Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок «Я и природа» («дом под крышей голубой»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский. Блок «Я и природа» (название для детей — «Дом под крышей голубой») находится на первом уровне программы «Наш дом — природа» и является вводным. Педагог помогает ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями, с солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Важно обратить внимание дошкольника на его ближайшее окружение, научить видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Занятия предполагают также знакомство ребенка старшего дошкольного возраста с такими понятиями, как природа и искусственный мир, «неприрода» (этот термин предложили сами дошкольники), живая и неживая природа, окружающая среда, экология. Комбинируя различные виды детской деятельности, вы создадите свою систему занятий. Содержание блока «Я и природа» Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Природа и «неприрода». Живая и неживая природа, их признаки. Окружающая среда. Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы. Оборудование и материалы — большой цветной базисный рисунок к программе «Наш дом — природа» (перерисовывая его на лист ватмана, постарайтесь точно перенести все его элементы и не добавляйте ничего нового: каждая деталь рисунка и ее расположение имеют определенное значение); — маленькие контурные рисунки «дома-природы» и обычного дома на каждого ребенка; — ящик ощущений: возьмите любую картонную коробку или деревянный ящик с крышкой и проделайте с боков круглые отверстия (их диаметр должен позволять ребенку засунуть руку внутрь). Возле отверстий закрепите рукава от старой кофты или верхние части шерстяных носков (они не позволяют видеть, что лежит в коробке). В ящик ощущений кладутся различные предметы, которые ребенок определяет на ощупь, засунув руки в боковые отверстия; — тканевый («волшебный») мешочек для тех же целей, что и ящик ощущений, но для более мелких предметов или для занятий на улице; — природный и искусственный материал (можно использовать коллекции), различные предметы быта (кусочки кирпича, букет живых декоративных цветов и пластмассовые растения, игрушки, посуда и т.п.); — карточки: а) с изображением природных и искусственных объектов; б) с изображением объектов живой и неживой природы; в) с изображением различных геометрических фигур (круга, овала, полукруга, кривой и прямой линий и т.п.); — перфокарты, чистые листы бумаги на каждого ребенка; — цветная бумага, фломастеры, карандаши, листы ватмана; — репродукции картин с изображением пейзажей; — комнатные растения (коланхоэ, кактусы); — клейкая бумага, картонная коробка с крышкой для проведения опытов; — пластилин, упаковки из-под продуктов, картон, цветная и белая бумага для изготовления макетов и коллажей. Тема «Что такое природа» Цель: дать детям представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека («неприроды»). Материалы и оборудование: объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Беседа Дети знакомы со словом «природа». А что оно означает? Предложите дошкольникам высказать свои предположения о том, что же такое природа, и привести примеры. Выясните, почему они считают тот или иной объект природным. Раздайте карточки и попросите ребят выбрать из них те, на которых изображена природа. Обсудите результаты. Сделайте вывод: природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека. Есть ли в природе машины? Нет, значит, автомобиль — это «неприрода», а вот лошадь или верблюд, которые также помогают человеку передвигаться, — уже природа. Почему? Животных человек просто приручил, превратил в домашних, но они и без него существовали на Земле. Машину же он сделал сам. Люди часто пользуются «подсказками» природы и придумывают вещи, похожие на то, что видят вокруг себя: в лесу, в реке, на лугу. Например, вертолет похож... (пусть дети сами определят) на стрекозу, подводная лодка — на кита. Предложите дошкольникам продолжить этот ряд, причем обращайте их внимание на то, какой из сравниваемых предметов относится к природе, а какой — нет. Наглядно разницу между объектами природы и предметами, созданными человеком, можно показать и на примере сравнения кирпича и обломка горной породы, «камня». Кусочки кирпича часто называют камнем. Разница в том, что кирпич сделан руками человека, его нельзя отнести к природе, а гранит, кремень — это кусочки горы, которую природа создала самостоятельно. Сравните также живые цветы и пластмассовые растения (живые водоросли в аквариуме и искусственные). Работа с перфокартами 1. Изготовьте перфокарты с вырезанным посередине прямоугольником. В левой колонке нарисуйте предметы, сделанные человеком, в правой — объекты природы, на которые они похожи. На рисунке 10 дан пример такой перфокарты (все приведенные в статье перфокарты выполнены педагогом-экологом ЦРР-детского сада № 1622 г. Москвы Т.В. Машковой). Задание детям: подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком, и соединить рисунки линиями (пила — зубы бобра, подводная лодка — кит, автомобиль — лошадь, самолет — птица). Объяснить их сходство и различие. 2. На перфокартах изображаются искусственные предметы и объекты природы, возле которых вырезаны небольшие квадратики. Ребенок кладет перфокарту на лист белой бумаги и закрашивает все квадратики возле предметов «неприроды» красным цветом, а возле объектов природы — зеленым. Второй вариант перфокарт показан на рис.11 Рисунок 10 Рисунок 11 Рисунок 12
