Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец ваш небесный даст блага просящим у него (мф 7. 7-11).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Текст состоит из трех взаимосвязанных логий (изречений): в первой излагается общий принцип, во второй предлагается пример из повседневной жизни, в третьей — вывод, вытекающий как из изложенного общего принципа, так и из приведенного примера. Все три логии скреплены глаголами «давать» и «просить» или производными от них причастиями. В параллельном тексте Евангелия от Луки первое предложение совпадает с версией Евангелия от Матфея. Второе предложение несколько отличается: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?». Третье предложение опять же практически полностью совпадает с текстом Евангелия от Матфея, за исключением слова «блага», которое у Евангелиста Луки заменено «Духом Святым» (Лк 11. 9-13). В Евангелии от Луки данные стихи являются частью поучения о молитве, которое предваряется вопросом одного из учеников: «Господи! научи нас молиться». В ответ Иисус произносит молитву «Отче наш». Далее следует особый материал Луки, который более не встречается ни в одном другом из Евангелий: И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк 11.5-8). Помимо приведенного отрывка о молитве говорится в притче о вдове, докучавшей судье просьбой защитить ее от обидчика. Судья, «который Бога не боялся и людей не стыдился», долгое время не хотел снизойти к ее просьбе, но в конце концов говорит: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Притча завершается словами: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк 18. 1-8). В обоих приведенных текстах из Евангелия от Луки ясно прослеживается одна и та же мысль: если даже Бог «медлит» с исполнением просьбы человека, Он выполнит ее «по неотступности его». Тексты о молитве из Евангелия от Луки созвучны Нагорной проповеди, где также дается образ человека, настойчиво добивающегося своей цели. Этот образ создается благодаря троекратному «просите — ищите — стучите» и троекратному же «получает — находит — отворят». Используется та же логика «доказательства от противного», что и в текстах из Евангелия от Луки. Если у Луки в пример приводился человек, который в полночь докучает своему другу, и вдова, докучающая судье, то в Нагорной проповеди молящиеся сравниваются с детьми, получающими благие даяния от своих отцов. Выражение «будучи злы» в общем контексте речи Иисуса не имело какого-то оскорбительного оттенка. «Зло» как атрибут человеческой природы здесь противопоставляется «благу» как божественному атрибуту. Термин «благо» Иисус считал применимым к одному лишь Богу (Мф 19.17). Ни один человек не может считаться благим по природе. Человек может быть злым по отношению к другим людям, но в его отношении к собственным детям добро превалирует. Любовь земного отца к своим детям является отражением любви Отца Небесного ко всем людям. Поэтому и в молитве люди вправе неотступно просить Бога как своего Отца. Дополнительный свет на причины той уверенности, с которой Иисус говорит об исполнении Отцом просьбы, обращенной к Нему в молитве, проливают изречения в Евангелии от Иоанна: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин 14. 13-14). Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин 15. 7). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин 16. 23-24). Все три изречения произнесены на Тайной вечере и являются частью последнего наставления Иисуса ученикам. Все три скреплены тем же глаголом «просить», что и приведенные выше тексты из Евангелий от Матфея и от Луки. Трижды Иисус говорит о том, что прошение, обращенное к Отцу, должно быть «во имя Мое». Это прошение, согласно одному изречению, исполнит Отец; согласно другому, его исполнит Сам Иисус. Спаситель не просто обещал ученикам внимание к их просьбам со стороны Отца: Он свидетельствует о Себе как о гаранте того, что просьбы будут исполнены. Об этом говорится и в Евангелии от Матфея: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18.19-20). Эти слова легли в основу практики общественной молитвы (богослужения) в христианской Церкви. Совет просить «о всяком деле» перекликается со словами Нагорной проповеди: «Просите, и дано будет вам». Речь идет, очевидно, о вполне конкретных молитвенных прошениях, которые ученик Спасителя может воссылать Отцу. Несмотря на то, что Бог знает, что необходимо человеку, Иисус хочет, чтобы Его ученики обращались к Богу с молитвой, причем делали это вместе. Опыт молитвы показывает, что Бог не всегда подает человеку то, чего тот просит. Ответ на вопрос, в каких случаях молитва может остаться неуслышанной, начало искать уже первое поколение христиан. В своем Соборном Послании апостол Иаков обращается к людям, погрязшим во вражде и распрях: «Желаете — и не имеете... не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4.2-3). Здесь получение просимого от Бога ставится в прямую зависимость от того, с какой целью человек обращается с просьбой. В Первом Послании Иоанна говорится: «...Чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин 3. 22). В том же Послании читаем: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин 5. 14-15). В этих текстах исполнение Богом просьбы, содержащейся в молитве, увязывается с соблюдением Его заповедей, угодными Ему делами и прошением того, что соответствует Его воле. Подробным комментарием к словам Спасителя из Нагорной проповеди является одна из заповедей книги Ермы «Пастырь»[316] — произведения II века, в некоторых рукописях помещавшегося вместе с Евангелиями и другими книгами Нового Завета. В тексте содержится целый список условий, при которых молитва христианина будет услышана: он должен просить без сомнения, очищать сердце от мирской суеты и исполнять заповеди Божии. Однако даже и в этом случае прошения могут оказаться неисполненными. Если Бог не выполняет их сразу, Он может исполнить их впоследствии: «...