Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (мф 5. 6).

Поиск

В параллельном месте Евангелия от Луки говорится о телесном голоде: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк 6. 21).

В Ветхом Завете голод и жажда используются как метафоры, указывающие на духовные феномены. В Книге Псалмов образ жа­жды используется для описания сильного и горячего стремления человека к Богу, к исполнению Его законов и заповедей:

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому (Пс 41. 2-3).

Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и без­водной (Пс 62. 2).

Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду (Пс 118.131).

Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое (Пс118. 174).

Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля (Пс 142. 6).

Слово SiKaioouvr), обычно переводимое как «праведность», «справедливость» или «правда» (в отличие от aXqQeia, переводи­мого как «правда» или «истина»), в общем контексте заповедей Блаженства имеет подчеркнуто религиозный смысл. Оно встре­чается дважды: сначала в четвертой, а потом в восьмой заповеди. Речь идет не об обычной человеческой праведности или справед­ливости, а о той правде, которая вытекает из Закона Божия и из воли Божией. Именно об этой правде Иисус говорил Иоанну Кре­стителю: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3. 15). Об этой же правде Спаситель говорит далее в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33).

Правда — одно из ключевых библейских понятий. В Ветхом Завете оно означало прежде всего следование заповедям Божи­им; призвание богоизбранного народа заключается в том, что­бы «ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт 18. 19). Искание правды увязывается с овладением землею обетованной: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, кото­рую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор 16. 20). В псалмах понятие правды употребляется как в смысле человеческой праведности, так и применительно к Богу, причем оба понимания правды тесно взаимосвязаны:

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! (Пс 4. 2).

Господи! путеводи меня в правде Твоей (Пс 5. 9).

Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне (Пс 7. 9).

Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего (Пс 7.18).

Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведни­ка (Пс 10. 7).

Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс 24. 8-9).

Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем (Пс 35.11).

Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои (Пс 84. 11-14).

Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его (Пс 96. 2).

Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею (Пс 118.40).

Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей (Пс 118.123).

Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина... Прав­да откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить (Пс 118. 142,144).

Таким образом, правда в Ветхом Завете выступает как одно из качеств Самого Бога. Человеческая же праведность является пря­мым отражением этой божественной правды. Правда Божия име­ет вневременной вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени и пространстве. В данном контексте «алчущие и жаждущие правды» — это те, кто го­рячо стремятся исполнять заповеди Божии. Можно также сказать, что алчущие и жаждущие правды — это те, кто всем сердцем ищут Бога, потому что Бог — источник всякой правды.

Будучи Богом и Человеком, Иисус являет Своей жизнью и правду Божию, и праведность человеческую. Подлинный смысл четвертой заповеди Блаженства, как и других заповедей, раскры­вается через Иисуса Христа. Свт. Григорий Нисский подчеркива­ет христоцентризм этой заповеди: «Истинная добродетель, добро без примеси злого... это Сам Бог Слово... И весьма справедливо ублажены алчущие этой Божией правды; ибо подлинно вкусивший Господа, как говорит псалмопение (Пс 33. 9), то есть принявший в себя Бога, наполняется тем, чего жаждал и алкал»[205].

12. б. «Блаженны милостивые»

Пятая заповедь Блаженства также говорит о человеческом ка­честве, являющемся прямым отражением одного из свойств Божи­их, — о милости:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.01 с.)