Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация системы деятельностей ребенка

Поиск

Ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребенка. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе. Под экологизацией деятельности дошкольника нами понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды деятельности, что отражается, соответственно, и в отборе методики.

Принципы отбора методики

Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу; есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска. Например, на занятиях по программе «Наш дом — природа» в процессе экспериментирования ребенок (при помощи взрослого) выдвигал свою гипотезу, затем проверял ее на практике и в заключение делал выводы, обобщал полученные результаты, сравнивал их с гипотезой. Так, на занятиях в лаборатории эколог давал возможность детям высказать свои предположения о том, что произойдет с кусочком льда, если его опустить в мисочку с водой. Мнения ребят разделились: «Утонет, растает, будет плавать, ничего не будет». Не оценивая эти высказывания, педагог-эколог предложил каждому ребенку проверить свой вариант. Дети проводили опыт, наблюдали, а затем педагог попросила ребят сказать, чьи предположения оказались верными, а чьи — нет. В конце занятия результаты работы были обсуждены и обобщены детьми совместно со взрослым.

Другим примером применения принципа проблемности является создание взрослым ситуаций, в которых ребенок должен проявить свои знания, умения и навыки. Так, на занятиях блока «Вода» педагог знакомил детей с необходимостью экономии воды и причинами такой необходимости (тема «Почему воду нужно беречь»). Через некоторое время после завершения работы по блоку воспитатель оставлял в группе водопроводный кран не полностью закрытым (ненадолго!) и наблюдал за реакцией и действиями детей. Другой вариант: во дворе на траве оставлялся «мусор». Педагог во время прогулки отслеживал поведение детей. Особенно популярны у дошкольников проблемные ситуации, решая которые, нужно помочь сказочному герою (преодолеть определенные препятствия, решить сложную задачу, выбрать безопасный путь, подсказать).

Проблемное обучение тесно связано с принципом системности, так как предполагает реализацию разработанной системы постепенно усложняющихся задач.

Принцип системности. Как уже отмечалось, наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Для каждого блока программы «Наш дом — природа» разработана и апробирована своя система занятий, реализующихся через комплекс различных деятельностей ребенка. Через различные виды деятельности ребенок знакомится с той или иной темой. Экологом и методистом составляется годовой план работы учреждения, отражающий структуру программы «Наш дом — природа». Все блоки изучаются в строгой последовательности так же, как и темы внутри самих блоков. Для реализации принципа системности каждый специалист дошкольного учреждения согласует время проведения своих занятий по соответствующей тематике с занятиями эколога.

Системность проявляется также в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования.

Принцип наглядности связан с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением ребенка-дошкольника. Его использование предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении. В этом смысле принцип наглядности тесно связан с принципом регионализма (отбором содержания). В методическом плане принцип наглядности предполагает активное использование воспитателем наглядного материала: иллюстраций, дидактических пособий, видеоматериалов и т.п. Для программы «Наш дом — природа» разработан ряд наглядных пособий, игр, созданы списки рекомендуемых для использования по той или иной теме репродукций картин, слайдов, видеофильмов, мультфильмов. Принцип наглядности учитывался и при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей предметной среде.

Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. С точки зрения принципа научности школьные методы экологического образования не могут быть механически перенесены в дошкольные учреждения. Основной-вид деятельности ребенка-дошкольника — игра, в то время как в начальных классах — учебная деятельность.

Принцип позитивизма в отборе методики можно сопоставить с принципом конструктивизма в отборе содержания. Он предполагает воспитание и обучение на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми знакомят ребенка. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Анализ конспектов занятий по этой теме показал, что в большинстве случаев дети получают только информацию о том, чего делать нельзя. За рамками разговора воспитателя с детьми остается информация о том, что делать можно и нужно. Приведем примеры фрагментов конспектов занятий: «Не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор»; «Не рвать ее (кубышку) никогда!... Берегите этот цветок!... Никогда не рвите его и не позволяйте другим!» (беседа); выпуск плакатов-молний «Не разводи костров!»; демонстрация детям плакатов по теме «Правила поведения в заповеднике»: «Нельзя шуметь, нельзя бросать мусор, нельзя рвать цветы, нельзя топтать траву, нельзя пугать животных, нельзя собирать грибы и ягоды, нельзя брать детенышей животных на руки»; «Не вытаптывать! Не засорять! Собирать мусор!»

