По предметам орксэ и однкнр») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По предметам орксэ и однкнр»)



 «Краеведческий аспект в изучении предметов духовно-нравственной направленности»

       Введение

       Духовно-нравственное воспитание детей является одним из главных направлений развития современной школы. Именно через духовно-нравственное воспитание возможно формирование базовых духовных ценностей, национальной идентичности, патриотизма.

       Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

       На уроках ОПК и ОДНКНР дети получают возможность не только познакомиться с культурными ценностями своего народа, но и узнать истоки этих ценностей - православную традицию. Процесс этот очень важен и сложен, поэтому я считаю, что обучение ребёнка, а тем более его воспитание должно происходить на примерах близких и понятных. В этом отношении незаменимым является краеведческий материал, который я включаю в качестве отдельного компонента в свои уроки. Кроме того, говорить о преподавании ОПК и ОДНКНР невозможно без изучения традиций, а именно православных праздников, семейных ценностей, местных особенностей. В своей педагогической практике я опираюсь именно на это.

       Преподавание предметов духовно-нравственной направленности предполагает тесное взаимодействие школы и Православной церкви. «Это взаимодействие учителей, преподающих модули, курсы конфессиональной направленности с представителями соответствующих конфессий для обеспечения внеурочной образовательной деятельности в интересах их семей, в том числе внеклассных мероприятий и экскурсий» (Письмо Минобрнауки России от 26 июня 2017 г. № 08-1300 «О программе повышения квалификации»).

       В настоящее время сложилось так, что в нашей школе нет детей, приехавших из других регионов. Все учащиеся школы – жители микрорайона Заречье, многие из них - крещёные. Поэтому, знакомя учащихся с духовными традициями народов России, главный упор я делаю на знакомство с православием.

       Православная традиция лежит в основе русской культуры, однако в процессе бурной истории XX века часть ценностных ориентиров была или изменена или утрачена. Поэтому правильное воспитание русской идентичности невозможно без взаимодействия с Православной церковью, которая эту традицию сохранила в чистоте. В качестве примеров такого взаимодействия можно назвать экскурсию в храм после изучения темы «Устройство православного храма», посещение вместе с батюшкой Калязинского краеведческого музея, совместные поездки по историческим местам Калязинского района, совместное проведение праздников.

       В данной работе я постараюсь рассказать о своём опыте преподавания предметов духовно-нравственной направленности в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Духовность – понятие сложное. Оно содержит в себе такие составляющие как преобладание духовного над материальным, бескорыстие, патриотизм. Воспитание этих качеств очень важно для сегодняшнего общества, погрязшего в материальных ценностях. Практический материал для воспитания патриотизма и духовности даёт нам краеведение. Формирование патриотизма является на сегодняшний момент одной из главных задач воспитания. Общество ставит перед современной школой задачи не только обучения, но прежде всего воспитания граждан своей страны. На формирование чувства патриотизма должны быть направлены усилия учителя на уроках основ православной культуры. Краеведение в этом отношении даёт нам большой материал. Знание истории своего края, города порождает у подрастающих граждан чувство гордости за свою малую родину, её людей.

       Глава 1. Цель, задачи

       Знакомство с материалами краеведения начинается, как ни парадоксально, ещё в дошкольном возрасте, когда маленький ребёнок просит своих родителей рассказать ему о том, какими они были в детстве, во что играли, каким раньше был их дом, кто в нём жил, каким раньше был их родной город. Эти рассказы интересны и близки маленькому человеку, и если интерес к истории своей семьи, как правило, прививают родители, то интерес к своему краю должны прививать, безусловно, учителя.

       Знания по истории своего родного края, которые получают ребята в начальной школе на уроках ОПК и ОДНКНР, затем находят своё продолжение в курсе истории, когда из начальной школы ребёнок переходит в основное звено.

       Развитием этих знаний может стать и внеурочная деятельность. В нашей школе проводятся традиционные школьные вечера, направленные на сохранение традиций русского народа («Русские посиделки», «Вечер русского романса»). В этом случае вся работа направляется на один результат: осознание учащимися своих духовных ценностей, формирование у них любви к родному краю, гордости за его историю, за его людей.

       Но формирование патриотизма – это не самоцель. Результатом этой работы должно стать стремление сделать свой родной край лучше. Не искать счастливой судьбы где-то за его пределами, а понимать, что родная земля, данная человеку от его предков, и есть самая счастливая его доля, и что его силы, талант и энергия, отданные родной земле, принесут заслуженное уважение человеку и процветание его родному краю.

       Таким образом, целью своей работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся я считаю формирование любви к родному краю на уровне нравственной ценности, которая сможет в дальнейшем определить жизненные ориентиры учащегося как гражданина.

       В ходе работы решаются следующие задачи:

       1.Специальные:
-познавательные: изучение учащимися истории родного края в контексте общероссийской истории
-практические: формирование навыков исследовательской работы.

       2.Общепредметные:
-обучение школьников самостоятельному выполнению заданий по краеведению;
-формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
-развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной. 

       Краеведческий материал, изучаемый в рамках школьной программы, содержит в себе ряд направлений, необходимых для реализации поставленной цели.

       1.Изучение героических страниц прошлого родного края, связанных с его защитой от иноземных захватчиков;

       2.Социально-экономическая история родного края. Традиционное ведение хозяйства, предпринимательская деятельность, примеры успешной реализации экономических проектов. Купцы и купеческие династии. Традиции меценатства.

       3.Духовные традиции. Церкви и монастыри. Святые и традиции их почитания. Святость как жизненный ориентир.

       4.Развитие просвещения. Школы. Знаменитые учителя и учёные.

       5.Народные промыслы. История возникновения и развитие на современном этапе. Самобытность народной культуры Тверского края.

       6.Искусство родного края. Живопись, музыка, архитектура, театр в истории Тверского Верхневолжья.

       В своей педагогической практике я использую эти направления и во внеурочной деятельности. Они реализуется через встречи с интересными людьми, экскурсии, мастер-классы, творческие и исследовательские проекты, работу лекторской группы, работу школьного музея и многое другое.

       Есть и ещё один аспект моей работы. Я веду кружок краеведения в воскресной школе. Опираясь на программу по историческому краеведению О.В.Савиновой, я разработала свою, в которой рассматривается непосредственно история г. Калязина. Такое углублённое изучение местной истории даёт мне богатый фактический и дидактический материал, который я частично использую в дальнейшем на уроках ОПК и истории в школе.

       Почему же именно краеведение я считаю главным направлением своей педагогической деятельности? Работая в школе, я убедилась на своём опыте, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далёким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают живой интерес, и решила через изучение истории родного края, близкой и понятной детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.

       Я родилась и выросла на Тверской земле, в небольшом, но удивительном своей богатой историей городке Калязине. Мне не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба Верхневолжья перешла в надёжные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать.
       Современное общество требует от школы не только обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, но и воспитание человека хорошо знающего свои истоки, человека, который является носителем лучших образцов духовной традиции.
       Привлечение краеведческого материала на уроках ОПК и ОДНКНР служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе.

       Известный методист Н.Г. Дайри не без основания считает, что «программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее»¹. ¹ (https://pedsovet.su/load/126-1-0-1238)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.011 с.)