Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительная деятельность, конструирование

Поиск

1.    Предложите ребятам нарисовать окружающую их среду: а) которую они видят каждый день вокруг себя; б) такую, какой бы они хотели ее видеть.

2.    Попросите родителей нарисовать или сделать макеты их собственного двора в настоящем и в будущем. Каким бы они хотели его видеть? Могут ли они сами сделать что-нибудь для улучшения окружающей среды? Организуйте выставку таких проектов.

Экскурсия

Проведите экскурсию в близлежащем районе и обсудите, какая среда вас окружает. Что в ней детям нравится, а что — нет? Почему? Что можно сделать, чтобы она стала лучше?

Литература

Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение.

Л. Фадеева

Окружающая среда

Все — от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда —

Окружающая среда.

И еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха — вот это да! —

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в саду отражения крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

Обсуждение стихотворения. Похожа ли ваша окружающая среда на ту, которая описана в стихотворении?

Изобразительная деятельность

1.    Выполните коллективный рисунок (можно сделать и аппликацию, оригами, панно из природного материала) «Наш дом — природа»: на большом листе ватмана каждый дошкольник предлагает нарисовать какой-нибудь объект природы. Главное, чтобы на нем нашлось место и для растений, и для животных, и для солнца, и для воды, и для воздуха, и для земли, и для самого ребенка. Все, что изображено на такой картине, — часть природы, включая человека. Теперь добавьте к природе то, что сделано руками человека — машины, дома, дороги, свой детский сад, памятники. В результате вы создали окружающую среду — «дом под крышей голубой»!

2.    Сделайте объемный макет окружающей вас среды, используя ненужные упаковочные материалы, пластилин, плотный картон. В процессе работы каждый ребенок должен вспомнить какой-нибудь элемент окружающей среды, слепить из пластилина фигурку человечка — себя и поместить его на макете в том месте, где окружающая среда ему нравится больше всего.

В завершение работы по блоку «Я и природа» еще раз подчеркните, что вокруг нас и в природе, и в окружающей среде есть много тайн и чудес, которые вы вместе с детьми будете открывать и в парке, и в лесу, и на территории детского сада, и даже в детском саду и дома. Дети познакомятся с Волшебницей Водой и с Воздухом- невидимкой, с тайной солнечного лучика и радуги, с Подземным царем и его подданными.

 

Приложение

Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа»

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Введение

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Объяснительная записка

Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Необходимая предпосылка для реализации настоящей программы — организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. «Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Поскольку экология — это, прежде всего' наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми пяти и шести лет (старшей и подготовительной групп) и, соответственно, рассчитана на два года обучения. Экологическое образование рассматривается в ней как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и ш связях с окружающей средой.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д.

Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут включаться в уже существующие программы экологического образования дошкольников в качестве дополнения. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России. 

Содержание программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.009 с.)