Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и Пророки (мф 7. 12).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово «итак» (ovv) должно указывать на связь изречения с тем, что ему предшествовало. Однако такая связь не очевидна, так как перед этим речь шла о молитве. Скорее, это слово должно указывать на связь «золотого правила» либо со словами «Не судите, да не судимы будете» (частный случай применения правила), либо вообще с тем, что в Нагорной проповеди говорилось об отношениях между людьми, либо с нравственным учением Иисуса в целом. Аналогичное изречение мы находим в Евангелии от Луки (Лк 6. 31), но там оно помещено между призывами любить врагов, подставлять щеку и давать всякому просящему, которые ему предшествуют, и критикой «закона талиона», которая за ним следует. Общий контекст речи Спасителя у Луки — любовь к врагам. «Золотое правило» оказывается ровно посередине этой речи и естественно вплетено в ее контекст. На первый взгляд, изречение резко контрастирует с радикальными призывами любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих: если в тех призывах развивается идея добра без взаимности, то «золотое правило» как раз построено на принципе взаимности. Некоторые ученые даже считают, что «исторический Иисус» не мог произнести такое изречение. Между тем противоречие на поверку оказывается мнимым. Речь в этом правиле не идет о той взаимности, когда человек откликается добром на сделанное ему добро, но о жизненной позиции, предполагающей, что человек будет желать другим того же, чего желает себе. «Золотое правило» прекрасно дополняет заповедь о любви к врагам и никоим образом ее не перечеркивает и не отменяет. Более того, это правило напрямую вытекает из заповеди, которую Спаситель ставил на второе место после заповеди любви к Богу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19. 18). На этих двух заповедях, по словам Христа, «утверждается весь закон и пророки» (Мф 22. 38-40). Упоминание о «законе и пророках» связывает вторую заповедь с «золотым правилом», о котором тоже сказано: «ибо в этом закон и пророки». Спаситель как бы подчеркивает тем самым, что правило взаимности имеет корни в ветхозаветной нравственности. В данном случае Он не реформирует ветхозаветный закон: Он лишь резюмирует его, сводя к некоему основополагающему принципу. В канонических книгах Ветхого Завета прямой параллели «золотому правилу» нет. Ближайшая косвенная параллель — слова из Книги Товита, в которой оно приведено в отрицательной форме: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов 4. 15). Определенное сходство можно видеть также в совете из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Суди о ближнем по себе» (Сир 31. 17). Принцип здесь сформулирован, однако, столь обобщенно, что говорить о прямой связи между ним и изречением Спасителя невозможно. Многочисленность упоминаний в Новом Завете заповеди любить ближнего, как самого себя, свидетельствует о ней как об одном из важнейших аспектов христианской этики. Она часто встречается в синоптических Евангелиях (Мф 19.19; 22.39; Мк 12. 31,33; Лк 10. 27). В Послании Иакова эта заповедь названа «законом царским» (Иак 2. 8); апостол Павел говорит, что «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал 5. 14; ср.: Рим 13. 9). Но любить ближних, как самого себя, как раз и означает поступать с ними так, как человек хотел бы, чтобы они поступали с ним. «Золотое правило» сыграло свою выдающуюся роль в истории начальной христианской миссии. В речи на Апостольском Соборе в Иерусалиме апостол Петр предлагает разослать язычникам письмо с призывом в числе прочего «не делать другим того, чего не хотят себе» (Деян 15. 20, ср.: 29). «Золотое правило» Нагорной проповеди является связующим звеном между христианской и ветхозаветной этическими системами, но одновременно оно сближает христианство со многими другими философскими и религиозными течениями. Если ряд заповедей Нагорной проповеди (включая прежде всего заповедь о любви к врагам) определяет уникальный характер христианской этики как сверхъестественного нравственного закона, то данное правило не выходит за рамки естественного закона. Этот закон предполагает наличие в человеческой природе таких нравственных установок, которые являются общими для всего человечества и укоренены в понятии «совесть». Понимание этого позволило уже апостолу Павлу сделать важнейший для христианской миссии вывод. Рассматривая соотношение между Законом Моисеевым и духовно-нравственными установками, существующими в языческом мире, он заявляет: «...Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их имыслиих...» (Рим 2.14-15). То есть если у язычников нет того абсолютного закона, который имел божественное происхождение, то у них, тем не менее, есть закон, написанный в сердцах. Этот закон — голос совести, позволяющий им отличать добро от зла. Вывод апостола воспринимался первым христианским поколением как весьма радикальный, он вызвал горячие споры, потребовался даже созыв Собора всех апостолов (Деян 15.1-6). Однако Павел в данном случае не говорил ничего принципиально нового по сравнению с тем, что уже было сформулировано Иисусом. Свой основополагающий нравственный принцип Иисус выводил из Закона Моисеева («в этом закон и пророки»). Павел лишь пошел на один шаг дальше, утверждая, что универсальные нравственные принципы не сводятся к букве Закона Моисеева: Бог вложил нравственное чувство не только в иудеев (через закон и пророков), но и в язычников. Нагорная проповедь не является систематическим изложением христианской нравственности. Однако она носит программный характер. Все ее установки скреплены внутренней взаимозависимостью. Начальная часть проповеди, в особенности заповеди Блаженства и шесть антитез, отличается радикализмом и новизной. В заключительной части Нагорной проповеди Спаситель, однако, показывает, что предписываемые Им нормы не противоречат естественной нравственности, а должны дополнять и развивать ее, выводя на новый, более высокий уровень, при этом не отменяя ее полностью. В свете сказанного более ясными становятся слова Спасителя о том, что «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5.18). В том месте Нагорной проповеди, где эти слова помещены, они как бы диссонируют с ее содержанием: как можно говорить о буквальном соблюдении Закона, когда Иисус ниспровергает или перетолковывает одну за другой заповеди Закона Моисеева, вводя вместо них Свои заповеди? Однако заключительная часть Нагорной проповеди в некоторой степени уравновешивает то, что на первый взгляд может казаться несовместимым: Закон Моисеев, исходивший от Бога, но базировавшийся на естественной нравственности, и тот новый закон, который тоже исходит от Бога, но помимо естественных норм содержит в себе и сверхъестественные. Если исполнение естественных норм не требует от христианина ничего сверх того, что ожидается от любого другого человека, то сверхъестественные нормы предполагают духовное перерождение и нравственный подвиг. Резюме «Золотое правило» логически следует из заповеди о любви к ближнему, и обе они имеют корни в ветхозаветной нравственности. «Золотое правило» не выходит за рамки естественного нравственного закона, утверждающего наличие в человеческой природе нравственных установок (описываемых понятием «совесть»). Оно сыграло значительную роль в распространении христианства на начальном этапе его истории. Вопросы к главе 22 1. Какое место занимает «золотое правило» в Нагорной проповеди? В чем заключаются особенности его расположения в Евангелии от Луки? 2. В чем состоит связь «золотого правила» с заповедью о любви к ближнему? 3. Назовите ближайшие параллели к «золотому правилу» в других книгах Библии. Глава 23. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ 23.1. Основная тема заключительных разделов Нагорной проповеди Нагорная проповедь завершается тремя разделами, тематически, структурно и терминологически связанными между собой: 1) о двух путях; 2) о лжепророках и о Страшном суде; 3) о доме на песке и доме на камне. Тематически все три раздела объединяет идея посмертного воздаяния и перспектива Страшного суда. Терминологически первый и второй разделы связаны глаголом eioep^opat («входить», «войти»), а второй и третий — частым употреблением глагола л о tea) (в значении «приносить», «исполнять»). Во всех разделах употребляется антитетическая форма, характерная и для других частей Нагорной проповеди и в целом для языка и мышления Иисуса: тесные врата противопоставляются широким; узкий путь — пространному; немногие — многим; доброе дерево — худому; добрые плоды — худым; исполняющий волю Отца Небесного — говорящему «Господи! Господи!»; муж благоразумный — человеку безрассудному; дом на камне — дому на песке. Преобладающим тоном является предостережение[324]. 23.2. Два пути В первом из трех заключительных разделов развивается идея двух путей: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф 7.13-14). Сокращенный вариант этого изречения имеется в Евангелии от Луки, в рассказе о том, как некто задал Иисусу вопрос: «Господи! неужели мало спасающихся?». В ответ Иисус говорит: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк 13. 