Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блаженны плачущие (nevoovvtet;), ибо они утешатся (лара- kxqoqoovtai)» (мф 5. 4).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В Евангелии от Луки использованы другие выражения: «Блаженны плачущие (kXcuovtec;) ныне, ибо воссмеетесь (уеХаоете)» (Лк 6. 21). Семантическую разницу между глаголами nevOeco и кХсасо уловить непросто: оба они указывают на плач, вызванный скорбью, горем, печалью, в том числе на оплакивание умершего. Более существенна разница между второй парой глаголов, обозначающих соответственно два разных состояния: утешение и смех. Можно говорить о том, что, согласно версии Луки, в награду за плач, происходящий от различных скорбных обстоятельств (в том числе от нищеты и голода), человек получит в награду веселие (смех), тогда как по версии Матфея плач как внутреннее духовное состояние прелагается в утешение, имеющее опять же духовный характер. Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в Книге пророка Исаии — в том самом отрывке, который Иисус прочитал в Назаретской синагоге (Лк 4.16-20). В переводе с греческого текста Септуагинты он звучит так: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих (ларакаХеош ndvxaq xoiiq nev0ouvxa<;), дать плачущим Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» (Ис 61. 1-3). Иисус в Назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, указывая тем самым, что именно Он — источник радости, именно Он должен «утешить всех плачущих». Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам является подателем этого блаженства. В последней беседе с учениками, приведенной в Евангелии от Иоанна, Иисус обращается к ним с такими словами: «Вы восплаче- те и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16. 20). Скорбь учеников при разлучении с Ним Спаситель сравнивает со страданиями женщины при родах, а радость о Его Воскресении — с рождением ребенка. При этом источником радости оказывается Он Сам: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16. 22). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам перед Своим исходом из мира, имеют вневременной характер и проистекают от встречи с Ним — Богом воплотившимся. Не случайно шестая заповедь Блаженства — о чистых сердцем — завершается словами: «ибо они Бога узрят» (Мф 5. 6). То есть источником утешения для плачущих является Сам Бог, Которого узрят чистые сердцем.
В восточнохристианской традиции утвердилось толкование, увязывающее эту заповедь с темой покаянного плача, который должен быть пожизненным подвигом христианина. Свт. Иоанн Златоуст говорит о покаянии как «втором крещении», приводя пример апостола Петра, оплакавшего грех отречения от Господа[198]. Вторую заповедь Блаженства Златоуст толкует как указывающую на плач покаяния: Прекрасна печаль в душах искренно кающихся; подобает грешникам плач о грехах: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 397 (Мф 5. 4). Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании; оправдайся перед Судьей прежде, чем предстанешь пред судом. Или ты не знаешь, что все, желающие смягчить судью, умоляют его не при самом разбирательстве дела, а умоляют еще до прихода на суд или чрез друзей, или чрез покровителей, или каким-нибудь иным способом? То же следует сказать и относительно Бога: во время суда нельзя уже склонить Судью, до наступления же суда можно умолить Его..? Иной род плача — слезы умиления. Это слезы, подчеркивает прп. Иоанн Лествичник (VII век), сами в себе содержат утешение: «Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте... Такое умиление есть поистине дар Господень»[199] [200]. По учению прп. Исаака Сирина (VII век), от сознания собственной греховности в человеке рождаются сначала слезы покаяния, сопровождаемые горечью в сердце и сокрушением. Затем происходит постепенный переход от этого вида слез к другому — к сладким слезам умиления[201]. Эти слезы умиления, сопровождающиеся чувством духовной радости, даются человеку, когда он достигает чистоты сердца и бесстрастия. Говоря об этом, прп. Исаак связывает вторую и пятую заповеди Блаженства: «Блаженны чистые сердцем», потому что нет времени, когда бы не услаждались они этой сладостью слез, и в ней всегда зрят они Господа (Мф 5. 8). Пока еще слезы на глазах их, они сподобляются видения откровений Его на высоте молитвы своей; ибо нет у них молитвы без слез, и это есть то, о чем сказал Господь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5.4). Ибо от плача приходит человек к душевной чистоте. Поэтому Податель жизни нашей, сказав ибо они утешатся, не сказал, каким утешением. Ибо, когда инок сподобится с помощью слез перейти
область страстей и вступить на равнину чистоты души, тогда в ней [то есть в равнине] встретит он то утешение... Ибо не бывает, чтобы к сердцу человека, постоянно плачущего, приблизились страсти... Все святые стремятся к сему входу, и слезами отверзается перед ними дверь для вхождения в страну утешения[202]. 12.4. «Блаженны кроткие» Третья заповедь —
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.178 (0.011 с.) |