Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На экологической тропинке

Поиск

Хозяин тропинки Боровичок просит ребят сначала найти на ней все, что относится к живой природе, а затем — все, что является неживой. После этого он показывает на любой объект и предлагает детям доказать, что это живая (неживая) природа. За правильные ответы сказочный герой может дарить камешки, листики, то есть различные природные объекты.

 

Тема «Наш дом — природа»

Цель: познакомить дошкольников с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) — тоже ее часть.

Беседа      

Оборудование и материалы: базисный рисунок с изображением обычного дома и «дома — природы», такие же (но небольшие) контурные рисунки на каждого ребенка.

Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, то оказываемся в другом доме — на природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом человека. Тогда он еще не умел строить жилище и жил в пещере, охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и люди многому научились. Теперь мы живем в каменных или деревянных домах, еду покупаем в магазине, но нашим настоящим домом все равно остается природа. Почему? Предложите детям вспомнить: любят ли люди ходить в лес, на реку? Ждут ли дождя в засушливую погоду? А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи, — это ведь все природа. Можем ли мы без этого жить в нашем обычном доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам — ее часть. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы. Может ли природа жить без человека? (Как правило, мнения детей на этот счет расходятся.) Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа тогда уже была. Например, в то время, когда на Земле жили такие любимые детьми динозавры, людей еще не было.

Рассмотрите вместе с вашими воспитанниками рисунки обычного дома и дома-природы и сравните их. Дошкольники должны принимать активное участие в обсуждении рисунков. Отчего в нашем доме бывает светло? Свет идет от лампы. А что можно сравнить с лампой в природе? Солнце. (Солнце — это природа, а лампа — нет, ее сделал человек, чтобы получить свет в темное время суток.) Но Солнце не только светит, оно еще и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления (все они тоже сделаны человеком). В природе идет дождь, в нашем доме есть душ. В природе ветер, в доме — вентилятор. В комнате есть пол, в доме-природе под ногами — земля, почва. На полу у нас лежит ковер, а на земле-почве растет трава. В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме-природе — горы и деревья. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике. В природе дикие животные, в обычном доме — домашние. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения. Не забудьте о воздухе! Спросите детей, почему мы в обоих домах оставили часть рисунка незакрашенной. Это воздух, он прозрачен, он настоящий невидимка! В каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.

Предложите детям подумать над вопросом: что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца? (Для наглядности, задавая вопрос, вы можете закрывать на рисунке листом бумаги-тот компонент, о котором идет речь.) Например, педагог говорит: «Представим, что в этом домике исчезла вода (прикрываем изображение дождя). Вся ли вода у нас исчезла? (Дети обращают внимание на то, что снег — это тоже вода, и его нужно закрыть.) Теперь подумаем, что при этом случится с землей (с растением, с животным и т.д. вплоть до человечка)». Важно, чтобы дошкольники поняли, что все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа — это растения и животные, горы и реки, воздух и земля-почва. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом — вся Земля (покажите дошкольникам глобус).

Из опыта работы

Опыт работы дошкольных учреждений показал высокую эффективность сравнительного подхода. Детям очень нравится придумывать объекты-аналоги в двух «домах». Как правило, они предлагают целый ряд дополнений к вариантам, предложенным воспитателем. Например, сами дошкольники сравнивали рыбок в аквариуме и рыбок в реке. Но не все сопоставления надо принимать. Так, один мальчик предложил сравнить птицу с пылесосом, поскольку «она собирает, склевывает с травы ненужных гусениц, жуков, а пылесосом мы убираем с ковра ненужную пыль». В данном случае ребенок предложил очень интересный, нестандартный вариант, но педагог должен заметить, что в природе нет ничего ненужного, вредного.

Даже через год после изучения этой темы дети легко воспроизводили по памяти рисунки «домов» и объясняли их. Важно и то, что они запоминают все части природы именно в сочетании, то есть начинают воспринимать природу как комплекс взаимосвязанных компонентов.

В ДОУ № 1 г. Зарайска Московской области педагоги изготовили объемное пособие «дом-природа» из шерстяных ниток, соткав большой ковер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.006 с.)