Среднеазиатские государства и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среднеазиатские государства и право



 

Государство Тимура и тимуридов (Х IV -Х V вв.). Если для Закав­казья Тимур был лишь иноземным захватчиком, то для Средней Азии его держава была частью собственной истории. Это государ­ство сложилось в XIV в. в условиях борьбы внутри монгольской аристократии. Его основой были земли, входившие в Чагатайское государство.

Еще в 40-е гг. XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли ко­чевники Семиречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Ма-вераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур ук­репился в Чагатайском государстве, где он ранее был предводи­телем военной дружины.

В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, про­водя политику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему устрашения покоренных народов, которая при­несла много зла не только Средней Азии, но и народам, прожи­вающим за ее пределами.

В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть совре­менного Афганистана.

Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала[lxxv][75] своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.

После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за а власть между его потомками — тимуридами. Былая империя поостепенно распадалась. В Средней Азии усилилась феодальная раз-з-дробленность.

Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов — феодалов (ханы, инаки, аталыки,н, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характернаа тесная связь феодального землевладения с владением водой. На-1-ряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи дехканства.

При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальнымм правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявшийй из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц — вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по деся-1-тичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев), по внешними сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители —— беки, хакимы, арбобы.

Бухарское ханство. В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

Общественный строй. Завоеватели не изменили эконо­мической основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского о нашествия, сказывались и последствия междоусобиц.

Население ханства занималось земледелием, скотоводством,,:, Ремеслом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отношениях. Крупными землевладельцами были хан, члены его о Династии, местная и пришлая феодальная знать, мистически религиозные суфийско-дервишские братства. Глава государства счи­тался верховным собственником государственных земель. Он об­ладал также мюльковыми (частновладельческими) землями, кото­рые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал зе­мельные пожалования. Некоторые из пожалованных земель осво­бождались от налогов и повинностей. Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения.

Мусульманское феодальное право (шариат) не содержало норм, которые регулировали бы правовое положение крепостных крестьян, но их фактическое положение ничем не отличалось от самых худших форм крепостной зависимости. Крестьяне платили налоги со всех видов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содержание войска и т.д. Продолжало существовать в ханстве и патриархальное рабство.

Государственный строй. Бухарское ханство представ­ляло собой монархическое государство. Носителем верховной власти являлся хан. Государственная и ханская казна были нераз­дельны. Ханство имело свою монету.

При хане существовал совет, состоявший из представителей племен, высшей знати и духовенства, имевшего большое влияние на государственную жизнь. Главной социальной опорой хана ста­ли узбекские феодалы. Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода. Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый чело­век», выполнявший функции главного администратора и коман­дующего войсками ханства. За ним шли диван-беги — глава фи­нансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий кан­целярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в го­родах, и т.д. Во главе областей (вилайетов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амалдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах пра­вили аксакалы (старосты) или мингбаши. Полицейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусульманские судьи именовались казнями. Верховный судья назывался казикалоном. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривавших дела на основе адата (обычного права).

Хивинское ханство. Общественный строй. В начале XVI в. Хорезм (древнее название Хивы) стал самостоятельным го­сударством под властью узбекских ханов. Хивинское ханство включало собственно Хорезм, кочевья туркмен на Мангышлаке, северную часть Хорасана. Как и население Бухарского ханства, население Хивинского ханства не было однородным в этническом, социальном и культурно-экономическом отношениях. Основное население городов и земледельческих селений состояло из потом­ков древних жителей Хорезма. Они занимались главным образом земледелием и ремеслом. К западу и к югу от оседлых районов ханства жили туркменские племена. Основным занятием их было скотоводство в сочетании с земледелием. В ханстве утвердились и узбекские племена, переселившиеся в Хорезм. Они вначале со­храняли кочевой образ жизни и деление на племена и роды. По­степенно происходило смешение пришлых и местных племен.

В Хивинском ханстве господствовали феодально-патриархаль­ные отношения. В домашнем хозяйстве и на трудоемких работах использовался труд рабов. Источником рабства был преимущест­венно плен. Феодализм здесь, как и в Бухарском ханстве, разви­вался медленно и принимал застойные формы.

Тяжелый феодальный гнет усиливал экономическую разруху и обострял классовые противоречия.

Крупным землевладельцем был хан. Обширные земли принад­лежали феодалам. Большое развитие получили и вакуфы. Частью земель владело государство. Сосредоточив в своих руках пахотные земли, пастбища, скот, феодальная знать жестоко эксплуатирова­ла крестьян. Наряду с натуральной рентой крестьяне платили сбор на содержание ирригационной сети, несли повинность по рытью каналов и их очистке, по ремонту дорог, по содержанию прохо­дящих войсковых частей и т.д.

Государственный строй. Политический строй Хивин­ского ханства мало отличался от строя Бухары. Во главе государ­ства находился хан, власть которого направлялась крупнейшими феодалами. Потомки наиболее знатных родов (инаки) руководили политикой хана. Большим весом пользовались и беки — предста­вители полукочевой и оседлой узбекской знати. Во главе областей и городов находились представители крупнейшей феодальной знати, зависимость которых от власти хана была слабой. Ханство представляло собой раздробленное государство. Слабость цент­ральной власти в Хиве позволяла вождям племен совершать гра­бительские набеги на земледельческое население. Это усугубляло и без того тяжелое положение земледельцев.

В начале XIX в. произошла централизация государственной власти, был учрежден верховный ханский совет, состоявший из наиболее влиятельных должностных лиц ханства. Были введены Новые налоги, создан монетный двор. Хан признавался носителем высшей законодательной, админи­стративной и судебной власти. Местопребыванием хана был дво­рец — центр государственного управления. Совет при хане играл роль совещательного органа. Он обсуждал основные вопросы внутренней жизни и вопросы, касающиеся отношений с соседни­ми государствами.