Все эти запреты часто оформляются в виде природоохранных знаков, иллюстрирующих то, чего нельзя делать по отношению к природе. Но ребенок должен иметь альтернативу — если этого делать нельзя, то что можно? Нам представляется необходимым одновременное использование в работе с дошкольниками как запрещающих, так и разрешающих знаков (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними). Во многих детских садах, например, создаются знаки, запрещающие разводить костры. Но реальность такова, что человеку иногда приходится это делать. К тому же на отдыхе всегда приятно посидеть у огня. Вопрос в том, где именно разводить костер, и как его потом погасить. Если мы показываем ребенку запретный знак с изображением огня, то должны объяснить, что костры можно разводить только в специально отведенных для этого местах, на безопасных с точки зрения возникновения пожара участках (например, на песчаном берегу реки). В противном случае в реальной жизни ребенок просто не сможет применять заученные правила.

Принцип гуманистичности. Данный принцип проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослыми. Такая модель способствует развитию личности ребенка, его готовности, а не подготовки к школе.

В процессе экологического образования педагог должен отдавать предпочтение не механическому воспроизведению знаний (простому запоминанию тех или иных фактов), а формированию у ребенка способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе взаимосвязи.

Принцип гуманистичности предполагает переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. Опыт показал, что эта модель внедряется в дошкольных учреждениях медленно и с большими трудностями. На экологических занятиях многие воспитатели стараются говорить, как можно больше сами, мгновенно поправляют детей, если те (с точки зрения педагогов) допустили неточность в высказываниях, не предлагают оценивать ответы друг друга и думать. При таком подходе все объясняет взрослый. При этом ответы ребят мгновенно оцениваются: «неправильно», «не так», но им не предоставляется право аргументации, воспитатель не пытается проследить ход мыслей ребенка, логика которого зачастую отличается от логики взрослого человека. Со временем дошкольник теряет интерес к таким занятиям или старается отвечать так, чтобы угодить воспитателю. Не развиваются оригинальное, нестандартное мышление, фантазия.

Педагог не должен бояться вопросов детей (ведь невозможно знать абсолютно все!), ответы на их неожиданные вопросы (а таких сегодня становится все больше) можно поискать в литературе вместе с ребенком.

Распространенную в детских садах монологовую форму обучения необходимо заменить на диалоговую, когда ребенок является равноправным собеседником взрослого. Как показывает опыт, при таком подходе важно учитывать даже факт местонахождения педагога и расположение ребят в комнате. Анализ существующей в дошкольных учреждениях практики показал, что чаще всего на занятиях воспитатель стоит над детьми, располагаясь напротив них, даже во время экспериментальной работы. Дошкольников сажают за парты, вызывают к доске, требуют поднимать руку для ответа, то есть воспроизводится школьный тип обучения. Частично такой подход обусловлен требованиями учителей начальной школы, однако он не учитывает возрастные особенности ребенка-дошкольника.

В детских садах, работающих по программе «Наш дом — природа», внедряется именно гуманистическая, диалоговая модель обучения. Занятия эколога организовываются таким образом, чтобы дети могли как можно больше высказываться, использовать собственный опыт, предполагать, фантазировать. Так, регулярно обсуждаются вопросы типа «Что будет, если... (исчезнет вода, загрязнится река, срубят дуб)? Педагоги создают ситуации, побуждающие дошкольников высказывать свои гипотезы, проверять их на практике, делать выводы. Например, дети сочиняют сказки, придумывают несуществующих животных, которые, однако, должны быть приспособленными к конкретным реальным условиям среды. На занятиях педагог располагается так, чтобы работать на уровне детей: сидит вместе с ними за столиками во время экспериментирования и выполняет те же опыты, становится активным участником игр.

Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражающей структуру блоков программы и тем внутри них. Этот принцип прослеживается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста (последовательность изложения материала в средней или подготовительной группе).

Принцип деятельности. Отличительная особенность реализации программы «Наш дом — природа» — построение системы занятий с детьми на деятельностной основе. Более подробно реализация данного принципа рассмотрена ниже.

Принцип интеграции. Реализация этого принципа в отборе методики и в организации экологических занятий в настоящее время начинает осуществляться в работе ряда дошкольных учреждений. Однако анализ многих занятий, обозначенных как интегрированные, показал, что зачастую понятие интеграции заменяется понятием комплексности. В детских садах всегда проводились так называемые обобщающие (итоговые) комплексные занятия, на которых определенный материал закреплялся разными педагогами (изобразительной деятельности, музыки и т.п.). Интегрированный же подход, на наш взгляд, подразумевает несколько другую организацию работы. При таком подходе все педагоги дошкольного учреждения сотрудничают между собой на всех этапах работы с детьми, а не только на заключительном. Но главная особенность применения принципа интеграции в отборе методики заключается в том, что занятия всех специалистов объединяются одной темой, однако каждый из них при этом решает задачи собственной программы, использует свои технологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.011 с.)