Если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись... Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее получишь то, что просишь»[317]. Условия, при соблюдении которых молитва бывает услышана, продолжили разъяснять христианские авторы последующих поколений. Подробное толкование на слова из Нагорной проповеди встречается у свт. Иоанна Златоуста: Не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим усердием и усилием, что и выражается словом «ищите»... А сказав «стучите», показывает, что должны приступать к Богу с силой и теплой мыслью... Если же не сразу получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал «стучите», чтобы показать, что, если и не скоро Он откроет двери, все равно нужно ждать... Если же ты постоянно будешь просить Его, то, хоть и не скоро получишь просимое, однако же непременно получишь. Для того-то и заперта дверь, чтобы побудить тебя стучаться; для того-то и не тотчас внимает, чтобы ты просил. Итак, постоянно проси — и непременно получишь... Не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь... Молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое — просить усиленно; второе — просить должного... Но ныне наши прошения достойны смеха и свойственны скорее людям пьяным, чем трезвым. Отчего же, скажешь, я не получаю даже тогда, когда прошу духовного? Конечно, от того, что ты или не с усердием ударяешь в двери, или сделал себя недостойным к принятию просимого, или быстро перестал просить... Итак, не говори: я приходил и не получил. Никогда нельзя не получить от Бога, Который так любит, что Своей любовью превосходит самих отцов — и превосходит настолько, насколько благость превосходит злобу[318]. В VII веке прп. Исаак Сирин рассуждал о том, почему молитва иной раз остается неуслышанной. Первая причина, на его взгляд, заключается в человеколюбивом Промысле Божием, согласно которому Бог каждому подает соответствующее его мере и способности вместить: Если Он медлит [исполнить] прошение твое, когда ты просишь [у Него] и не получаешь вскоре, не печалься, ведь ты не мудрее Бога. Когда же такое будет продолжаться, [то случится это] или по причине жития твоего, не достойного прошения твоего, или по причине путей сердца твоего, не соответствующих намерению[319] молитвы твоей, или из-за сокровенной степени твоей[320], которая [остается] детской по отношению к взрослому состоянию молитвы[321]. Другая причина, по которой Бог не слышит молитву, — грехи, отделяющие человека от Бога: Но почему, когда Бог так милосерд, мы в скорби многократно стучимся в дверь Его и молимся, а Он пренебрегает нашим прошением? Он говорит: «Вот, рука Господня не мала на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония Ваши произвели разделение между вами и Богом, и грехи ваши отвратили лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис 59.1-2). Во всякое время помни о Господе, и Он вспомнит о тебе, когда приблизится к тебе зло[322]. Молитва является творческим процессом, результат которого не всегда предсказуем. Иисус не ставил задачу систематически изложить основы учения о молитве. К теме молитвы Он обращался часто, однако даже все Его изречения на эту тему вместе взятые не дают полноценной системы, по которой человек мог бы строить свою молитвенную жизнь и свое общение с Богом. В Нагорной проповеди Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться (Мф 6. 5-8). Затем Он дает ученикам образец молитвы (Мф 6. 9-13). Наконец, Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости (Мф 7. 7-11). Все прочее Он оставляет на творческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь. Резюме Иисус Христос дает обетование об исполнении молитв, обращенных к Богу, призывает к постоянству в молитве. Бог — Отец для всякого верующего в Него, и, подобно любящему земному отцу, Он всегда «даст блага просящим у Него». В параллельном месте Евангелия от Луки говорится, что даже если Бог медлит с исполнением просьбы, она будет услышана «по неотступности» молящегося. В прощальной речи Спасителя, записанной в Евангелии от Иоанна, Он обещает Своим ученикам, что всякая их просьба, обращенная к Отцу во имя Сына, будет исполнена. Отцы Церкви объясняли, что человек может не получить видимого исполнения своей просьбы, обращенной к Богу, однако это не значит, что Бог ее не слышит. Это может происходить, например, из-за того, что человек просит чего-то недолжного, неполезного для себя или же грехи, которые он совершает постоянно, отделяют его от Бога. Вопросы к главе 21 1. Что представляет собой учение Иисуса Христа о молитве, изложенное Им в Нагорной проповеди? 2. В чем сходство и различие наставления о молитве в Нагорной проповеди и в параллельных стихах Евангелия от Луки? 3. Какие слова Иисуса Христа легли в основу практики богослужения в христианской Церкви? 4. В каких случаях, по мнению отцов Церкви, молитва может остаться неуслышанной? Глава 22. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» За наставлением о неотступной молитве в Нагорной проповеди следует так называемое «золотое правило»[323], содержащее тот основополагающий принцип, по которому должны строиться отношения между людьми:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.009 с.) |