Понятие этнического вигилентного конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие этнического вигилентного конфликта.



     В современном мире рост потоков этнических мигрантов способствует распространению конфликтов местных жителей и мигрантов. Эти конфликты именуются вигилентными  (лат. vigilant –акции бдительности). Этнический вигилентный конфликт представляет собой борьбу местной этнической общины с этническими мигрантами. Инициатором конфликта выступают местные жители, которые воспринимают поведение этнических мигрантов, их стиль жизни девиантными. В этих конфликтах частные группы  используют методы полиции и их тактика варьируется от предъявления иска до расправы и погромов.

    Проживая на этнической родине, нынешние мигранты принадлежали к этнической группе, то есть к динамической части общества, члены которой имеют этноним, воспринимают аскриптивные (этническая родина, язык, культура) и генотипические признаки объединяющей платформой,  верят в общее происхождение или общую историю и способны к самоорганизации для взаимодействия с обществом, его институтами. На этнической родине нынешние мигранты осваивали ценности и нормы этнической культуры, которая задавала жизненные цели, защищала индивидуальное самочувствие и удовлетворяла потребность в психологической стабильности в изменчивых ситуациях. Посредством социализации на этнической родине индивиды воплощали культуру в своем стиле жизни и в этнической идентичности. Содержание стиля жизни и идентичности определялось культурными стандартами оценочного отношения этногруппы к окружению – критериями блага, справедливости, красоты.      

  Этнический групповой стиль (или этнический стиль жизни) – сходство способов поведения индивидов, санкционированное традиционными ценностями и нормами этнической родины мигрантов.  Этнический стиль проявляет себя в особенностях одежды, моды, обстановке жилища, правах внутри семьи, организации повседневной жизни и праздников, обрядов рождения, свадеб и смерти, общительности и набожности, а так же способами межэтнического взаимодействия.

Этническая групповая идентичность, то есть признание людьми значимости своей этнической принадлежности на основе дихотомии «мы- они», означает не относительное сходство поведения, а сходство мировосприятия, переживания и поведенческой предрасположенности к взаимодействию с обществом. Этническое мировосприятие, именуемое этническим менталитетом, имеет когнитивный характер, основывается на этнической классификации и некотором знании истории этноса, формирующим этническое самосознание. Этническое сопереживание (чувство «мы») вызвано самоидентификацией индивидов с этнообщностью посредством этнонима, делегированием группе доли ответственности за себя и готовностью принять долю ответственности за других. Поведенческую предрасположенность, именуемую направленностью этнического сознания индивидов, образуют социальные диспозиции (или убеждения, социальные установки) относительно внутренних и внешних обязательств членов этногруппы, конфликтного или дружественного способов межгруппового взаимодействия. Этнический стиль жизни и этническая идентичность означают внешнюю и внутреннюю (духовную) стороны поведения индивидов. Идентификация с группой обязывает к групповому стилю и мироотношению в соответствии с принятыми  культурными стандартами.[1]

В этническом вигилентном конфликте местные жители отрицают этнический стиль и этническую идентичность мигрантов и требуют их депортации, возвращения на этническую родину.

 

     

    Сегодня вигилентные этноконфликты существуют во всех странах мира и в России, охваченных потоками свободной и вынужденной миграции. Примером вигилентного конфликта могут служить события в Кондопоге в 2006 году. Карельский город Кондопога стал печально известен после массовых беспорядков 2006 года. Когда двое местных жителей избили сотрудников ресторана, к драке подключилась группа выходцев с Кавказа, вооруженных ножами и арматурой. Погибли два человека, девять получили ранения. Похороны погибших закончились стихийным митингом, после которого возникли массовые беспорядки, в которых местные жители громили и поджигали торговые точки.

  По аналогичному сценарию развивались конфликтные события в районах Капотня и Западное Бирюлево (Москва) в 2013 году.

В сентябре 2013 г., в поддержку заявлений жителей Капотня, района на юго-востоке Москвы, местным властям и полиции об угрожающем поведении этнических мигрантов, три десятка молодых людей, вооруженных стальными арматурными прутьями, ворвались в здание общежития "Моспромстроя" и стали выламывать двери жилых помещений. Обитатели здания, среди которых оказались 20 незаконных мигрантов, оказали сопротивление и тоже пустили в ход холодное и огнестрельное оружие. Один из оборонявшихся открыл огонь из травматического пистолета. Был ранен один нападавший и была убита случайно оказавшаяся неподалеку женщина. Полиция задержала участников беспорядков и предполагаемого убийцу.

  В ночь на 10 октября 2013 г. в Западном Бирюлево, районе на юге Москвы, неизвестный кавказской внешности зарезал молодого человека Егора Щербакова на глазах его девушки, после чего скрылся. Через три дня жители района собрались, чтобы потребовать скорейшего расследования убийства и закрытия овощебазы, на которой предположительно работал убийца. "Народный сход"(40 человек) перерос в массовые беспорядки (3 тыс. человек). Молодые люди, скандируя националистические лозунги, занялись погромами, мародерством, направленными против имущества этнических мигрантов (разгром торгового центра «Бирюза»), по итогам которых правоохранительные органы задержали 400 участников беспорядков. Также был задержан предполагаемый убийца.

     Во всех изложенных случаях были попытки повторных беспорядков, которые предотвратила полиция.

      По степени продолжительности этнические вигилентные конфликты могут быть двух видов: с линейной динамикой и с нелинейной динамикой.

