Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец ваш небесный даст блага просящим у него (мф 7. 7-11). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец ваш небесный даст блага просящим у него (мф 7. 7-11).



Текст состоит из трех взаимосвязанных логий (изречений): в первой излагается общий принцип, во второй предлагается при­мер из повседневной жизни, в третьей — вывод, вытекающий как из изложенного общего принципа, так и из приведенного приме­ра. Все три логии скреплены глаголами «давать» и «просить» или производными от них причастиями.

В параллельном тексте Евангелия от Луки первое предло­жение совпадает с версией Евангелия от Матфея. Второе пред­ложение несколько отличается: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?». Третье предложение опять же практи­чески полностью совпадает с текстом Евангелия от Матфея, за исключением слова «блага», которое у Евангелиста Луки заменено «Духом Святым» (Лк 11. 9-13).

В Евангелии от Луки данные стихи являются частью поучения о молитве, которое предваряется вопросом одного из учеников: «Господи! научи нас молиться». В ответ Иисус произносит молитву «Отче наш». Далее следует особый материал Луки, который более не встречается ни в одном другом из Евангелий:

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, при­дет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего пред­ложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк 11.5-8).

Помимо приведенного отрывка о молитве говорится в притче о вдове, докучавшей судье просьбой защитить ее от обидчика. Су­дья, «который Бога не боялся и людей не стыдился», долгое время не хотел снизойти к ее просьбе, но в конце концов говорит: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Притча завершается словами: «Слышите, что говорит судья непра­ведный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк 18. 1-8).

В обоих приведенных текстах из Евангелия от Луки ясно про­слеживается одна и та же мысль: если даже Бог «медлит» с испол­нением просьбы человека, Он выполнит ее «по неотступности его».

Тексты о молитве из Евангелия от Луки созвучны Нагорной проповеди, где также дается образ человека, настойчиво добиваю­щегося своей цели. Этот образ создается благодаря троекратному «просите — ищите — стучите» и троекратному же «получает — на­ходит — отворят». Используется та же логика «доказательства от противного», что и в текстах из Евангелия от Луки. Если у Луки в пример приводился человек, который в полночь докучает своему другу, и вдова, докучающая судье, то в Нагорной проповеди мо­лящиеся сравниваются с детьми, получающими благие даяния от своих отцов.

Выражение «будучи злы» в общем контексте речи Иисуса не имело какого-то оскорбительного оттенка. «Зло» как атрибут че­ловеческой природы здесь противопоставляется «благу» как боже­ственному атрибуту. Термин «благо» Иисус считал применимым к одному лишь Богу (Мф 19.17). Ни один человек не может считаться благим по природе. Человек может быть злым по отношению к дру­гим людям, но в его отношении к собственным детям добро прева­лирует. Любовь земного отца к своим детям является отражением любви Отца Небесного ко всем людям. Поэтому и в молитве люди вправе неотступно просить Бога как своего Отца.

Дополнительный свет на причины той уверенности, с которой Иисус говорит об исполнении Отцом просьбы, обращенной к Нему в молитве, проливают изречения в Евангелии от Иоанна:

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да про­славится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин 14. 13-14).

Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин 15. 7).

Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; про­сите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин 16. 23-24).

Все три изречения произнесены на Тайной вечере и являются частью последнего наставления Иисуса ученикам. Все три скрепле­ны тем же глаголом «просить», что и приведенные выше тексты из Евангелий от Матфея и от Луки. Трижды Иисус говорит о том, что прошение, обращенное к Отцу, должно быть «во имя Мое». Это прошение, согласно одному изречению, исполнит Отец; согласно другому, его исполнит Сам Иисус.

Спаситель не просто обещал ученикам внимание к их прось­бам со стороны Отца: Он свидетельствует о Себе как о гаранте того, что просьбы будут исполнены. Об этом говорится и в Еванге­лии от Матфея: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18.19-20). Эти слова легли в основу практики общественной молитвы (богослужения) в христианской Церкви.

Совет просить «о всяком деле» перекликается со словами На­горной проповеди: «Просите, и дано будет вам». Речь идет, оче­видно, о вполне конкретных молитвенных прошениях, которые ученик Спасителя может воссылать Отцу. Несмотря на то, что Бог знает, что необходимо человеку, Иисус хочет, чтобы Его ученики обращались к Богу с молитвой, причем делали это вместе.

Опыт молитвы показывает, что Бог не всегда подает человеку то, чего тот просит. Ответ на вопрос, в каких случаях молитва мо­жет остаться неуслышанной, начало искать уже первое поколение христиан. В своем Соборном Послании апостол Иаков обращает­ся к людям, погрязшим во вражде и распрях: «Желаете — и не име­ете... не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4.2-3). Здесь получение просимого от Бога ста­вится в прямую зависимость от того, с какой целью человек обра­щается с просьбой.

В Первом Послании Иоанна говорится: «...Чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем бла­гоугодное пред Ним» (1 Ин 3. 22). В том же Послании читаем: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин 5. 14-15). В этих текстах исполнение Богом просьбы, содержащейся в молитве, увязывается с соблюдением Его заповедей, угодными Ему делами и прошением того, что соответствует Его воле.

