Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5. 3). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5. 3).



Современные исследователи спорят о точном значении выра­жения «нищие духом»: употреблено ли слово «нищие» в букваль­ном или метафорическом смысле? почему в греческом тексте сло­во «духом» стоит в дательном падеже? и так далее. Неоднократно предпринимались попытки реконструировать древнееврейский или арамейский оригинал этого выражения.

В церковной традиции это выражение имеет двоякое толко­вание. С одной стороны, по словам свт. Василия Великого, «нищие духом» это те, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раз­дай нищим (Мф 19. 21; Лк 18. 22)»[194]. Речь идет, следовательно, о ма­териальной нищете. С другой стороны, очень многие толкователи воспринимали выражение «нищие духом» как указание на нищету духовную. По словам прп. Макария Египетского, быть нищим ду­хом означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет»[195]. Таким образом, «нищета духом» является синонимом смирения. Свт. Иоанн Златоуст говорит:

Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сер­дцем... Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: «смиренные», а сказал: нищие? Потому, что последнее вырази­тельнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих[196].

В пользу такого понимания говорят и сходные выражения, встречающиеся в Ветхом Завете, например, «сокрушенные сердцем и смиренные духом» (Пс 33.19), «смиряться духом» (Притч 16.19), «смиренный духом» (Притч 29. 23), «смиренный и сокрушенный духом» (Ис 66. 2).

Таким образом, в первой заповеди Блаженства говорится о смирении. Вместе с третьей заповедью — «Блаженны кроткие» — первая заповедь указывает на качества Самого Спасителя: «Возь­мите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11.29).

Ни в Ветхом Завете, ни в древнегреческой литературе смире­ние не воспринималось как такое человеческое качество, которое можно поставить на первое место в списке добродетелей. В боль­шинстве случаев в Ветхом Завете смирение лишь противопостав­ляется гордости (Пс 9. 38-39; 33. 19; 50. 19; 137. 6; 146. 6; 149. 4; Притч 3. 34; 11. 2; 15. 33; 18. 13; 22. 4; 29. 23).

В словах же и личном примере Спасителя смирение занимает исключительное место. «Нищие духом» — это те, кто не противят­ся злу силой, но подставляют левую щеку, когда ударяют в правую; те, кто любят своих врагов; кто молятся не напоказ, а втайне. Уче­ние Иисуса о смирении также прекрасно иллюстрируется притчей о мытаре и фарисее: фарисей в молитве к Богу перечислял свои за­слуги, а мытарь, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешни­ку!» (Лк 18. 10-14). То есть смирение — это качество, характеризу­ющее отношение человека к Богу.

Жизненный путь Иисуса является путем смирения, самоуни­чижения и обнищания. По словам апостола Павла, Он — Тот, Кто «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 7-8). Он Сам, «бу­дучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8. 9). Эти слова апостола приводит в толковании на первую заповедь Блаженства свт. Григорий Нисский (IV век), говоря о том, что подлинно блаженным является только один Бог (1 Тим 6. 15), а для людей достижение блаженства возможно через уподобление Богу. Что же в Божестве предлагается для подражания?

Как мне кажется, нищетой духа Слово именует добровольное смиренномудрие... Видите ли меру добровольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образце, говорит апостол, да будет видима тобою мера и смиренномудрия[197].

12. з. «Блаженны плачущие»

Далее в Нагорной проповеди говорится:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.005 с.)