      Конфликты с линейной динамикой отчетливо имеют 1) начало, середину и конец, противники планируют свои действия, исходя из этого, и 2) конфликт имеет одно направление – от проблемной ситуации к урегулированию разногласий. Смена фазы (или этапа) конфликта предопределена поведением сторон на предыдущем этапе и воздействием социальной среды. Линейная модель динамики конфликта может усложняться за счет определения ступеней внутри- и межфазовой борьбы. Например, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов называют пять фаз и ступеней: латентная фаза, отмеченная возникновением конфликтной ситуации, этническим расколом в результате ее осмысления и попытками решить проблему неконфликтными способами, переговорами; открытая фаза, которая включает инциденты, эскалацию противоборства; фаза деэскалации конфликта, ведущая к его окончанию, часто с вмешательством третьей стороны; наконец, фаза окончания конфликта, завершающаяся победой одной из сторон или их соглашением.[2]

       Линейная схема динамики этнического вигилентного конфликта применима к тем случаям, в которых борьба институционализирована, кратковременна и утрачивает насильственный характер, например, когда стороны ограничиваются коллективным иском. В этом случае конфликт будет иметь конструктивные последствия для участников борьбы и социального окружения. Главный недостаток линейной схемы состоит в том, что она неспособна объяснить характерные для нынешнего мира затяжные вигилентные конфликты с их деструктивными последствиями. Как верно замечает А.В. Дмитриев, «конфликт полезен тем, что разрешает противоречие. Но какой ценой? Путем разрушения или серьезного повреждения системы, а то и посредством уничтожения одной из сторон».[3] Сдерживание этнического насилия в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов  -  гораздо более конструктивная установка, нежели ожидание позитивных последствий конфликта.

     Насилие, нелегитимное нанесение ущерба противнику, означает, что этнические вигилентные конфликты имеют скорее негативные, чем конструктивные последствия для местных жителей и этнических мигрантов. Негативные последствия для конфликтующих сторон обнаруживаются в четырех классах факторов: жизненные потери и непродуктивное потребление ресурсов; ослабление приспособляемости людей к мирной жизни; распространение чувства разобщенности и обострение индивидуальных проблем. Наиболее деструктивным последствием оказываются жизненные потери и непродуктивное потребление физических и духовных сил, человеческих и материальных ресурсов. Они трансформируются в средства давления на противника и затем потребляются в конфликте. Ресурсные потери способны привести к личной неприспособленности к гражданской жизни, депривации, фрустрации и росту девиантного поведения. Отметим психологические разрушительные последствия конфликта. Его участники переживают состояние фрустрации, т.е. неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути борьбы.

       Негативные конфликтные последствия для социального окружения заключены в росте жизненного риска, этнических расколах и даже дезинтеграции социальных систем (в случае обострения внутригосударственного конфликта под влиянием вигилентных конфликтов). В нынешнем мире большинство этнических вигилентных конфликтов имеют нелинейную динамику, отличаются затяжным характером.

         В общую конфликтологию термин «затяжной социальный конфликт», ввели Э. Азар и Н. Фарах. Авторы называют типичные признаки повторяющегося конфликта: 1) отсроченность его окончания; он кажется нерешаемым и вызывает повышенную озабоченность участников борьбы и окружения; 2) чередование соглашений и насильственной борьбы в одной и той же структурной ситуации.[4] Затяжной конфликт – это возобновляющаяся насильственная борьба в неизменяющейся структурной ситуации.

     Вследствие маргинальности этнических мигрантов, их невключённости в сферы жизни принимающего общества, этнический вигилентный конфликт

отличается нелинейной динамикой, чередованием насильственной конфронтации и сосуществования сторон. Конфронтация – это ролевая характеристика конфликта, в котором стороны попеременно выступают в ролях нападения и защиты. В динамическом аспекте конфронтация означает открытую фазу борьбы, она может увеличиваться и уменьшаться, что обозначается терминами «эскалация» и «деэскалация» конфликта. Сосуществование, именуемое в обыденном словоупотреблении «ни мира, ни войны», возникает в ходе конфликта, когда противники вынуждены признать невозможность победы одной стороной. Сосуществование означает переходный период от насилия к кооперации и наоборот. С динамической точки зрения, сосуществование – это повторная латентная фаза затяжного конфликта. В этот период местные жители и мигранты прекращают открытые насильственные действия. Возобновляется кооперация сторон, мирное разрешение конфликтных ситуаций,  но продолжают действовать конфликтогенные факторы. Социальные беспорядки могу возобновиться и затем вновь быть отвергнутыми мирными переговорами и соглашениями. [5]

 

     Таким образом,  понятие этнического вигилентного конфликта обозначает борьбу местной этнической общности с этническими мигрантами за местное преобладание в бытовой, экономической и культурной сферах. Инициатором конфликта выступают местные жители, которые воспринимают поведение этнических мигрантов как девиантное. В этих конфликтах частные группы  используют методы полиции и их тактика варьируется от предъявления иска до карательной самопомощи в формах расправы и погромов. В тенденции вигилентные этноконфликты имеют затяжной характер. Они отличаются чередованием мирного сосуществования сторон и карательной самопомощи в условиях  неинтегрированности этнических мигрантов в принимающее общество. Сосуществование достигается мирными соглашениями, отрицающими насилие в спорных ситуациях. Периоды сосуществования отмечены отношениями взаимной номинальной толерантности, которые сменяются агрессивной нетерпимостью. Повторяющиеся противоправные инциденты провоцируют социальные беспорядки.

Вопросы и задания

1.Обоснуйте распространённость этнических вигилентных конфликтов в современном мире и в России.

2.Предложите определение этнического вигилентного конфликта.

3. Определите понятия этнического стиля жизни и этнической идентичности мигрантов.

4. Дайте характеристику нелинейной динамики этнического вигилентного конфлика.

5.Назовите негативные последствия этнического вигилентного конфликта.

6.Приведите пример этнического вигилентного конфликта с указанием страны, места и времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.014 с.)