(природа и рукотворный мир). На одной из них с правой стороны показаны условные обозначения-картинки искусственных объектов и природы. С левой стороны даны изображения объектов «неприроды» и природы. Ребенок должен провести от каждого из них линию к соответствующей картинке-символу. Наблюдение Во время прогулки предложите детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды». Еще раз подчеркните, чем они отличаются. Поиск можно продолжить и в детском саду, и дома. Внесите соревновательный элемент: одна группа ребят ищет природные объекты, другая — предметы, сделанные руками человека. При подведении итогов учитывается количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски. Игра 1. Воспитатель поочередно произносит названия разных объектов. Если это природный объект, дети прыгают, если нет — протягивают к воспитателю руки, так как искусственные предметы сделаны руками человека (можно придумать и другие жесты). Для усложнения игры взрослый производит «обманные» движения. 2. Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное — несъедобное». Воспитатель называет объекты природы и «неприроды» и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект природы, ребенок ловит мяч, если объект «неприроды» — отбивает. 3. Игра с ящиком ощущений. 1- й вариант. Положите в ящик сухой лист, шишку, камень, небольшую игрушку, кусочек картона, ложку и т.п. Задание детям: определить на ощупь все, что относится к природе («неприроде»). Вынув предмет, ребенок доказывает, что он имеет природное (или искусственное) происхождение. 2- й вариант. В ящике лежат объект природы и искусственный предмет. Педагог предлагает ребенку определить объект природы, но не называть его, а только дать описание. Остальные дошкольники отгадывают, о чем идет речь. 4. Игра «Угадай, что в мешочке». Во время прогулки раздайте детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие веточки, кусочки кирпича и т.п., то есть объекты природы и «неприроды». Предложите каждому ребенку определить на ощупь, не вынимая предметы из мешочка и не заглядывая в него, что относится к природе, а что — нет. 5. Игра «Что к чему». Большой лист ватмана делится линией пополам. На его половинках прикрепляются бумажные карманы. На одном из них изображен символ природы (например, дерево), на другом — символ того, что сделано руками человека (человечек или цветной отпечаток детской ладошки). Дети получают карточки с изображением различных предметов и объектов, которые они должны распределить по карманам на ватмане (можно устроить соревнование команд). На занятиях по физкультуре классификация предметов может быть включена в качестве одной из точек эстафеты. 6. Игра с рельефными карточками. Подберите вместе с детьми разнообразные небольшие предметы, сделанные руками человека, и объекты природы (например, мох, лишайник, кусочек коры, плоский камешек, сухой листик, семена клена, кусочек бумаги, кафеля, пластмассы, резины, небольшую плоскую игрушку, маленькую одноразовую ложку). Прикрепите каждый из них к небольшой картонной основе с помощью прозрачной клеящейся пленки. Карточки используйте для классификации предметов по изучаемой теме (их можно определять как визуально, так и с закрытыми глазами, на ощупь). 7. Игра «Что на что похоже». Подготовьте рисунки с изображением разных геометрических фигур (круг, прямая и волнистая линии, треугольник, прямоугольник; зеленые бумажные листочки в коробке (поощрения за ответы). Коробку поместите в середину круга, который образуют сидящие на ковре дети. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала участники игры называют только объекты природы, а затем — только «неприроды». За каждый правильный ответ ребенок берет из коробки зеленый бумажный листочек. Выигрывает тот, у кого их окажется больше всего (считают дети самостоятельно, взрослый только проверяет). Например, половинка круга напоминает дольку апельсина, радугу, гору, камень, закат, дольку яблока, восход (природа), а также крышу, ленту, арку, мамину сережку, порванную шину, проводок, дугу («неприрода»). Извилистая линия похожа на змею, речку, червяка, палочку, веточку, лиану, ручеек (природа) и на проволоку, ленту, тропинку, шнурок, канат, цепь, веревку («неприрода»). Круг, по мнению ребят из ЦРР-детского сада № 1908 г. Москвы, можно сравнить с солнцем, ягодой, входом в норку, озером, прудом, луной (природа) и с колесом, кольцом, мячом, рулем, обручем, пуговицей, бусинкой, браслетом, шиной («неприрода»); на фигуру в виде капельки похожи камешек, клык, морковка, ноготь, листочек, огонек, зуб (природа) и бусинка, ракета, наконечник стрелы, часть ложки («неприрода»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.202 (0.007 с.) |