Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические модели организации работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении необходимо создать определенные условия и, прежде всего, — систему работы коллектива. Разработанная нами система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования (рис. 7). Рисунок 7 Компоненты системы экологического образования в ДОУ
Наиболее эффективных результатов дошкольное учреждение достигает при наличии всех компонентов системы. Все компоненты взаимосвязаны, их реализация возможна в рамках разных педагогических моделей. Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, в идеале необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. К сожалению, этот идеал на современном этапе недостижим из-за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия не обходимых условий, одним из которых является координация работы всех членов коллектива дошкольного учреждения. В реально сложившейся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Условно назовем их модель «Эколог» и модель «Воспитатель». Рисунок 8 Рисунок 9 Модель «Эколог» Модель «Воспитатель»
Модель «Эколог» Особенность модели «Эколог» — создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников (рис. 8). В рамках модели «Эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования), выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации концепции экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Модель «Эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны (Тюмень, Тольятти, Саров, Нижний Новгород, Сыктывкар, Архангельск, Уфа, Казань и многие другие), в особенности, в Москве. Такие должности на сегодняшний день имеются в ДОУ №№ 1908, 1622, 2333, 1617, 66, 1901, 403, 867, 1701, 1505, 1655, 1775, 1934,1315, 2337, 2382, 497, 522, 2156 и других. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников. Необходимо отметить специфику формирования кадров экологов. В последнее время наблюдается интересная тенденция: на эту должность в детские сады приходят специалисты в области биологии, экологии, почвоведения, географии, сельского хозяйства, окончившие МГУ, МПГУ, Академию им. Тимирязева, в том числе имеющие ученые степени кандидатов и даже докторов наук. Таким образом, формируются как бы две группы специалистов-экологов: одна из них, изначально специализирующаяся на дошкольной педагогике, повышает свою квалификацию в области экологического образования; вторая же, в той или иной степени знакомая с основами экологии, естествознания (бывшие учителя школ, сотрудники научных организаций), проходит переподготовку в области дошкольного образования. Есть еще одна группа экологов — бывшие учителя начальной школы. Все эти особенности влияют и на вариативность организации работы в детских садах, так как каждый эколог адаптирует материалы не только к условиям сада, но и к своим собственным возможностям и представлениям об экологии. В настоящее время в разных детских садах работа экологов организована по-разному, но в основном можно выделить два варианта: — эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы в области экологического образования; — эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом. При апробации программы «Наш дом — природа» большую эффективность показал первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения. Рассмотрим подробнее возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках первого варианта модели «Эколог». Схематически эти взаимосвязи показаны на рис. 8. Направления работы руководителя: —- организация всего образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; — сотрудничество с органами управления образованием; выделение дополнительных ставок (педагога-эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования; составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды; решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.); работа с родителями; координация работы с другими учреждениями; связь со школой. Направления работы старшего воспитателя: — ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования; — выбор программы и методики (совместно с экологом); — определение места экологического образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями; — контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода; — мониторинг деятельности всего коллектива; — участие в диагностике детей и анализе ее результатов; — проведение методических семинаров для членов коллектива; — участие в экологизации развивающей предметной среды; — участие в распространении опыта работы учреждения (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.); — руководство составлением «Экологического паспорта» детского сада; — организация родительских собраний, посвященных проблемам экологии и экологического образования; — обобщение результатов работы. Направления работы психолога: — психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в том числе экспериментальной деятельности); — анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста; — присутствие на занятиях эколога с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.); — участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с экологом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию); — составление рекомендаций для эколога с учетом индивидуальных особенностей детей; — анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями и экологом (фиксирование особенностей поведения детей, их высказываний и т.п.); — участие в составлении диагностических карт; — работа с родителями. Направления работы медицинского работника: — оздоровительная работа с детьми; участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения сточки зрения состояния здоровья детей; участие в составлении «Экологического паспорта детского сада» и его анализе; — эколого-оздоровительное просвещение родителей (например, по темам «Окружающая среда и здоровье», «Безопасное питание», «Экологическая безопасность жилища», «Законы природы на дачном участке»). Направление работы педагога-эколога: — участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада; — подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада; — участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды; — выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений; — подготовка наглядного материала, подбор литературы для занятий с детьми; — координация работы специалистов: музыкального руководителя, педагога изодеятельности, инструктора физкультуры; — координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением; — участие в диагностике результатов экспериментальной работы; — работа с родителями; — консультирование педагогов по вопросам экологического образования; — оформление «Экологического паспорта ДОУ», «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса; — распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала). Направления работы музыкального руководителя: — проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы; — согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности; — разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников; — подбор