Блаженны плачущие (nevoovvtet;), ибо они утешатся (лара- kxqoqoovtai)» (мф 5. 4). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блаженны плачущие (nevoovvtet;), ибо они утешатся (лара- kxqoqoovtai)» (мф 5. 4).



В Евангелии от Луки использованы другие выражения: «Бла­женны плачущие (kXcuovtec;) ныне, ибо воссмеетесь (уеХаоете)» (Лк 6. 21). Семантическую разницу между глаголами nevOeco и кХсасо уловить непросто: оба они указывают на плач, вызванный скорбью, горем, печалью, в том числе на оплакивание умершего. Более су­щественна разница между второй парой глаголов, обозначающих соответственно два разных состояния: утешение и смех. Можно говорить о том, что, согласно версии Луки, в награду за плач, про­исходящий от различных скорбных обстоятельств (в том числе от нищеты и голода), человек получит в награду веселие (смех), тог­да как по версии Матфея плач как внутреннее духовное состояние прелагается в утешение, имеющее опять же духовный характер.

Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в Книге пророка Исаии — в том самом отрывке, который Иисус про­читал в Назаретской синагоге (Лк 4.16-20). В переводе с греческо­го текста Септуагинты он звучит так: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих (ларакаХеош ndvxaq xoiiq nev0ouvxa<;), дать плачущим Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» (Ис 61. 1-3). Иисус в Назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, указывая тем самым, что именно Он — источник радости, именно Он должен «утешить всех плачущих». Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам является подателем этого блаженства.

В последней беседе с учениками, приведенной в Евангелии от Иоанна, Иисус обращается к ним с такими словами: «Вы восплаче- те и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16. 20). Скорбь учеников при разлуче­нии с Ним Спаситель сравнивает со страданиями женщины при родах, а радость о Его Воскресении — с рождением ребенка. При этом источником радости оказывается Он Сам: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16. 22). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о кото­рой будет говорить ученикам перед Своим исходом из мира, имеют вневременной характер и проистекают от встречи с Ним — Богом воплотившимся. Не случайно шестая заповедь Блаженства — о чи­стых сердцем — завершается словами: «ибо они Бога узрят» (Мф 5. 6). То есть источником утешения для плачущих является Сам Бог, Которого узрят чистые сердцем.

В восточнохристианской традиции утвердилось толкование, увязывающее эту заповедь с темой покаянного плача, который должен быть пожизненным подвигом христианина. Свт. Иоанн Златоуст говорит о покаянии как «втором крещении», приводя пример апостола Петра, оплакавшего грех отречения от Господа[198]. Вторую заповедь Блаженства Златоуст толкует как указывающую на плач покаяния:

Прекрасна печаль в душах искренно кающихся; подобает греш­никам плач о грехах: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»


397

(Мф 5. 4). Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказа­нии; оправдайся перед Судьей прежде, чем предстанешь пред судом. Или ты не знаешь, что все, желающие смягчить судью, умоляют его не при самом разбирательстве дела, а умоляют еще до прихода на суд или чрез друзей, или чрез покровителей, или каким-нибудь иным способом? То же следует сказать и относи­тельно Бога: во время суда нельзя уже склонить Судью, до на­ступления же суда можно умолить Его..?

Иной род плача — слезы умиления. Это слезы, подчеркивает прп. Иоанн Лествичник (VII век), сами в себе содержат утешение: «Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте... Такое умиление есть поистине дар Господень»[199] [200].

По учению прп. Исаака Сирина (VII век), от сознания собст­венной греховности в человеке рождаются сначала слезы покаяния, сопровождаемые горечью в сердце и сокрушением. Затем происхо­дит постепенный переход от этого вида слез к другому — к сладким слезам умиления[201]. Эти слезы умиления, сопровождающиеся чув­ством духовной радости, даются человеку, когда он достигает чи­стоты сердца и бесстрастия. Говоря об этом, прп. Исаак связывает вторую и пятую заповеди Блаженства:

«Блаженны чистые сердцем», потому что нет времени, когда бы не услаждались они этой сладостью слез, и в ней всегда зрят они Господа (Мф 5. 8). Пока еще слезы на глазах их, они сподобля­ются видения откровений Его на высоте молитвы своей; ибо нет у них молитвы без слез, и это есть то, о чем сказал Господь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5.4). Ибо от пла­ча приходит человек к душевной чистоте. Поэтому Податель жизни нашей, сказав ибо они утешатся, не сказал, каким уте­шением. Ибо, когда инок сподобится с помощью слез перейти


область страстей и вступить на равнину чистоты души, тогда в ней [то есть в равнине] встретит он то утешение... Ибо не быва­ет, чтобы к сердцу человека, постоянно плачущего, приблизи­лись страсти... Все святые стремятся к сему входу, и слезами от­верзается перед ними дверь для вхождения в страну утешения[202].

12.4. «Блаженны кроткие»

Третья заповедь —



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)