Управленческий аппарат был несложным. Высшие должности распределялись ханом, назначение на должности сопровождалось ханским ярлыком. Все государственные посты находились в руках знатных лиц из числа землевладельческой аристократии и мусуль­манского духовенства.

Первым помощником хана считался кушбеги — правитель оседлого населения южной части ханства и блюститель поступле­ния податей. Затем шел глава оседлого населения северной части ханства. Должность диван-беги была равна управляющему канце­лярией ханства; ишан-раис был блюстителем порядка; ясаул-баши — начальником войска; миршаб — начальником полиции; мирзабоши ведал иностранными делами и т.д.

Ханство делилось на бекства и наибства. В XIX в. территория ханства была разделена на 20 бекств, которыми управляли беки или хакимы, и два наибства, управлявшиеся наибами. Как беки и хакимы, так и наибы назначались и смещались ханом.

Судебная власть была сосредоточена в руках мусульманского духовенства. Судопроизводство характеризовалось устным и глас­ным рассмотрением дел, отсутствием коллегиальности, устным приговором.

Кокандское ханство. В XVIII в. из состава Бухарского ханства выделилось самостоятельное государство — Кокандское ханство.

Общественный строй. Кокандское ханство населяли уз­беки, казахи, киргизы, кипчаки, таджики и др. Ханство являлось районом сравнительно развитого хлопководства, садоводства, шелководства и скотоводства. Большая часть населения вела осед­лый образ жизни, занималась выращиванием сельскохозяйствен­ных культур. В ханстве были также кочевники-скотоводы.

Феодалы подвергали жестокой эксплуатации дехкан и ремес­ленников. Постройка новых оросительных каналов, развитие эко­номических связей с Россией обусловили расширение земледелия, посевов хлопка, что привело к некоторому хозяйственному подъ­ему. Постепенно развивалось товарное производство как в сель­ском хозяйстве (особенно в хлопководстве), так и в ремесленной промышленности. Такие города ханства, как Коканд, Андижан,Наманган, Маргилан, стали крупными торгово-ремесленными центрами.

В первой четверти XIX в. Кокандское ханство завоевало Таш­кент, распространило свою власть на часть Семиречья и кочевья казахов вдоль Сыр-Дарьи.

Государственный строй. Во главе государства находил­ся хан. Он был окружен крупной феодальной знатью и чиновни­ками. Ближайшим лицом к хану был мингбаши (тысяцкий). Высо­кими должностями считались посты казначея, военного министра, начальника полиции и т.д. При хане был совет, состоявший из приближенных к хану сановников, обсуждавший вопросы жизни и деятельности ханства. На общественную и политическую жизнь ханства большое влияние оказывало мусульманское духовенство. Глава духовенства участвовал в обсуждении вопросов на ханском совете, его мнение во всех вопросах считалось наиболее автори­тетным.

Правители на местах назывались беками и хакимами. На осо­бом положении находился правитель Ташкента. Он назначался непосредственно ханом и носил титул беклар-беги (бек беков). В кишлаках административная власть была представлена аксака­лами (старостами). За поведением жителей и соблюдением ими норм шариата следили мухтасибы. Полицейские (курбаши) под­чинялись бекам и хакимам. Армия состояла из конных и пеших воинов. В необходимых случаях создавалось ополчение.

Судебная власть находилась в руках казиев во главе с главным судьей — казикалоном. На эти должности обычно назначали пред­ставителей духовенства как знатоков шариата. Дела решались на основе шариата, или, точнее, все зависело от судьи, от толкования или понимания им норм шариата, что создавало громадные воз­можности для судейского произвола. Трудящихся наказывали за малейшую провинность. Широко применялись смертная казнь и телесные наказания.

 

* * *

 

Освобождение от монголо-татарского ига не привело к полно­му восстановлению государственности народов Закавказья и Средней Азии. Монголо-татарских завоевателей вскоре сменили орды Тимура, создавшего империю, в которую входили не только среднеазиатские, но и закавказские земли. После распада империи Тимура главными претендентами на Закавказье стали Персия и Турция. В Средней же Азии активная роль перешла к северным кочевникам, действия которых привели затем к созданию новых государств — Бухарского, Хивинского, несколько позже Коканд-ского ханств. Среднеазиатские ханства стали полиэтническими го­сударствами, очень разнородными в хозяйственном, социальном и политическом отношениях. Тем не менее все три ханства имели общие черты общественного, государственного строя и права. Наиболее важной особенностью было господство ислама и мусуль­манского духовенства, наложившее четкую печать на всю обще­ственную, политическую и правовую системы.

В Закавказье только Грузии удавалось отбиваться от агрессив­ных южных соседей. С меньшим успехом это делалось в Азербайд­жане. Что же касается Армении, то здесь никакой государствен­ности восстановить не удалось, она была полностью инкорпори­рована Персией и Турцией. Впрочем, грузинские и азербайджан­ские царства и княжества тоже имели минимальную свободу, хотя ее уровень колебался во времени. В основном они были вассалами персидских и турецких монархов.

В силу этого закавказские народы все больше обращают свои взоры на север, в сторону России, которая с XVIII в. начинает играть активную роль в жизни Кавказа. Это приводит в конце концов на исходе XVIII и в XIX в. к включению кавказских земель в Российскую империю, проходившему как на добровольной ос­нове, так и силой оружия.

Турецкие захваты и освобождение от них силой русского ору­жия определили судьбу в данный период не только Закавказья, но и Молдавии, к истории государственности которой мы теперь и переходим.

 

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.024 с.)