Подробным комментарием к словам Спасителя из Нагорной проповеди является одна из заповедей книги Ермы «Пастырь»[316] — произведения II века, в некоторых рукописях помещавшегося вме­сте с Евангелиями и другими книгами Нового Завета. В тексте со­держится целый список условий, при которых молитва христиани­на будет услышана: он должен просить без сомнения, очищать сер­дце от мирской суеты и исполнять заповеди Божии. Однако даже и в этом случае прошения могут оказаться неисполненными. Если Бог не выполняет их сразу, Он может исполнить их впоследствии: «...Если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись... Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, ко­торого не знаешь, позднее получишь то, что просишь»[317].

Условия, при соблюдении которых молитва бывает услышана, продолжили разъяснять христианские авторы последующих по­колений. Подробное толкование на слова из Нагорной проповеди встречается у свт. Иоанна Златоуста:

Не самим только должно стараться, но и свыше призывать по­мощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим усердием и усилием, что и выра­жается словом «ищите»... А сказав «стучите», показывает, что должны приступать к Богу с силой и теплой мыслью... Если же не сразу получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал «стучите», чтобы показать, что, если и не скоро Он откроет двери, все равно нужно ждать... Если же ты постоянно будешь просить Его, то, хоть и не скоро получишь просимое, однако же непременно получишь. Для того-то и за­перта дверь, чтобы побудить тебя стучаться; для того-то и не тотчас внимает, чтобы ты просил. Итак, постоянно проси — и непременно получишь... Не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь... Молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое — просить усиленно; второе — просить должного... Но ныне наши прошения достойны смеха и свойственны скорее людям пьяным, чем трезвым. Отчего же, скажешь, я не получаю даже тогда, когда прошу духовного? Ко­нечно, от того, что ты или не с усердием ударяешь в двери, или сделал себя недостойным к принятию просимого, или быстро перестал просить... Итак, не говори: я приходил и не получил. Никогда нельзя не получить от Бога, Который так любит, что Своей любовью превосходит самих отцов — и превосходит на­столько, насколько благость превосходит злобу[318].

В VII веке прп. Исаак Сирин рассуждал о том, почему молитва иной раз остается неуслышанной. Первая причина, на его взгляд, заключается в человеколюбивом Промысле Божием, согласно ко­торому Бог каждому подает соответствующее его мере и способно­сти вместить:

Если Он медлит [исполнить] прошение твое, когда ты просишь [у Него] и не получаешь вскоре, не печалься, ведь ты не мудрее Бога. Когда же такое будет продолжаться, [то случится это] или по причине жития твоего, не достойного прошения твоего, или по причине путей сердца твоего, не соответствующих намере­нию[319] молитвы твоей, или из-за сокровенной степени твоей[320], ко­торая [остается] детской по отношению к взрослому состоянию молитвы[321].

Другая причина, по которой Бог не слышит молитву, — грехи, отделяющие человека от Бога:

Но почему, когда Бог так милосерд, мы в скорби многократно стучимся в дверь Его и молимся, а Он пренебрегает нашим про­шением? Он говорит: «Вот, рука Господня не мала на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но


беззакония Ваши произвели разделение между вами и Богом, и грехи ваши отвратили лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис 59.1-2). Во всякое время помни о Господе, и Он вспомнит о тебе, когда приблизится к тебе зло[322].

Молитва является творческим процессом, результат которого не всегда предсказуем. Иисус не ставил задачу систематически из­ложить основы учения о молитве. К теме молитвы Он обращался часто, однако даже все Его изречения на эту тему вместе взятые не дают полноценной системы, по которой человек мог бы строить свою молитвенную жизнь и свое общение с Богом.

В Нагорной проповеди Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться (Мф 6. 5-8). За­тем Он дает ученикам образец молитвы (Мф 6. 9-13). Наконец, Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости (Мф 7. 7-11). Все прочее Он оставляет на твор­ческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь.

Резюме

Иисус Христос дает обетование об исполнении молитв, обра­щенных к Богу, призывает к постоянству в молитве. Бог — Отец для всякого верующего в Него, и, подобно любящему земному отцу, Он всегда «даст блага просящим у Него». В параллельном месте Евангелия от Луки говорится, что даже если Бог медлит с испол­нением просьбы, она будет услышана «по неотступности» моля­щегося. В прощальной речи Спасителя, записанной в Евангелии от Иоанна, Он обещает Своим ученикам, что всякая их просьба, обра­щенная к Отцу во имя Сына, будет исполнена.

Отцы Церкви объясняли, что человек может не получить ви­димого исполнения своей просьбы, обращенной к Богу, однако это не значит, что Бог ее не слышит. Это может происходить, например, из-за того, что человек просит чего-то недолжного, неполезного для себя или же грехи, которые он совершает постоянно, отделя­ют его от Бога.

Вопросы к главе 21

1. Что представляет собой учение Иисуса Христа о молитве, изло­женное Им в Нагорной проповеди?

2. В чем сходство и различие наставления о молитве в Нагорной проповеди и в параллельных стихах Евангелия от Луки?

3. Какие слова Иисуса Христа легли в основу практики богослу­жения в христианской Церкви?

4. В каких случаях, по мнению отцов Церкви, молитва может остаться неуслышанной?


Глава 22.

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»

За наставлением о неотступной молитве в Нагорной пропо­веди следует так называемое «золотое правило»[323], содержащее тот основополагающий принцип, по которому должны строиться от­ношения между людьми:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.012 с.)