23-24). В обоих случаях употребляется образ врат, однако только в версии Матфея говорится о путях, и только у него путь жизни противопоставляется пути погибели. Учение о двух путях содержится в Законе Моисея: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь...» (Втор 30. 19). Здесь нет термина «путь», но ясно представлены две жизненные установки, из которых народу израильскому предлагается избрать только одну. Слово «путь» в значении «образ жизни» многократно встречается в Псалтири. Уже в Псалме 1 говорится о разнице между двумя путями: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6). В Псалме 118 мы находим аналогичное противопоставление: «Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои» (Пс 118. 29-30). Согласно Псалмопевцу, Бог указывает человеку «путь жизни» (Пс 15. 11), устро- яет человеку «верный путь» (Пс 17. 33), наставляет грешников на путь, научает кротких путям Своим (Пс 24. 8-9), наставляет «на путь, по которому идти» (Пс 31. 8). Напротив, на путь недобрый человек становится по собственной инициативе (Пс 35. 5). Следствием любви к повелениям Божиим становится ненависть к «пути лжи» (Пс 118. 104,128). Идея двух путей получила широкое распространение в раннехристианской Церкви. Само учение Иисуса названо «путем Господним» (Деян 18. 25-26; 19. 9, 23); утверждается, что христиане имеют дерзновение входить во святилище «посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр 10. 19-20); «пути правды» (2 Петр 2. 21) противопоставляется «путь ложный», по которому идут грешники (Иак 5. 20). Это противопоставление особенно явственно в «Дидахи», которое начинается словами: «Есть два пути: один — жизни и другой — смерти, и велико различие между этими двумя путями»[325]. Каким образом соотносятся метафоры пути и врат? Открывают ли врата доступ к пути или, наоборот, путь ведет к вратам? Возможно и то, и другое толкование, однако второе представляется предпочтительным: путь ведет к вратам, так как образ врат используется в Библии для указания не на начало, а на конец пути; врата, как правило, соответствуют идее входа, а не выхода. В этом смысле можно понимать выражение «врата небесные» (Быт 28. 17): они вводят «во дворы Господни» (Пс 100. 4), в них входят праведные (Пс 117. 20). «Врата смерти» (Иов 38. 17; Пс 67. 21; 106. 18) и «врата преисподней» (Ис 38. 10), напротив, ведут в шеол. В речи Иисуса «врата ада» (Мф 16. 18), очевидно, обозначают вход в ад. Глагол «входят» употребляется в других местах Евангелия от Матфея для обозначения вхождения в Царство Небесное (Мф 5. 20; 7. 21) или в жизнь вечную (Мф 18. 8-9; 19.17). Два пути ведут к двум вратам, из которых одни открывают вход в «жизнь», а другие в «погибель». В проповеди Иисуса слово «путь» имеет многообразный смысл. На Тайной вечере Он говорит ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14. 6). Из трех терминов (врата, путь, жизнь), употребленных в рассматриваемой части Нагорной проповеди, здесь присутствуют два: путь и жизнь. Термин «истина» характерен только для Евангелия от Иоанна, где благодать и истина, произошедшие через Иисуса Христа, противопоставляются закону, данному через Моисея (Ин 1.17). Уверовавшим в Него иудеям Иисус говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 31-32). Слова из Нагорной проповеди об узком пути, ведущем в жизнь, можно толковать исходя из этого контекста. Под жизнью здесь понимается Царство Небесное — конечная цель странствования. Однако Царство Небесное связано не только с идеей посмертного воздаяния: Царство Божие обретается здесь и теперь, и оно есть не что иное, как Сам Иисус. Следовать по узкому пути, ведущему в жизнь, значит быть учеником Иисуса, исполнять Его заповеди. Образ «двери» в Евангелии от Иоанна также использовался для указания на Самого Спасителя. В беседе с иудеями Он говорит об овчарне, в которую пастух входит через дверь: «ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их... За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Далее Иисус разъясняет притчу: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин 10.1-9). Овчарня здесь символизирует Церковь, овцы — последователей Иисуса, а на Самого Иисуса указывают два образа — пастыря и двери в овчарню. Образ двери семантически близок образу врат, употребленному в Нагорной проповеди. Врата в Царство Небесное — это также Сам Христос: только через Него и благодаря Ему можно войти в это Царство. Путем к жизни в узком смысле является духовно-нравственное учение