музыкальных произведений к программе (звуки природы, классические произведения, песни о природе); — музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга»); — использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки). Направления работы педагога по изобразительной деятельности: — закрепление материала экологических занятий в рисовании, аппликации, лепке; — иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных; — оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам; — совместное проведение занятий с экологом; — участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах; — подбор художественных произведений к программе эколога; — координация своей программы с программой эколога; — участие в диагностике (в частности, анализ детских рисунков); — использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.). Направления работы инструктора по физической деятельности: — согласование программы физвоспитания с программой эколога для выявления точек соприкосновения; — включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных, растений) по согласованию с экологом; — участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов по экологической тропинке, экскурсий, в том числе, вместе с родителями; — участие в экологических (спортивно-экологических) праздниках; — тренер по плаванию также может участвовать в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), организации некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»); — обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе. Направления работы педагога художественного труда: — изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала; — согласование своей программы с программой «Наш дом — природа»; — изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий; — изготовление декораций, масок, костюмов для экологических праздников; — изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков. Направления работы педагога театральной деятельности: — подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных; пальчиковый, кукольный театр. Направления работы воспитателя: — экологизация видов деятельности дошкольников в группах; — выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки; — выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»); — создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования; — подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми); — работа с родителями (домашние задания детям, оформление нужной информации); — участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.); — участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» ДОУ. Поскольку перед педагогом-экологом стоит много задач, желательно иметь в детском саду отдельно ставку лаборанта для ухода за животными и растениями живого уголка, экологической комнаты (как правило, эту работу выполняет по совместительству кто-нибудь из воспитателей) и садовника (если территория большая и требует регулярного ухода). И лаборант, и садовник помогают воспитателю или педагогу-экологу организовать работу с детьми во время посещения живого уголка или огорода, сада. В ДОУ № 1617 г. Москвы для занятий оригами выделен специальный кабинет и воспитатель, чья работа также согласуется с работой эколога. Подчеркнем, что выше перечислены именно возможные, а не обязательные направления работы педагогов. В зависимости от условий детского сада, акцент может быть сделан только на некоторых из них. Модель «Воспитатель» Данная модель отличается от модели «Эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка. Модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование). В детских садах с такой моделью организации работы также имеется интересный опыт. Например, в ДОУ №1424 г. Москвы воспитателем С.В. Мамаевой разработана серия игровых заданий (заданий-лабиринтов, интеллектуальных игр к блокам программы «Наш дом — природа»). Модель «Воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования. В рамках этой модели реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей). На рис. 9 (стр. 88) связь деятельности воспитателя с этими компонентами показана при помощи линий. Для сравнения обеих моделей на этом рисунке оставлены незаполненными прямоугольники, символизирующие сотрудников, которые работают в дошкольном учрежден, но не участвуют в процессе экологического образовании, Сопоставление рисунков дает наглядное представление об условиях для экологического образования в рамках разных моделей: модель «Воспитатель» создает ограниченные возможности для этого процесса и является, на наш взгляд, в современных условиях менее эффективной. Обе указанные модели нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образованию и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. При реализации любой модели детский сад должен стремиться организовать работу по нескольким основан направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; сиг» ка окружающей среды; экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями (рис. 7). Все эти направления дополняют друг друга. Так, в ЦРР-детском саду №1908 г. Москвы - экспериментальной площадке — для занятий эколога отводится определенное время в расписании — 1 час в неделю. Это так называемое основное занятие, которое педагог проводит в экологической комнате (иногда в сотрудничестве с другими специалистами), живом уголке, лаборатории или на улице с подгруппой детей. Для реализации интегрированного подхода в работу включается весь коллектив. Эколог совместно с методистом разрабатывает систему заданий для воспитателей и специалистов. Например, педагог-эколог организует в лаборатории исследовательскую работу по блоку «Волшебница вода». После занятий по экологии дети закрепляют материал в изобразительной деятельности, конструировании. Воспитатели с детьми во время прогулок наблюдают за снегом, льдом, инеем, лужами, ручейками, туманом (в зависимости от времени года), читают в группах рекомендованную экологом литературу, проводят игры, слушают музыкальные произведения, рисуют, предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно экспериментировать с водой, наблюдать за обитателями аквариумов. Музыкальный руководитель подбирает произведения, связанные с тематикой блока (песни, танцы, классические и современные произведения), участвует в подготовке экологических инсценировок, праздников, придумывает пластические этюды. Интересен также опыт этого учреждения по организации новой формы обучения педагогов. Объединившись, перечисленные выше специалисты проводят мастер-классы (открытые занятия) в других дошкольных учреждениях г. Москвы, работая с незнакомыми детьми без предварительной подготовки. Инструктор по физической культуре этого детского сада не только организует различные игры, но и адаптирует для своих целей некоторые экологические сказки. Так, по сказке Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял» разработано необычное занятие, включающее спортивное состязание. Для целей экологического образования используется и фольклорная комната.
