Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимиро-Суздальское княжество

Поиск

 

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классичес­кий образец русского княжества периода феодальной раздроблен­ности. К этому есть ряд оснований.

Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-вос­точных земель — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство[xlix][49]. На терри­тории Владимиро-Суздальского княжества возникла Москва, став­шая со временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество пе­решел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125-1157) вплоть до Даниила Московского (1276-1303) — носили ве­ликокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское кня­жество в центральное положение по сравнению с другими русски­ми княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту — греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъезда: по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г.. «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и со всем кли -ром своим». Максим первым из митрополитов присвоил себе титул митрополита «Всея Руси».

Ростов Великий и Суздаль — два древнейших русских города первый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй — под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издрев-ле давались великими киевскими князьями в уделы своим сы­новьям. Владимир Мономах в 1108 г. основал город Владимир на Клязьме, вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества, ве­ликокняжеский престол в котором занимал старший сын Влади­мира — Юрий Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу из Ростоваво Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздаль­ское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество не­долгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Боль­шое Гнездо (1176-1212) оно стало дробиться на мелкие княже­ства. В начале XIII в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х гг. того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского — Данииле — самостоятельным стало Московское кня­жество.

Общественный строй. Экономическое состояние Владимиро-Суздальского княжества достигло своего расцвета во второй по­ловине XII — начале XIII в. при великих князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Могущество Владимиро-Суздальской Руси символизировали два великолепных храма, воз­двигнутых во Владимире во второй половине XII в., — Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на Нерли, по­строенная на восточных подступах ко Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного хозяйства.

Русские люди, переселившиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако русские не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII — начале XIII в. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры.

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском кня­жестве мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется но­вая категория мелких феодалов — так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин — «дворяне».

К господствующему классу относилось также духовенство. Ду­ховенство во всех русских землях было организовано по правилам Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Разрушив русские горо­да и превратив Русь в подчиненное государство, монголо-татары сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас —ярлык хана Менгу-Темира (1266-1267). Согласно ханским ярлыкам, гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.

Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной велико­княжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - характеризуется как сильный монарх, сумев­ший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, сбежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику «самовластна» Владимиро-Суздальской земли. После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский стол на протяжении XIII-XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига. Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное уст­ройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось военное могущест­во княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формиро­вался совет при князе. В него входили и представители духовен­ства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Влади­мир — сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили намест­ники-дружинники, управлявшие городами.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий, или дворский, который являлся вторым по значению лицом в государст­венном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает под 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые тоже относились к числу кня­жеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское кня­жество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную сис­тему управления.

Местное управление было сосредоточено в руках наместниког посаженных в городах, и волостелей — в сельской местности. Ор­ганы управления вершили и суд в подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская летопись, посадники «многу т я готу людем сим створиша продажами и вирами».

До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском княжестве было несколько епархий, возглав­лявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в еписко­пы избирались на соборах высшего духовенства при участии ве­ликого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии дели­лись на округа во главе с церковными десятниками. Низшую еди­ницу церковной организации составляли приходы во главе со свя­щенниками. К «черному» духовенству принадлежали монахи и мо­нахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто ос­новывались князьями, летописцы с любовью отзывались о таких князьях, как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо, и др. Монастыри в Северо-Восточной Руси появились уже в XI в., как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове Великом, и по сей день изумляющий нас своими величием и красотой.

Право. К сожалению, до нас не дошли источники права Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем дей­ствовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система состояла из источников светского права и церковно-правовых источников. Важнейшим источником права оставалась Русская Правда, которая дошла до нас в большом числе списков, составленных во Владимиро-Суздальском княже­стве в ХIII-ХIV вв., что свидетельствует о ее широком распро­странении в Северно-Восточной Руси. Действовали и общерусские уставы первых христианских князей — Устав князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устав князя Яро­слава о церковных судах. Они дошли также в большом числе спис­ков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве.

Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что их общие положения были незыб­лемыми. Особое значение они приобрели после перенесения мит­рополичьей кафедры во Владимир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.007 с.)