Спасителя, изложенное, в частности, в Нагорной проповеди. Идти узким путем — значит быть нищим духом, плачущим, кротким, алчущим и жаждущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцем, изгнанным за правду. Идти узким путем — значит претерпевать гонения за Христа, быть солью земли и светом мира, не гневаться, соблюдать супружескую верность, не воздавать злом за зло, любить врагов, избегать показной праведности, не судить людей, но прощать им долги, не собирать сокровища на земле, не пытаться одновременно служить Богу и маммоне, не заботиться о завтрашнем дне, искать прежде всего Царства Божия и правды его. В широком смысле слова путем к жизни является Сам Христос. Чтобы быть Его учеником, недостаточно просто исполнять некую сумму нравственных постулатов: нужно еще быть членом Его общины — Церкви. Характерно, что в версии Луки слова об узком пути являются ответом на вопрос: «Господи! неужели мало спасающихся?». Термин «спасение» отсутствует в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна, но неоднократно встречается в корпусе писаний Луки (Лк 1. 69, 77; 2. 30; 19. 9-10; Деян 4.11; 7. 25; 13.26; 13.47; 28.28), в Соборных посланиях (Иак 1. 5, 9-10; 1 Петр 2. 2; Иуд 3) и в посланиях апостола Павла (Рим 1. 16; 10. 1, 10; 11. 11; 13. 11 и др.). Глаголы «спасать», «спасаться» присутствуют во всем корпусе новозаветных писаний, включая все Евангелия. Идея спасения, таким образом, занимает центральное место в Новом Завете. Она встречается в том числе и в прямой речи Иисуса (Мф 18.11; Мк 3.4; Лк 6. 9; 19.10; Ин 12. 47). Синонимом «спасения» является «жизнь» в том значении, в котором этот термин употреблен в рассматриваемом фрагменте Нагорной проповеди; его антонимом — «погибель» (алсЬХыа). Термин «погибель» во всем корпусе Евангелий встречается дважды: первый раз в Нагорной проповеди, второй — в словах Иисуса об Иуде Искариоте, который назван «сыном погибели» (Ин 17.12). Выбор между путем к жизни и путем к погибели делает сам человек. Путь к погибели в узком смысле — это ориентация на те ценности, которые Спаситель ниспровергает в Нагорной проповеди и других Своих поучениях. Их совокупное наименование — маммона, а наглядный образец следования по пути погибели — фарисеи с их лицемерием и ложной праведностью. В широком смысле путь к погибели — это жизненный выбор, сделанный не в пользу Христа и Его общины. Об этом выборе Иисус скажет Своим ученикам в последнем наставлении: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16.15-16). Антитеза «многие — немногие», использованная в Нагорной проповеди, нередко встречается в прямой речи Спасителя, например: «Много званых, а мало избранных» (Мф 20. 16; 22. 14; Лк 14. 24); «Жатвы много, а делателей мало» (Мф 9. 37; Лк 10. 2). Судя по всему, критерий количества никогда не был основополагающим для Иисуса. Он не старался сделать Свое нравственное учение максимально удобным для исполнения как можно большим числом людей. Скорее, наоборот: делая акцент на качестве Своей общины, Иисус сознавал, что следование Его путем — удел немногих избранных. Начиная с IV века, вместе с легализацией христианства в Римской империи, новая ситуация определила необходимость истолкования Евангелия для поколения христиан, живущего уже не в условиях гонений, а в условиях относительного благоденствия. Однако нравственный радикализм проповеди Христа в толкованиях отцов Церкви, таких, например, как свт. Иоанн Златоуст, не исчез. Большинство охотно приняло внешние формы благочестия, которые были предложены Церковью, но только немногие оказались способны в полной мере отвечать нравственным требованиям, предъявляемым Иисусом к членам Своей общины. Начало складываться представление о «святых» как особом классе лиц внутри Церкви, оказавшихся способными воплотить в жизнь евангельский идеал во всей полноте. Если в первом поколении христиан термин «святые» применялся по отношению ко всем членам христианской общины (Деян 9. 41; 26. 10; Рим 16. 15; 1 Кор 6. 1-2; 14. 33; 16. 1; 2 Кор 9. 1,12; 13. 12; Еф 3. 8; Флп 4. 22 и др.), то в послеконстантиновскую эпоху он получил тот устойчивый смысл, который сохраняет по сей день: святыми стали называть людей, отличающихся от прочих христиан духовным совершенством. 