Подготовка педагогических кадров Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов, работающих с дошкольниками (воспитателей, методистов, руководителей, специалистов). В настоящее время наблюдается противоречие между целью экологического образования, его содержанием, методикой и уровнем профессиональной подготовки педагогов, а также их системой ценностей по отношению к окружающей среде. Роль работников дошкольных учреждений в экологическом образовании имеет свою специфику: именно в раннем возрасте для ребенка характерна склонность к подражанию, он полностью доверяет взрослому, у дошкольников отсутствует критический взгляд на поступки близких людей. Н.В. Добрецова подчеркивает, что «развивающий эффект образовательного процесса в значительной мере связан с личностью педагога, которая воплощает в себе культурные образцы, проявляет их в стиле общения, в своих ценностных установках». Общий уровень подготовки работников дошкольных учреждений в области экологического образования все еще не позволяет реализовать в полной мере экологизацию дошкольной образовательной системы. Проведенный нами анализ анкетирования около 300 сотрудников дошкольных учреждений из разных регионов России (Москва, Тольятти, Тамбов, Тюменская обл. и другие) подтверждает эти выводы. Участники анкетирования отвечали на вопрос: «Что вы понимаете под экологическим образованием?» (Разрешалось давать несколько вариантов ответов.) 78% опрошенных отметили только природоохранный аспект экологического образования («охранять, беречь природу, ее богатства, растительный и животный мир, приумножать богатства», «знать правила поведения в лесу, на реке и соблюдать их»). 49% сделали акцент на воспитании любви к Родине, природе. 38% понимают под экологическим образованием «изучение природы, окружающего мира». Только 6% в своих ответах упомянули необходимость изучения взаимосвязей в природе. Ни один из опрошенных не затронул вопросы экологической безопасности, формирования экологически грамотного поведения в быту. Основной акцент педагогами делается на получении детьми природоведческих знаний (87%). В то же время не нашел отражение в ответах деятельностный аспект экологического образования. Затруднения вызывает у педагогов вопрос о различии содержания экологического и природоохранного, природоведческого образования. Н.Н. Моисеев особо подчеркивал роль «УЧИТЕЛЯ» в реализации системы экологического образования, необходимость овладения педагогами новой этикой, нового понимания места человека в мире и задач его цивилизации. Н.Б. Мельник выделяет в структуре экологической культуры педагога духовно-теоретический (знание педагогами теории экологического образования), духовно-практический (ценностные ориентации экологической направленности), материально-практический (экологический характер и экологическая направленность реального педагогического процесса) компоненты. На наш взгляд, можно выделить несколько сложившихся в настоящее время направлений подготовки педагогов в области экологического образования: · подготовка студентов в педучилищах, пединститутах, педуниверситетах; · переподготовка воспитателей (в том числе и подготовка экологов) на краткосрочных курсах повышения квалификации; · повышение квалификации на курсах, проводимых авторами программ; · участие в работе методических объединений районов, округов и т.п. (знакомство с опытом работы); участие в конференциях, совещаниях разного уровня, посвященных проблемам экологического образования; участие в конкурсах по экологической тематике; · повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольных учреждений (методические советы по экологической тематике); · сотрудничество коллективов дошкольных учреждений с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования (см. раздел «Координация работы»); распространение опыта работы детских садов — экспериментальных площадок по экологическому образованию среди других учреждений. Как положительный момент можно оценить внедрение в работу дошкольных учреждений разнообразных форм повышения квалификации сотрудников: выделение в программах специальных разделов, связанных с данной проблемой, непрерывно действующие семинары для воспитателей, взаимопосещение и просмотр открытых мероприятий, индивидуальная работа с воспитателями. В Восточном округе г. Москвы интересно проходят ежегодные ярмарки идей, а коллективы столичных дошкольных учреждений — экспериментальных площадок (например, ЦРР-детские сады №2333, 1908, 1622, 2337, ГОУ №2382) передают свой опыт коллегам из детских садов, работающих в инновационном режиме (№1424,1775,1488,1617). Довольно часто при подготовке и переподготовке кадров основное внимание