Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к нему ученики его. И Он, отверзши уста свои, учил их, говоря (мф 5. 1-2). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к нему ученики его. И Он, отверзши уста свои, учил их, говоря (мф 5. 1-2).



Слова «взошел на гору» важны для понимания того контекста, в котором Спаситель произнес Свое первое пространное поучение на нравственные темы.

У древних евреев горы ассоциировались с присутствием Бо­жиим. Псалмопевец говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс 120. 1-2). Если для того, чтобы получить помощь от Бога, достаточно возвести очи к горам, то для того, чтобы встре­титься с Богом, необходимо подняться на гору. Одним из примеров является библейский рассказ о том, как праотец Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака на одной из гор (Быт 22. 1-12). Другой пример — дарование Закона на горе Синай: согласно повествованию Книги Исход, Моисей несколько раз поднимался и спускался с горы, прежде чем получил от Бога заповеди, а потом

[190]        Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 21.4.

[191] Там же.

[192] Августин. О Нагорной проповеди. 1.1.

[193] См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. 2.1. Вопрос 108.

[194] Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 205.

[195] Макарий Египетский. Духовные беседы. 12. 3.

[196] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 15. 1.

Григорий Нисский. О Блаженствах. 1.

Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. 3.4.

[199] Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. 7. 6.

[200] Иоанн Лествичник. Лествица. 7.

[201] Исаак Сирин. Слова подвижнические. 35 (в рус. пер.: Слово 21).

Исаак Сирин. Слова подвижнические. 35 (в рус. пер.: Слово 21).

[203] Имеется в виду первая заповедь Блаженства.

[204] Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 38. 2-3.

Григорий Нисский. О Блаженствах. 4.

[206] Исаак Сирин. Слова подвижнические. 50 (в рус. пер.: Слово 89)

[207] Там же (в рус. пер.: Слово 90).

[208] Там же (в рус. пер.: Слово 89).

[209] Буквально — «сжимающей».

Исаак Сирин. Слова подвижнические. 74 (в рус. пер.: Слово 48).

[211] Григорий Нисский. О Блаженствах. 6.

[212] Там же.

[213] Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. 15. 1.

[214] Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. 2.

[215] Ириней Лионский. Против ересей. 4. 6. 6.

[216] Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. 15.1.

[217] Феодор Студит. Ямбы. 33.

[218] Исаак Сирин. Слова подвижнические. 45 (в рус. пер.: Слово 85).

[219] Феодор Студит. Великое Оглашение. 1. 12.

[220] Феофил Антиохийский. К Автолику. 1. 2.

[221] Григорий Нисский. О Блаженствах. 6.

[222] Симеон Новый Богослов. Слова нравственные. 5. 112-125 (в рус. пер.: Слово 63).

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 15. 4.

[224] Ориген. Фрагменты на Евангелие от Матфея. 91.

[225]        Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея. 41.

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 15. 6.

[227] Возможно, создатели Синодального перевода выбрали слово «свеча», чтобы отличить термин Xiiyvoc от термина Xapndc; (лампада), употреблен­ного в Мф 25. 3-7, однако для обозначения свечи в греческом языке име­ется другое слово — кг]рос (обозначающее зажженную свечу из воска).

[228] Тертуллиан. Против Маркиона. 5.14. 14.

[229] Ириней Лионский. Против ересей. 4,13,2-4

[230]        Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 16. 4.

[231]        Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея. Фрагм. 48.

Из всего многообразия нравственных тем, трактуемых в Вет­хом Завете, Иисус выбирает шесть: 1) об убийстве и гневе; 2) о пре­любодеянии и борьбе с соблазном; 3) о разводе; 4) о клятве; 5) о непротивлении злу насилием; 6) об отношении к врагам.

Большинство антитез начинаются словами: «Вы слышали, что сказано древним». Не все цитаты из Писания, приводимые Иисусом, являются дословными, поэтому помимо собственно тек­стов из Писания Спаситель мог иметь в виду устную традицию комментариев к этим текстам, распространенную в раввинской среде. При таком понимании критика Иисуса могла относиться не столько к постановлениям Закона Моисеева, сколько к их равви- нистическому толкованию: именно так понимают смысл антитез некоторые ученые.

«Древние», многократно упоминаемые Иисусом, — это те предки Его слушателей, которым был дан ветхозаветный закон. Им через Моисея было сказано то, чему Иисус противопоставля­ет Свои заповеди. Однако Моисей не был творцом ветхозаветно­го Закона. Автором Закона Моисеева является Сам Бог: именно Он через Моисея дал людям законодательство, которое поэтому и считалось не подлежащим никакой критике, расширению или до­полнению. Иисус, будучи Богом, вправе расширять и восполнять заповеди, данные «древним».

Первая антитеза касается ветхозаветного постановления об убийстве. Ее изложение состоит из трех частей — собственно ком­ментария к одной из заповедей Закона Моисеева и двух призывов к примирению:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.008 с.)