23. з. Лжепророки Следующая часть Нагорной проповеди связана с предыдущей через тему широкого пути, ведущего в погибель. На этом пути есть свои учителя, от которых Иисус предостерегает учеников: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ди именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7.15-23). Образы волка и овцы используются здесь как контрастные, при этом, однако, не овца противопоставляется волку, а овечье обличье — волчьей сущности. Образ дерева, которое срубают и бросают в огонь, является буквальным заимствованием из проповеди Иоанна Крестителя, обращавшегося к народу: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9). Но если Предтеча говорил о людях, не принесших плод покаяния, то Иисус в Своей первой проповеди после выступления на общественное служение использует этот образ для указания на лжепророков. Параллель с рассматриваемым текстом имеется в Евангелии от Луки, где текст представлен в более сжатой форме: Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника... Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лк 6.43-44,46). Здесь нет ссылок ни на лжепророков, ни на Страшный суд. По этой причине некоторые исследователи утверждают, что текст Луки как более краткий является аутентичным, а Матфей дополнил и развил его в интересах своей общины. Однако оснований для такой трактовки труда Матфея нет: Иисус вполне мог говорить сходные вещи в разных аудиториях, при этом по-разному расставляя акценты. Образ доброго и худого дерева в Евангелии от Матфея встречается в речи Иисуса дважды. Отвечая на упрек фарисеев в том, что Он изгоняет бесов «не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского», Иисус говорит: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф 12. 24, 33). Здесь под добрым деревом, приносящим добрые плоды, понимается служение Спасителя, которое противопоставляется худым плодам деятельности фарисеев. Повторение в изречении Нагорной проповеди формулы «по плодам их узнаете их» призвано усилить это высказывание: именно результаты деятельности того или иного лжепророка должны стать главным признаком, по которому его можно будет отличить от истинного пророка (глагол eniyvwoeoOe, «узнаете», можно перевести как «распознаете»). Интересно, что у Матфея, в отличие от Луки, для обозначения «худого» дерева и плода используются различные термины: оалрос; («гнилой», «испорченный», «непригодный») — для дерева, лоуг|рб<; («злой», «лукавый») — для плода (при этом первый термин использовался для характеристики предметов и продуктов, а второй — людей). У Луки в обоих случаях мы находим термин оалрос;. Для обозначения «доброго» дерева и плода Матфей также использует два разных термина: каХ6<; (хороший) и ауаббс; (благой) соответственно. Лука в обоих случаях использует термин KaXoq. Таким образом, у Луки сказано, что дерево хорошее не приносит плод гнилой, а гнилое дерево — плод хороший; у Матфея — что «благое» дерево приносит плод хороший, а гнилое дерево — плод «злой». Употребляя термины, имеющие ярко выраженное этическое значение, Евангелист Матфей подчеркивает условность сравнения и усиливает контрастность образов: термин «благой» в речи Иисуса применяется к Богу (Мф 19. 17: «никто не благ, как только один Бог»), а термин «злой» — к диаволу («лукавый» в Мф 13. 19 идентичен «сатане» в Мк 4. 15 и «диаволу» в Лк 8.12). Термин «лжепророки» может иметь обобщенный смысл: он указывает на всех, кто извращает учение Иисуса. Деятельность этих лжепророков характеризуется тем, что они от имени Иисуса пророчествуют, изгоняют бесов и творят чудеса. Слова Спасителя об этих людях, на первый взгляд, противоречат тому, что сказано в эпизоде, приведенном в Евангелии от Марка. Здесь Иоанн, сын Зеведеев, говорит Иисусу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами». Иисус отвечает: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк 9. 38-40). Решить эту проблему позволяет анализ употребленных в Нагорной проповеди терминов «лжепророки» и «многие», а также общего контекста обоих высказываний. В рассказе из Евангелия от Марка речь идет о единичном случае, из которого делается общий вывод: некто не является членом общины учеников Иисуса и тем не менее творит чудеса Его именем. В Нагорной проповеди говорится о «многих», которые «в тот день», то есть на Страшном суде, будут ссылаться на совершённые Его именем чудеса. О посмертной участи чудотворца из Евангелия от Марка ничего не сообщается: Иисус лишь говорит ученикам, чтобы они не запрещали ему. Конечный результат деятельности этого чудотворца — примкнет ли он к общине учеников Иисуса или нет — остается неизвестным. Только в эсхатологической перспективе, на Страшном суде, произойдет последнее разделение на овец и козлов (Мф 25. 32-33) и окончательно откроется, кто был пророком, а кто лжепророком. В Евангелии от Луки приводится еще один достаточно близкий к рассматриваемому отрывку Нагорной проповеди текст: Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк 13. 