Неконтролируемая миграция создает конкурентную среду вигилентных конфликтов. Отрицательную динамику социальной напряженности, переходящей в социальные беспорядки в ЭВК, определяют мезоуровневые факторы: организованность групп карательной самопомощи, поддерживаемых националистической идеологией и внешним пособничеством, заинтересованность предпринимательства в труде нелегалов и, главное, слабое или коррумпированное местное правительство, неспособное обеспечить правопорядок, противодействие экстремизму и своевременное разрешение споров местных жителей и мигрантов легитимными средствами. Микроуровневые причины – взаимное недоверие участников этнических споров и недоверие населения к органам власти - определяют рост местной предрасположенности к карательной самопомощи.

Принцип социальной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество направлен на предотвращение социальных беспорядков в ЭВК. Социальная адаптация мигрантов – процесс приспособления к новым условиям жизни посредством освоения ими навыков и знаний в области языка, истории, культуры принимающего общества, основ законодательства государства и уважения его ценностей и норм. Социальная интеграция мигрантов – процесс включения в различные сферы принимающего общества (поселение, занятость, образование, досуг, общественная работа) ради осуществления жизненных планов и карьер. Адаптация и интеграция мигрантов - двухсторонний процесс, предусматривающий совокупность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по созданию условий приспособления мигрантов к жизни в принимающем обществе и включения в с его сферы.

Необходимость региональных и муниципальных программ адаптации и интеграции мигрантов обусловлена маргинальностью переселенцев. Противостояние местных жителей и этнических мигрантов происходит в условиях неприспособленности или повышенных жизненных рисков мигрантов в принимающем обществе. В социологическом аспекте неприспособленность и повышенные риски означают маргинальность (от латинского margo –граница, предел) мигрантов, то есть пограничное положение между различными нормативно-ценностными системами этнической родины мигрантов и принимающего общества, налагающего на мигрантов социокультурные ограничения. Поскольку маргинальность этнических мигрантов  может иметь несколько измерений – пространственное, структурно-ролевое, культурное и психологическое, программы адаптации и интеграции мигрантов должны иметь комплексный характер.

   

 

  Принцип диалога власти и общественных организаций в управлении ЭВК.    

Управление этническим вигилентным конфликтом обусловлено многоуровневым характером его причин. Управленческие стратегии направлены на смягчение действия или устранение этих причин. Набор управленческих стратегий зависит от понимания природы карательной самопомощи. Для юристов – это совокупность преступлений, совершенных на территории государства. Из юридического понимания этнического насилия следует, что конфликтное управление состоит из правительственных нормативно-властных стратегий. Поскольку нарушаются нормы-запреты, правительство использует свое монопольное право на полицейский контроль в сдерживании этнического насилия. Набор стратегий расширяется, если карательную самопомощь понимать прерывностью отношений межэтнической кооперации или дружбы. Восстановление прерванных отношений требует аккомодационных, неюридических стратегий конфликтного управления. Они направлены на преодоление маргинальности этнических мигрантов, их включения в социальное пространство принимающего общества посредством социокультурной адаптации и интеграции. Эффективная миграционная политика невозможна без конфликтного управления.

В конституционных демократиях полицейский контроль карательной самопомощи дополняет аккомодационные стратегии. В условиях авторитарных режимов управление вигилентными конфликтами имеет преимущественно репрессивный характер. Поэтому управленческие стратегии должны оцениваться не только с точки зрения эффективности (предотвращение насилия, восстановление отношений), но и правовой легитимности (соблюдение прав человека). Применяемая в отдельности правительственная стратегия оказывается недостаточной в противодействии карательной самопомощи в вигилентном конфликте. Только сочетание нормативно властных и аккомодационных стратегий способно гарантировать успех.

 Принцип диалога власти и общества направлен на предотвращение социальных беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов. Диалог предусматривает демократическое участие этнических и гражданских ассоциаций в принятии региональных и муниципальных программ гармонизации межэтнических отношений. Диалог означает равноправное определение интересов местных жителей и мигрантов и проблем, требующих решения. Диалоговая коммуникация власти и общества, предусматривающая компромиссы, – необходимое условие предотвращения роста этнической напряженности в ЭВК. Следует отметить, что не все ассоциации стремятся к диалогу. К ним относятся радикальные антисистемные группы и движения. Диалог власти и общества должен дополняться нормативно-властным контролем насильственного экстремизма, пропагандирующего национализм и подстрекающего к социальным беспорядкам.

Выводы.

     Были проанализированы традиционные подходы в объяснении причин социальных беспорядков в этническом вигилентном конфликте. Примордиализм в биологическом и культурологическом вариантах предлагает микроуровневый анализ, акцентирует защитную мотивацию (угроза физическому и культурному выживанию) вовлечения старожильческого населения и мигрантов в социальные беспорядки. Накопление недовольства местных жителей поведением растущего числа мигрантов блокирует мотивацию правомерного действия и побуждает к карательной самопомощи, вызывающей ответную реакцию мигрантов. Инструментализм предлагает мезо- и макроуровневый анализ причин роста социальной напряжённости, переходящей в беспорядки, и объясняет беспорядки активностью националистических организаций и недостаточностью правительственного контроля местного правопорядка в условиях статусного неравенства местных жителей и этнических мигрантов. Экономический вариант инструментализма подчеркивает заинтересованность предпринимателей в применении труда растущего числа мигрантов-нелегалов, вызванных неконтролируемой миграцией, что приводит к росту коррупции, преступности и массовому недовольству местных жителей бытовыми условиями жизни и снижением уровня оплаты труда. К разновидностям инструментализма относится геополитический подход. Он акцентирует вовлечение в местный конфликт внешних сил, заинтересованных в своем господстве в регионе. Макроуровневый подход применяет конструктивизм, объясняющий негативную динамику социальной напряженности в межгрупповом конфликте распространением, в особенности через Интернет, идеологии национализма, трансформирующей оппозиционный этноцентризм в агрессивный этноцентризм.

 Особую позицию занимают сторонники либерального и критического подходов. Если первые связывают негативную динамику социальной напряженности, перерастающую в беспорядки, с отсутствием глубокой толерантности в межэтнических отношениях, то вторые – с недоступностью или слабостью правоохранительных структур.

    Все подходы объединяет общая идея, что отсутствие доверия между коренными жителями, мигрантами и местной властью вызывает рост социальной напряженности и карательную самопомощь в конфликте местных жителей и мигрантов. Эта идея позволяет учитывать вышеназванные традиционные подходы в рамках более широкой исследовательской перспективы, именуемой интегральным подходом. Он применен нами в объяснительной модели социальных беспорядков и управленческих средств предотвращения беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов. В основу модели положены три принципа: 1) многоуровневость причин социальных беспорядков в ЭВК; 2) социальная адаптация и интеграция мигрантов; 3) диалог власти и общественных организаций в управлении ЭВК.

 

Вопросы и задания

Изложите содержание следующих теоретико-методологических подходов:

1. Примордиалистский подход его разновидности в объяснении мотивационных причин этнического вигилентного конфликта.

2. Инструменталистский подход и его разновидности в объяснении причин этнического вигилентного конфликта.

3.Конструктивистский подход в объяснении причин этнического вигилентного конфликта.

4.Прниципы интегрального подхода в объяснении причин этнического вигилентного конфликта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.032 с.)