уделяется усвоению природоведческих, биологических, экологических знаний и ознакомлению с конкретными программами, методиками экологического образования дошкольников. Данное направление, несомненно, играет важную роль, так как значительное количество работников дошкольных учреждений, в том числе и специализирующихся в области экологического образования, обладает крайне слабой подготовкой в области естественных наук, и затрудняется определить цели, задачи, содержание экологического образования. Однако подготовка студентов и переподготовка работников дошкольных учреждений должна быть направлена, прежде всего, на формирование экологической культуры педагога, формирование его как личности, убежденной в необходимости экологического образования, владеющей новой экологической этикой и понимающей необходимость изменений в поведении, мотивации поступков людей с позиции новой парадигмы. Для экологизации образовательного процесса всего дошкольного учреждения крайне важно, чтобы воспитатели осознали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников. К сожалению, действия руководителей, специалистов и воспитателей зачастую бывают несогласованными, что негативно сказывается на этом процессе. В качестве примера приведем случай, который произошел во время прогулки в одном из дошкольных учреждений, углубленно занимающихся экологической тематикой. «Хулиганистый, беспокойный», по определению педагогов, мальчик слишком активно вел себя на улице. Чтобы отвлечь его, воспитатель сломала веточку дерева (!) и дала ребенку со словами: «Береги ее, я тебе ее дарю, если посадишь и будешь ухаживать, вырастет дерево». Мальчик всю оставшуюся часть прогулки простоял в углу двора, прижав к себе веточку. Через некоторое время (воспитательница к тому времени забыла об этом случае!), уже после возвращения в группу, ребенок сказал: «Я посадил веточку в землю, она вырастет». Воспитатель никак не отреагировала на сообщение ребенка, и лишь после разговора с экологом ситуация изменилась. Другой пример: в детском саду, где высококвалифицированный эколог регулярно ведет занятия, на прогулках воспитатели вместе с детьми охапками рвут самые красивые цветы, плетут из них венки, составляют букеты, а после прогулки выбрасывают. И в этом случае наблюдается противоречие между содержанием занятий эколога и реальными поступками детей под руководством воспитателей. В структуре экологического образования педагогов- дошкольников нами выделены следующие составляющие: теоретическая (овладение системой знаний из области естественных и гуманитарных наук); методическая (овладение методикой экологического образования, личностно- ориентированной методикой); ценностная (формирование представлений о новых ценностях), деятельностная (участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды). Если рассматривать содержание экологического образования воспитателей с точки зрения его компонентов, следует отметить, что в настоящее время отдается предпочтение познавательному компоненту и практически не реализуется деятельностный компонент. Иногда педагог на курсах повышения квалификации, семинарах получает преимущественно экологические знания, причем зачастую в труднодоступной для него форме, в лучшем случае к этому направлению добавляется знакомство с различными методиками экологического образования. В результате педагог в дошкольном учреждении воспроизводит полученную на курсах информацию, акцентируя внимание на передаче ребенку знаний, а занятия по экологии проводятся по аналогии с занятиями по математике, развитию речи, без использования активных методов обучения, общения с природой во время прогулок и т.п. Экологическое образование работников ДОУ, как и экологическое образование в целом, должно охватывать все четыре компонента содержания в сбалансированном соотношении. Таким образом, современная подготовка работников дошкольных учреждений может включать следующие направления: научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания), профессионально-методическая (освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход), освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и ее связь со здоровьем населения, умение организовать развивающую предметную среду для цели экологического образования, способность анализировать собственное поведение по отношению к окружающему миру и работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы (изменение ценностных ориентиров), воспитание у педагога чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды вплоть до ограничения своих потребностей, желание участвовать в посильных акциях по ее защите.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.014 с.) |