25-27). Здесь «делатели неправды» не ссылаются ни на пророчества, ни на изгнания бесов, ни на совершённые ими чудеса. Они лишь говорят о том, что были современниками Иисуса и слышали Его слово. На Страшном суде Он отрекается от них на том основании, что они были не исполнителями слова, а только его слушателями (ср.: Иак 1. 22). Кто такие «делающие беззаконие» у Матфея (Мф 7.23) или «делатели неправды» у Луки (Лк 13. 27)? Термин «неправда» (абиаа) по значению близок к термину «беззаконие» (avop(a), указывающему прежде всего на несоблюдение Закона Моисеева (в Нагорной проповеди — на уклонение от Закона, как он изложен в проповеди Спасителя). Беззаконие, по словам Иисуса, умножится в последние времена, это также будет сопровождаться охлаждением любви (Мф 24.12). Слова «отойдите от Меня, делающие беззаконие» являются цитатой из Пс 6. 9. Выражение «делающие беззаконие» не вполне синонимично термину «лжепророки», хотя и употреблено в Нагорной проповеди по отношению к последним. Делающие беззаконие — это все те, кто приближаются к Богу устами своими и чтут Его языком, сердце же их далеко отстоит от Него (Мф 15. 8; Ис 29. 13). Они говорят Иисусу «Господи, Господи», но не исполняют волю Отца Его. Ко всем таковым относятся предупреждения из заключительных разделов Нагорной проповеди. Для понимания термина «лжепророки» (у Матфея употреблен трижды) важно учесть то обстоятельство, что в поучении о последних временах, предшествующем у Матфея рассказу о Страстях Христовых, Иисус говорит о «многих лжепророках», которые будут выдавать себя за Него: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят... И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих... Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24. 4-5, 11, 23-24). В этом поучении Спаситель говорит о том времени, когда Его уже не будет на земле. Слово «многие» вновь напоминает об изречении о широком пути, и о других случаях, когда этот термин указывает на тех, кто окажется вне Царства Небесного. Очевидно, что и в Нагорной проповеди поучение о «многих», кто на земле творили чудеса именем Иисуса, а на Страшном суде будут отвергнуты, распространяется на все времена вплоть до Его Второго пришествия. Термин «лжепророки» в поучении о последних временах соседствует с термином «лжехристы» (Мф 24. 24; Мк 13. 22), более не встречающимся на страницах Нового Завета. Однако в посланиях Иоанна многократно используется сходный по смыслу термин «антихристы» — как во множественном, так и в единственном числе (1 Ин 2. 18-19, 22). Апостол настаивает на необходимости «различения духов», предостерегая вслед за Иисусом против лжепророков (1 Ин 4. 1-3). Главным критерием отличия подлинного пророка от лжепророка, согласно Иоанну, является признание или непризнание Иисуса Христом, пришедшим во плоти. Это соответствует тому, что Иоанн, сын Зеведеев, услышал от Иисуса в ответ на вопрос о человеке, совершавшем чудеса именем Иисуса, но не ходившим вместе с Его учениками: «Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Однако в Нагорной проповеди Христос говорит о том, что одного лишь признания Его Господом еще не достаточно для спасения: необходимо воплощать в жизнь Его учение, исполнять волю Отца Его. Предостережениями против лжепророков и ложных чудес наполнена вся раннехристианская литература. Апостол Павел говорит о «беззаконнике», который придет в последнее время: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2. 7-9). Таким образом, чудеса и знамения могут быть не только истинными, но и ложными. Сама по себе способность человека творить чудеса еще не делает его наследником Царства Небесного, подчеркивает прп. Исаак Сирин: Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном... потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога[326]. Здесь, как и в Нагорной проповеди, акцент делается на внутреннем самосовершенствовании человека. Именно внутренняя работа, которую от человека требует Христос, составляет суть христианской жизни, именно она является тем «узким путем», который способен привести человека к цели — Царству Небесному. 23.4. Дом на камне и дом на песке Нагорная проповедь завершается небольшой притчей, содержание которой связано с предшествующими увещаниями о необходимости не только на словах исповедовать Иисуса Господом, но и на деле исполнять Его повеления. Одновременно эта притча подводит итог всей Нагорной проповеди: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф 7.24-27). Всякая притча построена на принципе сравнения: та или иная реальность описывается при помощи образного ряда, заимствованного из другой сферы и помогающего слушателям лучше понять то, что говорит им учитель. Как указывалось выше, в данной притче Иисус, возможно, использует образы, известные Ему с детства и связанные с профессией Его законного отца. Аналогичной притчей завершается Проповедь на равнине в Евангелии от Луки (Лк 6. 47-49). Здесь образ более детализирован: один строитель копает, углубляется и кладет фундамент (OepeXiov) на камне, а другой строит на земле без фундамента. У Матфея термин «фундамент» не употребляется, и разница между двумя строителями заключается только в выборе разных мест для строительства — один созидает на твердой почве, другой на зыбкой. Смысл притчи от этого не меняется. Притча о доме на камне и доме на песке не случайно стоит в самом конце и Нагорной проповеди, и Проповеди на равнине. Целый ряд ветхозаветных текстов, имеющих программный характер, завершается тем, что слушатель ставится перед альтернативой: выполнять содержащиеся в этих текстах увещания и получить благословение или не выполнять их и получить проклятие. Изложение заповедей Божиих в Книге Левит завершается словами: Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой... и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом... Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их... (Лев 26. 3-4,11-12,14-16). Аналогичным образом завершается изложение заповедей Божиих в Книге Второзакония: здесь серия благословений за послушание Богу и исполнение Его заповедей предшествует серии проклятий за непослушание и неисполнение (Втор 28.1-68). Для понимания притчи о доме на камне и песке важно отметить частое употребление в двух завершающих разделах Нагорной проповеди глагола noieco в значении «приносить (добрые плоды)», «исполнять (волю Отца Небесного, слова Иисуса)». Буквальное значение этого глагола — «делать», «творить». Он встречается уже в первом стихе Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1). Этим же глаголом Иисус обозначает Свою миссию на земле: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6. 38). Близким по смыслу является глагол Ёруа(оцси, имеющий значение «делать», «творить», «работать». Он употреблен в словах: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5. 17). Оба глагола соседствуют в вопросе, заданном Иисусу: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?». Ответом на этот вопрос явились слова Учителя: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6. 28-29). Божественный творческий процесс, начавшийся с сотворения мира, не прекращается на земле, и земное служение Сына Божия является его прямым продолжением. Сын Божий пришел для того, чтобы исполнить волю Отца — совершить дело, которое Отец поручил Ему исполнить (Ин 17. 4). Но и у ученика Иисуса есть свое дело: оно заключается в том, чтобы веровать в Него. Вера же предполагает не только убежденность в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, но и воплощение в жизнь того, чему Он научил Своих последователей. Исполнять слова Иисуса значит исполнять волю Бога Отца. Тот, кто не только слушает, но и исполняет, подобен человеку, построившему дом на твердом основании. Этим фундаментом, камнем, который «отвергли строители», но который «сделался главою угла» (Мф 21. 42; Мк 12. 10; Лк 20. 17; Пс 117. 22), является Сам Спаситель. А дом — это созданная Им Церковь. Она — тот дом духовный, о котором говорится в 1-м Послании Петра: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое...» (1 Петр 2. 4-5). По словам Оригена, под благоразумным мужем, построившим дом свой на камне, понимается «Сам Господь, построивший Церковь на камне, то есть на собственной твердости и силе... Все гонения устремились на дом тот и ничего не достигли, ибо он был построен на камне»[327]. Образ дома, построенного на камне, в полной мере применим к земному служению Иисуса Христа. Он строил здесь Свой дом — Церковь, способную вместить в себя всех Его последователей. Но дом этот Он строил на твердом фундаменте Ветхого Завета, включая Моисеево законодательство и свидетельство пророков. Апостол Петр сравнивает христианскую общину со зданием, утвержденным «на основании Апостолов и пророков», а Самого Христа называет «краеугольным камнем» этого здания (1 Петр 3. 20-21). Нагорная проповедь была одним из этапов того созидательного процесса, который продолжится в дальнейшем служении Христа, в Его смерти и Воскресени<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.014 с.) |